kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает вопросы социализации обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной деятельности.»





























Эссе

«Формы и виды

социализации обучающихся

в норме и обучающихся  с ОВЗ, как в учебной,

так и  внеучебной деятельности»



















Работу выполнила:

Никитина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 64»

Московского района г.Казани.




2017г.

Звенит звонок, спешат ребята в школу,

Учитель начинает свой рассказ…

А у окна напротив

Мальчишка чуть смущенно

Не может оторвать от школы глаз.


Мы и наши дети живём, удовлетворяем свои материальные и духовные потребности, познаём мир и себя как его частицу, наши ученики включаются в общество (пусть сначала это детский сад, потом школа), становятся членами этого общества, потому что с первого в своей жизни вдоха они - существа общественные. А общественная сущность человека, маленького или большого, человека в «норме» или нет, проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Это и есть процесс формирования личности, который ученые называют социализацией. Но зачастую этот процесс рушится. И разрушение его имеет страшные последствия не только для «мальчишки в коляске», который «не может оторвать от школы глаз», но и для нас всех.

Нам надо осознать, что наше общество состоит из разных людей. Конечно, не каждый может быть одинаково принят. Открытость тоже имеет границы. Вторжение другого, чужого и непонятного, может восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно может встречать сопротивление:

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!


Наше сегодняшнее инклюзивное образование –это целый процесс, который может повлиять на систему социальных отношений, где «…мир «особого» ребенка» не будет ни «пуглив», ни «безобразен».

В процессе этих отношений приобретены будут и убеждения, и общественно одобряемые формы поведения, так необходимые для нормальной жизни в обществе.



Система образования сегодня один из важнейших и мощных факторов стабильности в обществе, она регулятор отношений между обществом и школой, так как содержание образования формируется под влиянием общества, а общество, в свою очередь, изменяется под влиянием образования.

Пристальный анализ показывает, что социализация имеет сложную природу, разнообразные виды и формы. Так, существует полная и частичная социализация, кроме того односторонняя, актуальная и неактуальная социализация, неадекватная, быстрая и медленная, ограниченная и бесконечная социализация. И наконец, затухающая и развивающаяся социализация, существует и ее порог. Порогом, а не этапом и не формой, называется момент, после которого начинаются принципиально иные и практически необратимые процессы социализации.
Есть виды социализации, которые классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

  1. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.

  2. Процесс замены ранее сложившихся форм поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов и усвоение новых. Помните, как в институте нам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Ещё есть другие виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной  социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.

  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).

  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Также социализацию можно разделить на три периода, а именно: вхождение в социальный мир, социальное действие и прекращение социальной жизни. Период вхождения и есть собственно то, что называется процессом социализации в широко бытующем мнении, характеризуется это тем, что человек становится социальным, или, как раньше говорили, общественным существом. Другими словами, человек становится частью того социального образования, в котором он с рождения оказался, и соответственно равноправным членом всего общества

Получается в конечном счёте, что не человек создает общество, а общество проводит социализацию своего нового поколения, которое могло бы решать задачи, поставленные перед обществом. Не человек выбирает дорогу, а дорога выбирает человека, и зачастую, отказываясь от тех людей, которые не способны ее пройти.

Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Эта проблема является следствием  физического и психического здоровья ребёнка,  а также сложившегося общественного сознания. Потом, конечно, существованием недоступной для ребенка с ограниченными возможностями здоровья архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. А ведь ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Для решения проблемы законом определены задачи:

  • Разработка нормативных правовых актов,

  • Разработка типовых решений для организации поддержки для реализации эффективной инклюзии: адаптации форм обучения, адаптации программ и создания индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями, изменения и контроля состава класса, организации учебного пространства, введения новой штатной единицы– тьютора, взаимодействия учителей и специалистов, включенности социальных партнеров в жизнь школы и т.д.

  • Оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху.

  • Повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях.

  • Разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования.

На первый взгляд это всё хорошо. Но нет смысла тратить силы на комфортном обустройстве в школе детей-инвалидов, если хотя бы часть детей «в норме» не получают необходимого им внимания, поддержки и помощи. Мгновенно нарушится равноправие, очень быстро дети среагируют на несправедливость.

Сегодняшний школьный учитель должен видеть трудности и барьеры в своей работе не как повод для самоустранения, отдаления от ученика, а как повод задуматься над решением этой интересной и сложной задачи.

Правилом должно стать:

  • принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;

  • включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;

  • вовлекать учеников в групповые формы работы и групповое решение задачи;

  • использовать активные методы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Встречи и беседы с детьми, учителями и родителями вполне может брать на себя школьная психологическая служба, если таковая имеется. Впрочем, вопрос кем и как будут собираться сведения о трудностях в учебе и школьной жизни, полностью зависит от доброй воли и поддержки самой школы.

Необходимо каждому учителю принять для себя следующие рекомендации:

  • Понять значение и ценность для социализации любого маленького человека в обществе. Стать приверженцем совместной идеи обучения детей разных!

  • Сформировать психологическую готовность принимать и работать с любым ребенком, преодолеть свои страхи и неуверенность. Накопить свой личный опыт работы с «особым » учеником! Верить в себя и в него!

  • Творчески относиться к программным и дидактическим средствам обучения. Это всего лишь инструменты, а не цель. Пробовать видеть индивидуальные возможности каждого ребенка и адаптировать под него элементы программы.

  • Помнить, что главная задача на уроке — научить детей учебному взаимодействию в решении учебных задач. Доверять ученику, пробовать парное и групповое взаимодействие, оно более эффективно, чем самостоятельная работа. Постараться контролировать не дисциплину, а включенность детей в процесс обучения.

  • Оценка – это инструмент для достижения образовательных целей, а не инструмент для сортировки учеников. Оценка должна помогать в адаптации методов обучения.

  • Стараться создавать необходимые условия для эффективной работы на уроке для каждого ученика. Мы все разные! И иногда нуждаемся в поддержке.

  • Относиться творчески к пространству класса. Оно тоже должно работать на цели образования и помогать в создании условий для разных видов деятельности учеников.

  • Помнить, что у вас есть помощники – это родители. Но необходимо удерживать профессиональную позицию в отношениях с ними, и вместе вы решать самые сложные задачи. Помнить, что они тоже отвечают за своих детей.

  • Советоваться с коллегами. Быть открытым в решении своих профессиональных задач. В этом и состоит развитие.

  • И учиться!

Школа призвана воспитывать личность, готовить ребенка к жизни в цивилизованном обществе, помочь ребенку стать достойным человеком. Это мы - учителя учим детей строить свою судьбу, надеясь на силу своих возможностей и добрых желаний.

Должны понять мы полушарьями своими,

Что люди всякие бывают на земле!

Тем, кто не знает вас, вы кажетесь иными,

На самом деле вы такие же, как все.

Нужно помнить, как заповедь:

  • Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

  • Каждый человек способен чувствовать и думать.

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  • Все люди нуждаются друг в друге.

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Ещё нужно помнить, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей, их социализацию.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать обобщающий вывод о том, что социализация -это путь решения задач ответственности человека перед обществом, каждым конкретным человеком и перед природой в целом. Социализированное общество может стать творцом новой жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Никитина Наталья Александровна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436810

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства