kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы работы с семьями, в которых один или оба родителя употребляют наркотические вещества в немедицинских целях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы социального педагога с семьей при наличии в ней родительской наркотической зависимости

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с семьями, в которых один или оба родителя употребляют наркотические вещества в немедицинских целях»

Формы и методы работы с семьями, в которых один или оба родителя употребляют наркотические вещества в немедицинских целях

Для методического объединения.

Подготовил социальный педагог Ибрагимова Мария Владимировна

Семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать служба социальной помощи. Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций и на их своевременное предупреждение. Цель его работы - создание благоприятных условий в семье для личностного развития ребёнка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Типы семей, с которыми работает социальный педагог - многодетная, неполная, опекунская, с детьми-инвалидами, неблагополучная…. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. Социальный педагог при работе с семьей выступает в роли советника, который информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей, дает педагогические советы по воспитанию детей, в качестве консультанта помогает в вопросах семейного законодательства, межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания, в отдельно взятых семьях, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям).

Для планирования работы с неблагополучными семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, совместно с классными руководителями, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, общественной инспекцией по делам несовершеннолетних и подразделением по делам несовершеннолетних составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение и достигнутый результат. Программа работы варьируется в связи с изменившимися условиями, но обязательно заслушивается на заседании общественной инспекции по делам несовершеннолетних при администрации поселка или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении данной программы. Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальный педагог должен взаимодействовать с учителями, классными руководителями, семьей и ребенком, приложить все усилия для результативной работы. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы: внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Особенности семей при наличии в ней родительской (супружеской) наркотической зависимости исследованы в меньшей степени. Следует отметить, что образ жизни женщин или семейных (родительских) пар, страдающих наркозависимостью, часто приводит к эмоциональному и физическому пренебрежению несовершеннолетними детьми. Ребенок в семье наркозависмых родителей испытывает многочисленные стрессы. «Многие дети переживают ситуации, когда у них на глазах люди теряют сознание от передозировок, или даже случаи гибели наркопотребителей. Родители могут надолго оставлять ребенка одного без присмотра. Он обычно ведет “взрослый образ жизни”: поздно ложится спать и поздно просыпается, неравномерно и неполноценно питается. Ребенок несет эмоциональную нагрузку, так как не может понять перепады настроений и состояний у родителей, их меняющееся отношение. Дети наркозависимых родителей часто не получают должного медицинского наблюдения из-за того, что родители не приводят детей на прием к педиатру, избегают профилактических осмотров, не проводят своевременной вакцинации».

Матери, страдающие наркотической зависимостью, пренебрегают потребностями ребенка, избегают или не выполняют родительские функции из-за состояний, обусловленных наркозависимостью. Так, например, мать может сокращать время, проводимое с ребенком из-за наступающей «ломки» и тяги к наркотику. Например, начиная читать на ночь книжку, наркозависимый родитель может уже через несколько минут, почувствовав «ломку», и невозможность ее терпеть, сокращать сказку, быстро рассказывать ее своими словами и выбегать из комнаты для принятия очередной дозы. Естественно, что на все просьбы ребенка читать по-настоящему, в такой ситуации родитель становиться раздражительным, начинает ругать ребенка и т.п.

Большинство женщин сообщают, что их наркопотребление начиналось через отношения с мужчинами, которые имели наркотические пристрастия и имело цель приблизить, удержать своего спутника (созависимый тип поведения, сходный с созависимым типом супружеского алкоголизма). Нередко после потери партнера (тюремное заключение, смерть от передозировки), нового спутника женщина ищет в той же среде наркопотребителей, будучи уже социально изолированной и вовлеченной в употребление и асоциальный образ жизни.

Отдельно следует сказать еще об одной острой социальной проблеме, касающейся женщин, страдающих наркотической зависимостью: это проблема беременности и наркозависимости. Беременные наркозависимые женщины часто скрывают от врачей и других специалистов факт употребления наркотиков, опасаясь правовых последствий, избегая осуждения или игнорируя факт влияния наркомании на здоровье будущего ребенка. Важно сделать доступным для наркозависимых беременных полное лабораторное исследование на наличие инфекций и с первой встречи ориентировать женщину на получение консультаций с помогающими специалистами.

Следует учитывать, что в работе с пациентами (клиентами), страдающими зависимостью от ПАВ, важно формировать устойчивый контакт в обстановке безопасности и доверия. Именно такие безопасные отношения смогут в дальнейшем стать залогом успешного участия зависимых в программах медико-психолого-социальной реабилитации.

В большинстве случаев оказание помощи родителям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью, начинается с медицинского этапа, осуществляемого в наркологическом учреждении, стационарно или амбулаторно. На этом этапе решаются задачи устранения основных проявлений абстинентного синдрома («синдрома отмены» или жарг. «ломка») и нормализации физического самочувствия человека. Врачи используют препараты, оказывающие успокоительное, противотревожное действие, а также лекарства, снижающие патологическое влечение к алкоголю или наркотическим веществам. Также обычно назначаются лекарственные средства для коррекции эмоционального состояния (устранения депрессии, возбудимости, тревоги), для лечения бессонницы и восстановления психических процессов. После нормализации физического состояния наступает этап социально-психологического сопровождения.





Основные подходы к деятельности специалиста по социальной работе в наркологической практике:

- информационно-просветительский: специалист, но работе с семьей информирует пациента (клиента) с проблемой зависимости от ПАВ о медицинских, юридических, психологических аспектах наркологического заболевания; предоставляет информацию о методах лечения и реабилитации, об организациях и учреждениях, оказывающих помощь при лечении наркологических и сопутствующих заболеваний, а также при решении проблем, являющихся следствием болезни;

- фасилитаторский (фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию): специалист по работе с семьей в процессе субъект- субъектного взаимодействия осуществляет функцию поддержки, побуждения, мотивирования, вовлекает в участие в программах реабилитации зависимых;

курирующий: специалист по работе с семьей активно участвует в разработке программ социально-психологического сопровождения для пациентов (клиентов) с наркологическими заболеваниями, отслеживает выполнение задач сопровождения, оценивает динамику, корректирует план сопровождения в сотрудничестве с другими специалистами. Вариантом курирующего подхода является подход адвокативный, при котором специалист по работе с семьей выполняет функцию представителя интересов пациента (клиента), защищает его права.

Деятельность специалиста по социальной работе востребована в наркологической практике по причине частой серьезной социальной дезадаптации зависимых от ПАВ. Так, пациенты с наркологическими заболеваниями часто имеют проблемы во многих областях жизни, например: проблемы физического здоровья; состояние психического здоровья; проблемы во взаимоотношениях в семье и в общении с другими людьми; проблемы включенности в социальные связи и получения социальной поддержки; проблемы доступа к услугам правовой, социальной и медицинской направленности; проблемы с законом; финансовые и долговые проблемы; проблемы трудоустройства; проблемы обучения и образования; проблемы, связанные с отдыхом и досугом; проблемы с азартными играми; проблемы, связанные с кризисом отсутствия или утраты личностных целей и смыслов. Для решения этих проблем необходима профессиональная помощь.

Практический опыт показывает, что наиболее востребованными в работе с данной категорией семей оказались следующие формы помощи: содействие в получении медицинской; индивидуальной и семейной психологической помощи; вовлечение родителей в постлечебные реабилитационные программы — например, сопровождение на собрания групп самопомощи «Анонимные алкоголики» («Анонимные наркоманы») и систематическое консультирование по актуальным вопросам выздоровления и реабилитации. Важная роль в этом процессе отводилась именно специалистам по социальной работе, а также медицинским психологам и социальным работникам — консультантов по химическим зависимостям. Также востребованным оказалось содействие в решении вопросов жилищных вопросов, организации досуга и получении социальной помощи трудоустройства и обучения. Важной задачей специалиста по социальной работе являлось представление интересов клиента и сотрудничество с представителями отделов опеки и попечительства и Комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав но вопросам осуществления родительских прав родителей, зависимых от ПАВ.

Спецификой работы с семьями с проблемой зависимости от ПАВ является необходимость длительного мотивационного этапа, задачи которого - установление контакта, создание мотивации на отказ от злоупотребления наркотиками и поддержании здорового образа жизни. Без установки на отказ от наркотиков невозможна дальнейшая работа, направленная на разрешение текущих психологических и социальных проблем, на выполнение родительских функций.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Закон об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации вводит единообразие и системность правового обеспечения профилактической деятельности.

В нем определены основные принципы и направления профилактики правонарушений; разграничены полномочия органов госвласти и местного самоуправления в данной сфере. Закреплено право граждан и организаций участвовать в профилактике правонарушений.

Закон выделяет виды профилактики. Общая предполагает выявление и устранение причин и условий для правонарушений; повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан. На коррекцию поведения конкретного лица направлена индивидуальная профилактика.

Устанавливаются основания и порядок применения специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера.

Определены формы профилактического воздействия. В их числе - правовое просвещение и правовое информирование граждан; профилактические беседы с гражданами; профилактический учет и надзор; социальная адаптация и реабилитация; ресоциализация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

«Алгоритм деятельности по выполнению несовершеннолетних, проживающих в семьях, где родители употребляют наркотические вещества, и организации профилактической работы с ними»:

1. Обнаружение и регистрация факта проживания несовершеннолетнего в семье, где родители употребляют наркотические вещества.

2. Организация профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей.

3. Мониторинг состояния ребенка и процесса реабилитации семьи. Анализ эффективности реабилитационных мероприятий.

Социальные педагоги должны прилагать все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Благополучная семья – это счастливое будущее детей, взрослых, всего общества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мария Владимировна Ибрагимова

Дата: 23.07.2020

Номер свидетельства: 555019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства