kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностно-смысловых установок и читательской компетентности на уроках русского языка в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете:"Формирование ценностно-смысловых установок и читательской компетентности на уроках русского языка в средней школе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностно-смысловых установок и читательской компетентности на уроках русского языка в средней школе»


Выступление на педсовете МОУ СОШ № 20.

Тема: «Формирование ценностно-смысловых установок и читательской компетентности на уроках русского языка в средней школе»

Одна из главных задач школы создание условий для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать информацию и успешно использовать ее в работе.

Читательская культура личности сегодня высоко оценивается мировым сообществом. В результате огромных перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, к произведениям художественной литературы, прежде всего низким уровнем читательского восприятия у выпускников школы.

Падение интереса учащихся к русскому языку, снижение навыков выразительного беглого чтения и как следствие снижение грамотности, косноязычие, неумение логично выразить свою мысль и аргументировать ее – проблема школы. Решить ее нельзя, даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую, нужно развивать в ребенке способность владеть словом, чтобы он умел сказать именно то, что хотел донести до собеседника, т.е. частицу своего «Я».

В современной системе образования перед педагогами возникла проблема формирования ключевых компетенций (круга вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом)мание нравственных ценностей.

Одной из значимых является ценностно-смысловая, включающая в себя понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, культуре, традициях, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям.

Другими словами, говоря о нравственном воспитании, нельзя обойти стороной вопросы воспитания гражданственности, патриотизма, с помощью которых формируется и развивается ценностно-смысловая компетенция – привитие общечеловеческих норм нравственности.

Для того, чтобы сформировать ценностно-смысловые компетенции необходимо научить ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.


- 1 -

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной или иной деятельности, от них зависит индивидуальная образовательная траектория и программа его жизнедеятельности в целом.

Именно эти компетенции обеспечивают формирование социально адаптированной, творчески развитой личности, с четко выраженной гражданской позицией.

Немаловажное значение в развитии такой личности имеет читательская компетенция, которую необходимо формировать с младших классов, не только на уроках литературы через чтение художественных произведений, но и на других уроках и через индивидуальную самостоятельную работу.

В современном, быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является читательская компетентность. Содержание образования в течение всей жизни

Будет меняться. Поэтому важно вооружить ребенка умением чтения, нежели информацией, которая забудется.

Читающие способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять связь явлений, быстрее находить решения. Они лучше владеют речью, у них больший объем памяти, они легче вступают в контакты, более самостоятельны в суждениях

Следовательно, чтение формирует качества духовно зрелого, просвещенного, культурного человека.

Сегодня дети читают не то и не так как предыдущие поколения. Меняются характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность, способы работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, предпочитаемые произведения. Меняются и источники информации в целом.

Все вышесказанное, подводит нас к проблеме, которая существует в обществе:

Это противоречия

- между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературному чтению;

- наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной литературы и числом обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по программ;

- между количеством часов литературы (2 часа в каждом классе) и новым взглядом на воспитание читателя.


- 2 -

Таким образом, одной из важнейших задач учителя - является формирование у обучающихся читательской компетентности, интереса к художественной книге, потребности в серьезном систематическом чтении.

Что же происходит сегодня в школе?

Как правило, в начальной школе дети еще читают, но при переходе в основную школу чтение постепенно притупляется. Причин можно назвать много, вот некоторые из них.

- увеличивается количество предметов (история, обществознание, биология, география, ОБЖ и др.) и каждый учитель задает задание, состоящее из 7-12 страниц текста, а в день 2-3 устных предмета и не каждый ученик 5-6 класса может прочитать и пересказать заданное. Родители, как мы знаем, не все могут помочь, вот и получается один день ребенок приходит неподготовленный, второй день и к 7 классу появляются неуспевающие учащиеся и таких в каждом классе 4-5, а то и более. (дисциплина падает, пропадает познавательный интерес, а чтение становится тяжелой обязанностью);

- дети предпочитают чтению интернет, но зачастую они черпают из него не полезную и нужную информацию, а ищут развлекательные программы, игры, общаются с одноклассниками. Пример с подготовкой к ЕГЭ 10-11 классы на уроках открываем сайты с демоверсиями по всем предметам, тренировочные работы и другую полезную информацию по подготовке к ЕГЭ, но проходит время и учитель видит, что всего несколько человек из класса заинтересовались этой информацией и используют ее при подготовке к ЕГЭ;

- применение учителями недостаточно эффективных методов обучения, контроля, воспитания на уроках, развитие познавательного интереса к изучаемому материалу

В связи с этим перед учителем стоит задача заинтересовать обучающихся, привить им интерес к чтению путем создания ситуации успеха на основе доброжелательных деловых отношений, уважение личности ученика, внимания к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощи и поддержки со стороны педагогического и ученического коллективов.

