kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков подбора по слуху в классе баяна и аккордеона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение  детей  в  области  музыкального  искусства  ставит  перед педагогом  ряд  задач  как  учебных,  так  и  воспитательных.  Решения  основных вопросов  в  этой  сфере  образования  направлены  на  раскрытие  и  развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность. Умение самостоятельно подбирать по слуху широко используется в домашнем музицировании и необходимо всем учащимся, в том числе, выбравшим занятия музыкой своей профессией.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков подбора по слуху в классе баяна и аккордеона»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЛУШКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ГЛУШКОВСКОГО РАЙОНА

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ





Методическая разработка

на тему:

«Формирование навыков подбора по слуху в классе баяна и аккордеона»

Методические рекомендации.

(Из опыта работы)





Преподаватель

по классу «Баян-аккордеон»

Кушнерова Л.А.











п. Глушково

2018 г.




Учебный предмет «Подбор по слуху» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков свободного самостоятельного подбора по слуху, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность. Умение самостоятельно подбирать по слуху широко используется в домашнем музицировании и необходимо всем учащимся, в том числе, выбравшим занятия музыкой своей профессией.

Цели и задачи учебного предмета «Подбор по слуху»

Цели:

• развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков.

• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Главной задачей является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к практическому музицированию, что способствует формированию устойчивого интереса к занятиям музыкой.

Задачи:

  • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на инструменте до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

  • пробуждение у обучающегося потребности подобрать услышанную музыку;

  • развитие внутреннего слуха;

  • активация ладогармонического слуха;

  • формирование навыков подбора по слуху и транспонирования;

  • формирование навыков работы с разнообразной фактурой;

  • формирование навыков простейшего варьирования;

  • развитие самостоятельности, творческой активности;

  • воспитание умения более свободного владения инструментом;

  • практическое применение и закрепление полученных теоретических и практических знаний.

Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, которая позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. Можно практиковать и мелко-групповую форму занятий.

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по подбору по слуху будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по специальности и другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

Необходимым условием для успешного обучения на баяне или аккордеоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально слуховых представлений без помощи нот. Выявить у уч-ся наличие слуховых представлений, систематизировать их, всячески способствовать их дальнейшему формированию, постоянно проводить работу по развитию и укреплению слухо-двигательной взаимосвязи - таковы задачи педагога класса баяна (аккордеона).

Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкального материала по слуху. Подбор имеет две формы: усвоение музыки в первоначальной тональности, усвоение музыки в новой тональности, т.е. в виде транспонирования.

В процессе подбора и транспонирования развивается музыкальная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо-двигательная взаимосвязь; уч-ся постигает слухом ритм, элементы лада, тональности, гармонические средства (интервалы, аккорды), закономерности развития мелодии и гармонии обособленно и в комплексе, приобщается к ощущению музыкальной формы.

Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений - пение. Поэтому первые шаги в развитии внутреннего слуха уч-ся следует начинать именно с него. Следующий этап - подбор мелодий на инструменте. Поскольку в начале обучения уч-ся ещё не владеют навыками игры на баяне (аккордеоне), педагог может предложить подобрать мелодии на фортепиано, можно одним пальцем, так как основная цель упражнения - правильное нахождение заданных звуковых и ритмических сочетаний. Одновременно с пением и транспонированием на фортепиано следует приступать к овладению первоначальными навыками игры на баяне (аккордеоне). Осуществляется оно на основе игры с показа.

Полезно в донотный период использовать мелодии, строящиеся по ступеням гамм и звукам трезвучий. Подобного рода мелодии позволяют осуществлять обучение на основе так называемой позиционной игры, при которой сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев. Это воспитывает у начинающих исполнителей аппликатурную организованность.

С началом игры по нотам, материал для игры по слуху должен быть более лёгким в техническом отношении и не превышать слухового опыта уч-ся, сочетать в себе элемент нового с хорошо знакомым, иметь свою, более чёткую последовательность усложнения трудностей - ладовых, мелодических, ритмических, гармонических, фактурных и тональных.

В старших классах игра по слуху и транспонирование становятся более самостоятельными, а по мере приобретения теоретических знаний – и более осознанными. Кроме индивидуальной формы занятий целесообразно использовать мелкогрупповую, например, когда один ученик подбирает мелодию, другой к ней подбирает аккомпанемент или второй голос, подголоски и т.д.

Учащийся - баянист (аккордеонист) должен глубоко понимать, что игра по слуху необходима ему для совершенствования профессионального мастерства. Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы ученик ощущал практическое значение получаемых результатов. Педагогу следует живо интересоваться тем, как часто и где учащийся претворяет получаемые в классе навыки. Преподаватель должен идти навстречу пожеланиям ученика при выборе для игры по слуху музыкального репертуара, который можно успешно использовать в практической деятельности. При этом, однако, педагог должен быть абсолютно уверен, что ученик справится с подбором самостоятельно. Если же такой уверенности нет, рекомендуется провести определённую подготовительную работу, которая заключается в выявлении ясности и прочности музыкально-слухового представления задаваемого материала.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

• самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

• периодичность занятий - каждый день;

• объем самостоятельных занятий в неделю –0,5 часа.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: подбор по слуху мелодии, аккомпанемента к ней, транспонирование её в знакомые тональности и т.д.; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

Списки использованной и рекомендуемой методической литературы

Учебно – методическая литература:

1. Агафонов О., Лондонов П., Соловьёв Ю. Самоучитель игры на баяне. Москва «Музыка»1987

2. Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» Методика XXI века Издание 2-е переработанное. Издательство В.Катанского Москва 2004

3. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен. Издательство В.Катанского Москва 2003.

4.Басурманов А.Самоучитель игры на баяне. Москва «Кифара»1997.

5. Левины Елена и Евгений. Музыкальный зоопарк. Для маленьких и самых маленьких баянистов и аккордеонистов. Учебно- методическое пособие. Ростов-на-Дону «Феникс»2011

6. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. Москва «Кифара»2001.

7. Лушников В.Самоучитель игры на аккордеоне. Москва «Музыка»1997.

8. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Переиздание. Москва «Советский композитор»1988.

9. Онегин А. Школа игры на баяне Москва «Музыка»1986.

10. Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне. «Музыка» Москва 1984.

11. Серотюк П.Ф. Учебное пособие для начинающих Хочу быть баянистом. Москва 1994

12. Учебное пособие Самойлов. Д. 15 уроков игры на баяне. Подготовительный и первый классы ДМШ Москва «Кифара» 2004.

13.Шахов Г. И. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. Москва «Музыка»1991.


Методическая литература:

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.

2. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ. Москва 1988

3. Методика обучения игре на народных инструментах Издательство «Музыка», 1975г.

4. Судариков А. Исполнительская техника баяниста Москва Издательство «Советский композитор», 1986г.

5. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон) Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004.

6.Образовательный ресурс сети Интернет








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование навыков подбора по слуху в классе баяна и аккордеона

Автор: Кушнерова Лариса Алексеевна

Дата: 04.04.2019

Номер свидетельства: 506024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства