Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностно-смысловых установок и читательской компетентности на уроках русского языка в средней школе»
Выступление на педсовете МОУ СОШ № 20.
Тема: «Формирование ценностно-смысловых установок и читательской компетентности на уроках русского языка в средней школе»
Одна из главных задач школы создание условий для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать информацию и успешно использовать ее в работе.
Читательская культура личности сегодня высоко оценивается мировым сообществом. В результате огромных перемен в жизни общества статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, к произведениям художественной литературы, прежде всего низким уровнем читательского восприятия у выпускников школы.
Падение интереса учащихся к русскому языку, снижение навыков выразительного беглого чтения и как следствие снижение грамотности, косноязычие, неумение логично выразить свою мысль и аргументировать ее – проблема школы. Решить ее нельзя, даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую, нужно развивать в ребенке способность владеть словом, чтобы он умел сказать именно то, что хотел донести до собеседника, т.е. частицу своего «Я».
В современной системе образования перед педагогами возникла проблема формирования ключевых компетенций (круга вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом)мание нравственных ценностей.
Одной из значимых является ценностно-смысловая, включающая в себя понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, культуре, традициях, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям.
Другими словами, говоря о нравственном воспитании, нельзя обойти стороной вопросы воспитания гражданственности, патриотизма, с помощью которых формируется и развивается ценностно-смысловая компетенция – привитие общечеловеческих норм нравственности.
Для того, чтобы сформировать ценностно-смысловые компетенции необходимо научить ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- 1 -
Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной или иной деятельности, от них зависит индивидуальная образовательная траектория и программа его жизнедеятельности в целом.
Именно эти компетенции обеспечивают формирование социально адаптированной, творчески развитой личности, с четко выраженной гражданской позицией.
Немаловажное значение в развитии такой личности имеет читательская компетенция, которую необходимо формировать с младших классов, не только на уроках литературы через чтение художественных произведений, но и на других уроках и через индивидуальную самостоятельную работу.
В современном, быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является читательская компетентность. Содержание образования в течение всей жизни
Будет меняться. Поэтому важно вооружить ребенка умением чтения, нежели информацией, которая забудется.
Читающие способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять связь явлений, быстрее находить решения. Они лучше владеют речью, у них больший объем памяти, они легче вступают в контакты, более самостоятельны в суждениях
Следовательно, чтение формирует качества духовно зрелого, просвещенного, культурного человека.
Сегодня дети читают не то и не так как предыдущие поколения. Меняются характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность, способы работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, предпочитаемые произведения. Меняются и источники информации в целом.
Все вышесказанное, подводит нас к проблеме, которая существует в обществе:
Это противоречия
- между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературному чтению;
-наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной литературы и числом обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по программ;
- между количеством часов литературы (2 часа в каждом классе) и новым взглядом на воспитание читателя.
- 2 -
Таким образом, одной из важнейших задач учителя - является формирование у обучающихся читательской компетентности, интереса к художественной книге, потребности в серьезном систематическом чтении.
Что же происходит сегодня в школе?
Как правило, в начальной школе дети еще читают, но при переходе в основную школу чтение постепенно притупляется. Причин можно назвать много, вот некоторые из них.
- увеличивается количество предметов (история, обществознание, биология, география, ОБЖ и др.) и каждый учитель задает задание, состоящее из 7-12 страниц текста, а в день 2-3 устных предмета и не каждый ученик 5-6 класса может прочитать и пересказать заданное. Родители, как мы знаем, не все могут помочь, вот и получается один день ребенок приходит неподготовленный, второй день и к 7 классу появляются неуспевающие учащиеся и таких в каждом классе 4-5, а то и более. (дисциплина падает, пропадает познавательный интерес, а чтение становится тяжелой обязанностью);
- дети предпочитают чтению интернет, но зачастую они черпают из него не полезную и нужную информацию, а ищут развлекательные программы, игры, общаются с одноклассниками. Пример с подготовкой к ЕГЭ 10-11 классы на уроках открываем сайты с демоверсиями по всем предметам, тренировочные работы и другую полезную информацию по подготовке к ЕГЭ, но проходит время и учитель видит, что всего несколько человек из класса заинтересовались этой информацией и используют ее при подготовке к ЕГЭ;
- применение учителями недостаточно эффективных методов обучения, контроля, воспитания на уроках, развитие познавательного интереса к изучаемому материалу
В связи с этим перед учителем стоит задача заинтересовать обучающихся, привить им интерес к чтению путем создания ситуации успеха на основе доброжелательных деловых отношений, уважение личности ученика, внимания к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощи и поддержки со стороны педагогического и ученического коллективов.
Поведенные исследования среди учащихся 4-8 классов показали, что
15-20 % учащихся в каждой параллели читают слабо, 25-30% читают хорошо, 60-70 % учащихся читают в соответствии с едиными требованиями.
- 3
Посещенные уроки показали, что учителя в своей работе опираются на средних учащихся, а слабые и сильные остаются без внимания. (этим можно
объяснить снижение обученности учащихся, уменьшение количества хорошистов и отличников в классах)
Теперь остановимся на осознанности чтения этих же учащихся:
- 15-20 % учащихся плохо понимают прочитанный текст, у них низка мотивация к чтению, они нуждаются в постоянном повторении, в медленном разборе вопросов к тексту, для чего, как всегда, не хватает времени на уроке.
- 25-30 % учащихся успешно справляются со всеми заданиями по тексту, и у них остается время на уроках, задача учителя подготовить для них более трудные задания;
- 60-70 % учащихся в основном справляются с предложенными заданиями.
Итогом работы школы является ГИА-9, 11. Рассмотрим, как скорость и осознанность чтения влияют на сдачу государственной итоговой аттестации по всем предметам, обязательным и по выбору.
Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ учащиеся должны внимательно прочитать задание, осознать прочитанное и дать ответ. Именно здесь возникают большие проблемы: невнимательно прочитал, не понял вопроса, невнимателен был при записи ответов и др.,
Особая роль отводится русскому языку: ни в изучении истории, ни географии, ни других наук не может быть успешным ученик, не владеющий русским языком – способом четкого выражения мыслей и ,конечно, чувств, настроений, в формировании читательской компетенции.
Для успешного формирования читательской компетентности и более эффективной подготовки к государственной итоговой аттестации была разработана следующая диагностика работы с текстом:
№
умения
уровень
низкий
средний
высокий
1
Составлять план ответа
2
Готовить пересказ текста
3
Выделять главную мысль прочитанного
4
Составлять вопросы к прочитанному
5
Воспроизводить прочитанное
6
Запоминать услышанное
7
Давать оценку своей деятельности
8
Находить ответы на вопросы
9
Работать с толковым словарем
- 4 -
Результаты такой диагностики помогут учителю выстроить свою работу так, чтобы каждый ученик смог понять содержание и проблему текста, а это повысит познавательный интерес к чтению.
Сопоставив выявленные противоречия с данными исследований, свидетельствующих о том , что большинство детей не любят читать, что чтение у подростков на пятом месте в досуговой деятельности, мы попытались составить рекомендации по формированию читательской компетентности, которые включают в себя следующие моменты:
- изучение читательских интересов учащихся с целью выявления уровня начитанности;
- составление рекомендательного списка литературы, который способствовал бы правильному выбору книг для чтения;
- 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник;
- система уроков внеклассного чтения;
- устные сообщения или сочинения-миниатюры по всем устным предметам;
- сотрудничество со школьной библиотекой;
- конкурсы чтецов, «Самая читающая семья» и др.;
За счет развития читательской компетентности будет развиваться творческое воображение учащихся. Оно даст толчок развитию речевой культуры, которая способствует формированию устной и письменной монологической речи. Хорошо развитая монологическая речь позволит развиваться творческим способностям учащихся.
Отсюда следует, что учитель должен, как можно раньше, привить учащимся любовь к чтению, сформировать читательскую компетентность, понимаемую как совокупность знаний, навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме.
Школа не готовит профессионалов-журналистов, писателей, ораторов, но каждый выпускник должен уметь воспринимать и предавать информацию, защищать свои убеждения и убеждать других, выступать с предложениями, советами, критикой, написать статью в газету и т.д.
Следовательно, при определении задач работы по формированию читательской компетентности необходимо учитывать требования жизни, «социальный заказ».
Подвести итог я хочу словами Е.С. Лихтенштейна (австрийского философа), он сравнил книгу с колесом, которое никогда не уйдет из человеческой цивилизации, ибо, воспитывая читателя, мы воспитываем человека