Поведенные исследования среди учащихся 4-8 классов показали, что

15-20 % учащихся в каждой параллели читают слабо, 25-30% читают хорошо, 60-70 % учащихся читают в соответствии с едиными требованиями.

- 3


Посещенные уроки показали, что учителя в своей работе опираются на средних учащихся, а слабые и сильные остаются без внимания. (этим можно

объяснить снижение обученности учащихся, уменьшение количества хорошистов и отличников в классах)

Теперь остановимся на осознанности чтения этих же учащихся:

- 15-20 % учащихся плохо понимают прочитанный текст, у них низка мотивация к чтению, они нуждаются в постоянном повторении, в медленном разборе вопросов к тексту, для чего, как всегда, не хватает времени на уроке.

- 25-30 % учащихся успешно справляются со всеми заданиями по тексту, и у них остается время на уроках, задача учителя подготовить для них более трудные задания;

- 60-70 % учащихся в основном справляются с предложенными заданиями.

Итогом работы школы является ГИА-9, 11. Рассмотрим, как скорость и осознанность чтения влияют на сдачу государственной итоговой аттестации по всем предметам, обязательным и по выбору.

Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ учащиеся должны внимательно прочитать задание, осознать прочитанное и дать ответ. Именно здесь возникают большие проблемы: невнимательно прочитал, не понял вопроса, невнимателен был при записи ответов и др.,

Особая роль отводится русскому языку: ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным ученик, не владеющий русским языком – способом четкого выражения мыслей и ,конечно, чувств, настроений, в формировании читательской компетенции.

Для успешного формирования читательской компетентности и более эффективной подготовки к государственной итоговой аттестации была разработана следующая диагностика работы с текстом:

умения

уровень

низкий

средний

высокий

1

Составлять план ответа




2

Готовить пересказ текста




3

Выделять главную мысль прочитанного




4

Составлять вопросы к прочитанному




5

Воспроизводить прочитанное




6

Запоминать услышанное




7

Давать оценку своей деятельности




8

Находить ответы на вопросы




9

Работать с толковым словарем




- 4 -

Результаты такой диагностики помогут учителю выстроить свою работу так, чтобы каждый ученик смог понять содержание и проблему текста, а это повысит познавательный интерес к чтению.

Сопоставив выявленные противоречия с данными исследований, свидетельствующих о том , что большинство детей не любят читать, что чтение у подростков на пятом месте в досуговой деятельности, мы попытались составить рекомендации по формированию читательской компетентности, которые включают в себя следующие моменты:

- изучение читательских интересов учащихся с целью выявления уровня начитанности;

- составление рекомендательного списка литературы, который способствовал бы правильному выбору книг для чтения;

- 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник;

- система уроков внеклассного чтения;

- устные сообщения или сочинения-миниатюры по всем устным предметам;

- сотрудничество со школьной библиотекой;

- конкурсы чтецов, «Самая читающая семья» и др.;

За счет развития читательской компетентности будет развиваться творческое воображение учащихся. Оно даст толчок развитию речевой культуры, которая способствует формированию устной и письменной монологической речи. Хорошо развитая монологическая речь позволит развиваться творческим способностям учащихся.

Отсюда следует, что учитель должен, как можно раньше, привить учащимся любовь к чтению, сформировать читательскую компетентность, понимаемую как совокупность знаний, навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме.

Школа не готовит профессионалов-журналистов, писателей, ораторов, но каждый выпускник должен уметь воспринимать и предавать информацию, защищать свои убеждения и убеждать других, выступать с предложениями, советами, критикой, написать статью в газету и т.д.

Следовательно, при определении задач работы по формированию читательской компетентности необходимо учитывать требования жизни, «социальный заказ».

Подвести итог я хочу словами Е.С. Лихтенштейна (австрийского философа), он сравнил книгу с колесом, которое никогда не уйдет из человеческой цивилизации, ибо, воспитывая читателя, мы воспитываем человека





















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нерсесян Ася Левоновна

Дата: 30.12.2019

Номер свидетельства: 534055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства