kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по краеведению как источник воспитания патриотизма школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе   дается  характеристика элективного курса по краеведению, посвященного истории  Краснооктябрьского района города Волгограда.  для 5 класса. Обозначена важность  изучения истории малой Родины  для воспитания нравственности и формированию чувства патриотизма. Представлена программа элективного курса., в которой отражены все составляющие   истории района и школы.   В процессе освоения программы предполагается как теоритические так и практические звнятия. Обращается внимание на участие семьи обучающихся в истории района.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по краеведению как источник воспитания патриотизма школьников»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ

Л.А. Пономарева

Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли: пособие для учителей ,под редакцией А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение,2011,-159с

В стандартах второго поколения личностными результатами освоения образовательной программы являются «воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание языка, культуры своего края». Первым шагом к любви, уважению - это знание своих корней, ощущение себя частью исторической цепи поколений. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает об улицах, по которым мы ходим каждый день; памятниках, к которым по праздникам возлагаем цветы; людях, живущих рядом или о родственниках. Если человек связан с такими людьми, местом проживания – значит он их историческое продолжение, частица истории края, частица истории страны.

Формирование любви к Родине начинается с малого: с воспитания любви к родному городу, его истории и настоящему, уважения к знаменитым людям, их вкладу в историю своего края. Однако только системная работа по краеведению может привести к пониманию ценности истории, уважению и гордости. Поэтому эмоциональное восприятие материала на классных часах в начальной школе с пятого класса должно опираться на базу знаний по истории, прежде всего, своего района. Это возможно на занятиях элективного курса.

В течение четырех лет в МОУ гимназии №14 преподается элективный курс по краеведению в 5-х классах «История становится ближе», посвященного истории становления и развития Краснооктябрьского района. Столетняя история района и почти полувековая история школы помогла составить следующую программу, представленную в таблице 1.

Таблица 1.

Программа элективного курса «История становится ближе»

Тема занятия

Количество часов

Содержание

Вводное занятие

1 час

Что изучает краеведение. Содержание программы спецкурса. Моя малая Родина- Волгоград. Районы города их основные достопримечательности: Аллея Героев Советского Союза, планетарий, речной вокзал, железнодорожный вокзал, Мамаев курган, парк им. Гагарина, Никитская церковь. Роль Краснооктябрьского района в военной и трудовой истории города.

История школы

2 часа

МОУСОШ №31. Учителя-ветераны. Изменения статуса и направления работы школы: спортивная, языковая, гимназия. Музей школы: фотографии, кубки, архивы. Материалы Зала Боевой Славы 24 Железной дивизии: фотографии, документы. Этапы боевого пути 24 дивизии. Воин- интернационалист А.Е.Ломакин.

История возникновения района

1 час

Создание Урало-Волжского металлургического общества. Закладка завода. Строительство поселков: Большая Франция, Малая Франция, Русская деревня. Быт рабочего поселка. Культурный уровень населения

Формирование градостроительной среды района

1 час

Строительство Нижнего поселка царицынского Орудийного завода. Насосная станция. Последствия Сталинградской битвы для района. Современная архитектура: районообразующие улицы и площади

Памятники и памятные места района

3 часа

Памятник героям обороны Красного Царицына. Памятник Ленину. Обелиск в честь трудового подвига рабочих завода « Красный Октябрь». Ольга Ковалева. Военно- исторические памятники связанные с периодом Сталинградской битвы: братская могила советских воинов 62 и 64 армий, памятный знак на месте блиндажа пункта связи « Ролик»,138 краснознаменной стрелковой дивизии, мемориальный комплекс- Остров Людникова. Линия переднего края обороны- башни танков Т-34.

Историко-культурные центры района

3 часа

Дом техники завода « Красный Октябрь» его музейный комплекс, здание Царицынской оперы, РДЮЦ, ДК им «40 лет Октября»,Дворец спорта, дворец культуры им.Гагарина с парковой зоной.Храм Веры,Надежды ,Любви, Иоанна Кронштадского

Мы по улицам идем

3 часа

Прописаны в Волгограде навечно в названиях улиц: А.Асланов, генералы Ватутин, Гертьев, Родимцев, И. Воронов, П. Гончаров, генерал А.Еременко, капитан Тряскин, летчик Хользунов, Таращанский полк, 39 –я Гвардейская дивизия.

Сегодняшний день и будущее района

1 час

Крупные предприятия района: промышленные, строительные, перерабатывающие. Медицинские и образовательные учреждения, спортивные комплексы. План реконструкции района.

Итоговое занятие

2 часа

История района в судьбе моей семьи. Труд родителей на благо района. Мой любимый уголок.


Программа составлена таким образом, что дает возможность обучающимся изучить все сферы жизни района и особенно историческое прошлое и понять, что судьба страны, города, школы их родителей, бабушек, тесно переплетается. Очень важно объяснить обучающимся, что они придут на смену этим людям, и их собственная история, история их района, города будут такой, какой они ее сделают.

В процессе работы создаются условия для формирования духовно- нравственной, саморазвивающейся, активной, творческой личности, сопричастной к окружающему социо - культурному историческому наследию, повышению мотивации и интереса к учению. Три часа программы занимает теоретическая подготовка, 14 часов - практическая деятельность: предусматривается организация 4 экскурсий, 2 творческих работ по группам, проведение командной игры, викторины. В процессе работы развиваются речевые навыки в ходе бесед и устных выступлений, читательские компетенции в ходе подготовки и отбора дополнительного материала, коммуникативные умения в процессе выполнения работы в парах, малых творческих группах.

Таким образом, занятия элективного курса решают такие важные задачи современного образования, как овладение этнокультурными, общенациональными и общечеловеческими ценностями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Элективный курс по краеведению как источник воспитания патриотизма школьников

Автор: Пономарева Любовь Алексеевна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства