kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Готовлю к диалогу культур"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является выступлением на семинаре учителей родного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Готовлю к диалогу культур"»

Готовлю к диалогу культур…


(Из опыта работы по коммуникативному методу обучения татарскому языку русскоязычных учащихся заместителя директора по вопросам национального образования и воспитания МБОУ «СОШ №20»,учителя татарского языка и литературы Вафиной Г.А.)


Дидактическая цель деятельности обучения и воспитания учащихся, развитие их мыслительной способности – вечная проблема педагогики.

Как известно, каждый ребенок в первый раз идет в школу с большой радостью, с настроением. Школа, как им кажется, приносит нескончаемую радость. Но по наблюдениям врачей и психологов к концу 2 четверти физическое развитие намного задерживается, понижается вес ребенка, начинаются проявляться различные заболевания. В старших классах учеба для них превращается в тяжелый труд, школа для многих становится принудительной работой. Ученые считают, что в обычной школе только 4-7% школьников заинтересованы содержанием обучения.

В чем же причина этого?

Во многих случаях воспитание нравственных качеств мы ограничиваем нравоучениями или внеклассными мероприятиями, читаем мораль, сравниваем учащихся друг с другом, одного ставим в пример, другого унижаем, но главное семя воспитания - урок. Поэтому необходимо правильно организовать учебную деятельность ученика. Ребенок на протяжении 11 лет по 6-7 часов ежедневно занимается учебной деятельностью. Это достаточно большой период времени для формирования его как личности. Освоение школьного материала у каждого ребенка разное. Это связано с их природными задатками. Поэтому принцип индивидуализации личности в дидактике требует организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Значит для того, чтобы все учащиеся одинаково усвоили материал необходимо организовать различные условия для их деятельности. Если педагог ставит одинаковые требования для всех учащихся, то многие из них не смогут усвоить урок. В итоге их заинтересованность учебой снизится.

Как говорил В. Сухомлинский самое страшное безделье за партой, ежедневно по 6 ч. безделье, безделье протяженностью в месяцы и годы. Это разрушает человека морально. Одновременно у таких учеников появляются такие чувства как испуг, боязнь.

Для каждого ребенка единые учебники, одинаковые требования, не учитывающие его индивидуальные возможности, приводят к дидактогенным стрессам.

Сегодня педагогическое общество ведет речь о внесении в процесс обучения передовых педагогических технологий, имеющих гуманистические направления, ориентированные на деятельность каждого учащегося.

Я хочу остановиться на возможности коммуникативной технологии. Данная технология дает положительные успехи в обучении татарскому языку для русскоязычных учащихся как второй государственный язык Татарстана.

Организуя правильное обучение, не нарушая технологического процесса можно добиться хороших результатов. А это в свою очередь влияет на степень воспитанности учащихся. Какие же преимущества есть в коммуникативной технологии обучения языку?

Содержание, языковой материал выбирается проблемного характера. По организации содержания существует несколько направлений: грамматико – структурный, тематический и проблемный.

Коммуникативная технология выбирает 3-е направление. Если мы объединим материал обучения языку с морально - этическими проблемами, процесс обучения станет намного легче. Так как в морально – проблематичные тексты будет заложена разговорная мотивация, т. е. коммуникативная мотивация напрямую.

А каких же проблемах идет речь? Эти проблемы вбирают в себя темы из традиционных учебников. Тема «Школа». Проблема, легко ли хорошо учиться?».

Тема «Домашний труд» изучается в цикле «Какой я дома помощник?». Я хочу остановиться на учебнике татарского языка для 7-го класса русскоязычных учащихся. Остановимся на проблемах общения.


Тема

Проблема

Знания и жизнь.

Для того чтобы хорошо учиться какие качества нужны; легко ли хорошо учиться?

Взрослые и мы

Всегда ли правы взрослые? Видеть свои ошибки это трусость, или …

Как мы отдыхаем?

Как ты проводишь свое свободное время? Курение – вред здоровью. Ты с этим согласен?

Ты и твои сверстники

На сегодняшний день быть воспитанным модно? Человек стесняющийся быть воспитанным прав ли? Легко обвинить другого человека или себя самого?

Умение общаться передается по наследству или это можно воспитать в себе?


В основе эти проблемы взяты из сферы общения, освещают их отношения друг с другом, у детей возникает желание говорить, ученик начинает участвовать в деятельности не по велению учителя, а по собственному желанию.

Надо отметить, что у каждого ученика возникает потребность высказаться, т.е. мотивация к учебной деятельности, так как у каждого из них есть свой взгляд на данную проблему.

Самое большое преимущество коммуникативной технологии – создать условия для усвоения разговорного материала в учебном процессе всеми учащимися. А это - главная основа воспитательного процесса на уроке.

Обучение в основе коммуникативной технологии построено на циклах. Циклы – это определенное количество уроков, нужное для выведения лексического материала на разговорную речь и общение.

Прочитывание текстов, перевод - это не последняя цель в изучении языку. Последняя цель - учиться общаться на основе разговорных образцов текста.

В традиционных учебниках на каждый урок новый текст, новый материал не совпадает с возможностями усвоения материала учениками.


В учебниках, основанных на коммуникативной методике, для изучения текста выделяется определенное количество часов. Это количество, естественно не обязательно, это зависит от степени знаний учащихся и от сложности материала. На первых уроках по данной теме идет усвоение лексико-грамматических навыков. На последних уроках цикла обучающиеся выходят на диалогическую, монологическую речь по содержанию текста, характеризуют героев, высказывают собственное мнение по данной проблеме. А на уроках развития речи учащиеся сами участвуют в творческом процессе, сочиняя рассказы, сказки. В данном случае творческие работы учащихся могут оцениваться немного завышенно. Иногда практикуем оценивание собственных письменных работ самим учеником, что формирует его как нравственную личность. Эту деятельность ученики выполняют с особой заинтересованностью.

Надо сказать, что для нас самое важное, чтобы у каждого ученика появилась потребность к изучению материала. Как же возникает это желание? Оно возникает вследствии того, что учебный процесс был организован правильно: текст (разговорный материал) проходит несколько этапов последовательно: восприятие, размышление, обобщение, понимание, использование. В этот механизм заложена возможность индивидуальной работы с каждым ребенком: даже те учащиеся, которым сложно усвоить материал, в процессе организации уроков данного цикла достигают степень усвоения.

В заключении хочется сделать такой вывод: коммуникативная технология, зарекомендовавшая себя в мировом масштабе, играет очень важную роль в воспитании нравственной личности.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Готовлю к диалогу культур"

Автор: Вафина Гульнара Анваровна

Дата: 11.10.2018

Номер свидетельства: 480341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства