kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование метапредметных компетенций, путём организации практической деятельности на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование метапредметных компетенций, путём организации практической деятельности на уроках физической культуры и внеурочное время

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование метапредметных компетенций, путём организации практической деятельности на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»»











Доклад

«Формирование метапредметных компетенций, путём организации практической деятельности на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»









Подготовила:

Учитель физической культуры

МОУ «Севериновская ООШ-д\с»

Букацел Л.А.









2022 год







Современная жизнь требует от человека универсальных знаний, позволяющих без труда разобраться в любом вопросе, оценив взаимосвязи событий с разных, порой, необычных точек зрения. Это и является основной задачей мета предметного подхода. Физкультура не является исключением, так как является необходимым предметом для целостного развития личности обучающегося. Потому, учитель должен сделать урок не только интересным, но и познавательным для ребенка.

Каждому учителю хотелось бы, чтобы изученная тема, полученная информация на уроке запомнилась детям на всю жизнь. Важно всё: отбор материала, использование соответствующих способов его изложения, создание мотива к получению знаний, активизация мыслительной и практической деятельности, формирование интереса к изучаемой теме.

Своей целью я считаю– создание оптимальных условий для повышения эффективности проведения уроков физической культуры. Достичь её невозможно при отсутствии у учащихся интереса к получению знаний, следовательно, необходимо создавать, поддерживать и повышать познавательную мотивацию учащихся. Ребёнку важно осознавать, для чего он учится, почему нужно усваивать материал урока, поэтому учитель должен с первых минут урока создать у учащихся мотив к получению знаний, привлечь их внимание и удержать его на протяжении урока.

При проведении спортивно-массовых мероприятий, различных видов уроков использую все возможности для обучения, воспитания и развития ключевых компетенций учащихся. Уроки и мероприятия, которые проводятся с учащимися нашей школы, достигают своей цели и помогают решать учебные задачи:

-сохранение здоровья учащихся;

-развитие и закрепление физических умений и навыков;

-совершенствовать физические качества и т.д

В своём выступлении я описываю компетенции, которые приемлемы для формирования на уроках физической культуры. А также, из опыта работы, наглядно представляю виды уроков и мероприятия, направленные на развитие мотивационно-ценностного отношения и формирование интереса к урокам физической культуры.

Мотивационно-ценностное отношение к физической культуре -это совокупность явлений, побуждающих к активной деятельности в этой сфере на основе внутренних потребностей, внешних условий (мотивов) и общественно-сложившихся понятий, приобретающих личностную значимость (ценностей). Оно включает в себя взаимообусловленные компоненты: двигательный, эмоциональный, познавательный и волевой.

Для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся к урокам физической культуры, использую следующие формы работы:

-Интегрированные уроки. Интегрированные занятия включают в себя игры и соревнования. Предполагаемые формы интеграции позволяют повысить моторную плотность урока, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного вида деятельности на другой, неназойливо побуждать детей школьного возраста к занятиям разнообразными видами физкультурно-спортивной деятельности, перерастающим в активное их участие в групповых, парных, самостоятельных и других формах коллективных занятий.

Данный вид урока сопутствует формированию на уроке ФК коммуникативной компетенции.

-Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Стремление к победе, командная борьба, преодоление трудностей – все это дает возможность показать свои умения и знания, полученные на уроках и применять их не только в спорте, но и в других сферах деятельности.

Опыт проведения интегрированных уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, активно взаимодействовать с окружающими людьми, предоставляет возможности владения социальными ролями в команде. Ребенок реально демонстрирует появившийся интерес и свою активность.

-Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, способность учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Четко понимать, для чего необходима физическая культура.

В рамках урока физической культуры и внеклассных мероприятий в школе проводятся беседы о ЗОЖ, о развитие физических качеств и их роли в жизни человека, о физических упражнениях и составлении комплексов упражнений для самостоятельной разминки по различным возрастным категориям и т.д. Данные формы работы сопутствуют развитию ценностно-смысловой компетенции.

-Общекультурная компетенция. Теоретическая часть предмета позволяет уделить внимание особенностям национальной и общечеловеческой культуры (национальные виды спорта), духовно - нравственным основам жизни человека, отдельных народов, социальных, общественных явлений и традиций (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.д.), компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (проведение спортивных игр с участием всей семьи). При подготовке праздников и проведении различных соревнований в лицее дети знакомятся с историей Олимпийского движения, традициями различных видов спорта, культурным наследием нашей Республики.  И осознают значимость своих успехов в области физической культуры.

Особым интересом и популярностью в нашей школе пользуется старинная народная игра «Лапта». В эту игру играли наши предки и она являлась одной из самых популярных среди детей и молодёжи прошлых лет. Мы используем данный вид игр как на уроке физической культуры, так и внеурочное время. В начале ребята знакомятся с историей создания данной игры, с её правилами, с воодушевление просматривают фото материалы, наглядные пособия. Учителем обращается внимание на физические качества, которые развиваются при занятии данной деятельностью. Особо интересна «Лапта» ребятам, когда они учувствуют совместно с родителями.

Данный вид деятельности позволяет формировать общекультурную компетенцию.

-Социально-трудовая компетенция. Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Предмет физическая культура предусматривает разделение на мальчиков и девочек уже с начальной школы. Мальчики осознают свое первенство в строю, потому что они физически сильнее девочек, но на каждом уроке мы формируем у них уважительное отношение к девочкам, потому что они слабее их. Особая тема о будущем предназначении: мальчик – это мужественный защитник, глава и опора семьи, физически сильный папа, ведущий здоровый образ жизни – пример для своих будущих детей. Девочка – это нежная, заботливая мама, хранительница семейного очага, ведущая здоровый образ жизни.

Конкурсная спортивная программа в рамках Дня Защитника Отечества «Парни бравые!» ставшая уже традиционным мероприятием является один из вида мероприятия развивающий социально-трудовую компетенцию.

-Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. На уроках и при подготовке к различным мероприятиям идет обмен информацией учителя с учащимися, что нового произошло в спортивной жизни.

В нашей школе часто проводятся тематические акции. В рамках акций, связанных с физической культурой, проводятся конкурсы буклетов о ЗОЖ, агитационный буклет «Занимайся ФК и С», конкурсы спортивных стенгазет на различные темы и т.д Одним из самых актуальных конкурсов –это акция «Занимайся ФК и С». Ребята изучают информацию в различных источниках (книги, журналы, интернет ресурсах). Затем, отбирают ту информацию, которую они считают подходящей для размещения её в буклете. Следующим этапом конкурса-это представление своего буклета перед советом физической культуры. Последний эта-это распространение лучших буклетов среди молодёжи села с целью приобщения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом.

Данные виды деятельности позволяет учащимся самостоятельно отбирать и анализировать информацию, преобразовывать её и комбинировать в требуемый вариант и грамотно оформлять издаваемый источник информации (буклет, листовки, стенгазеты и т.д), что и подразумевает информационная компетенция.

И в заключении хочу сказать, что существуют различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности, которые направленны на формирование метапредметных компетенций и играют ключевую роль в формировании мотивационно-ценностного отношения к урокам физической культуры.

Вывод: Деятельность ученика должна быть в высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер. При формировании ключевых компетенций необходимо сопровождать учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека, знанием требований безопасности к занятиям физической культурой и способов контроля и оценки индивидуального физического развития.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Букацел Людмила Александровна

Дата: 12.11.2022

Номер свидетельства: 617220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства