kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальное исследование развития познавательных способностей младших школьников цифрового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальное исследование развития познавательных способностей младших школьников цифрового поколения»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


Развитие познавательных способностей младших школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Познавательные способности (процессы) – это способность познания окружающего мира. Познание требует активной работы всех познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, ощущения, речи. Познавательные способности есть у каждого здорового человека и их нужно развивать.

В отечественной и зарубежной психологии существуют многочисленные подходы к изучению познавательных способностей человека. На начальном этапе изучения способности связывают с врожденными задатками. В последствии было доказано, что познавательные способности можно развивать с помощью различных упражнений и от врожденных задатков они не зависят.

Развитию познавательных способностей детей в начальной школе может способствовать комплексная система заданий, занятий, упражнений. В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция – «умение учиться».

Проблема развития познавательных способностей детей уже давно привлекала внимание психологов и педагогов: Френсиса Гальтона, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Н. С. Лейтеса, Л.А. Венгера,В.Д. Шадрикова, М. А. Холодной,В.М. Дружинина, Запорожец А.В., А.Н. Матюшкина, Н.А. Менчинской, Н.Н. Поддьякова, Н.М. Столяровой, Д.Б. Эльконина и др. В работах данных ученых выявляется сущность познавательных способностей, указываются основные понятия и способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов их активизации.

Познавательные способности представляют собой важный фактор учения, способствуют общей направленности деятельности школьника цифрового поколения и могут играть значительную роль в структуре его личности. Познавательные способности учащихся можно поднять на более высокий уровень, если в процесс обучения будут введены творческие задания и разработаны содержательные и организационно – методические основы их использования в учебно-образовательном процессе.

Важной задачей учителя является – научить детей цифрового поколения самостоятельно работать, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы, контролировать себя. В ходе самостоятельной работы обучающиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями, как в школе, так и в жизни.

Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. Все, что следует сделать, – уделить ребенку внимание, научить его жить здесь и сейчас, общаться с людьми, наслаждаться простыми вещами, любить и быть любимым людьми, а не гаджетами и виртуальными друзьями и подругами.


Процедура организации экспериментального исследования


Экспериментальное исследование развития познавательных способностей младших школьников проводилось на базе общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №32 города Подольска. В исследовании приняли участие 100 младших школьников, учеников 1-х классов (параллель).

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Цель констатирующего этапа заключалась в диагностике уровня развития познавательных способностей младших школьников.

Задачи констатирующего этапа:

  1. Изучение научной литературы по теме исследования.

  2. Подбор диагностик по развитию познавательных способностей младших школьников.

  3. Проведение диагностики познавательных способностей младших школьников по выбранным методикам.

  4. Обработка результатов и интерпретация результатов исследования.

Для исследования познавательных способностей младших школьников были использованы следующие методики:

  • Методика «10 слов» (А.Р.Лурия);

  • Методика «Чем залатать коврик» (Р.С.Немов);

  • Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов);

  • Методика «Матрицы Равена» (Р.С.Немов);

  • Методика «Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасика».

Сравнение результатов констатирующего и контрольных этапов по выбранным методикам проводилась по критерию Стьюдента для зависимых выборок .

После проведения входной диагностики уровня развития познавательных способностей младших школьников был проведен формирующий этап исследования, в ходе которого была разработана и реализована программа развития познавательных способностей младших школьников цифрового поколения. После апробации программы развития познавательных способностей младших школьников была проведена повторная диагностика познавательных способностей младших школьников, принимавших участие в исследовании (контрольный этап исследования).

Сравнение результатов констатирующего и контрольных этапов по выбранным методикам проводилась по критерию Стьюдента для зависимых выборок. Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения.

Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:

1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.

2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.



Результаты экспериментального исследования


Цель контрольного этапа исследования заключалась в диагностике и анализе развития познавательных способностей младших школьников.

Задачи контрольного этапа исследования:

  1. Проведение повторной диагностики познавательных способностей младших школьников, участвующих в исследовании.

  2. Анализ результатов экспериментального исследования.

  3. Формулирование выводов.

В процессе обучения по рабочей программе «Учение-свет», у участников исследования заметно выросли показатели уровня познавательных способностей, дисциплины, работы в индивидуальном порядке и в команде. Дети стали более открытыми, эмоциональный фон и атмосфера в классе улучшились. Если в начале года некоторые ребята с неохотой приходили на занятия, то уже по итогам первой четверти было отмечено, что все ученики с удовольствием посещают уроки. Кроме этого, некоторые учителя стали использовать на своих уроках некоторые методы и упражнения из программы.

Рассмотрим динамику развития познавательных способностей младших школьников по каждой методике.

Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)

Результаты по данной методике констатирующего и контрольного этапа исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Динамика результатов развития процессов памяти у младших школьников по методике «10 слов» (А.Р.Лурия)

Уровни развития процессов памяти

Констатирующий этап

Контрольный этап

Т – критерий Стьюдента

Очень высокий

3 чел.(3%)

12 чел.(12 %)

Т = 22,8

Высокий

12чел. (12 %)

57 чел.(57%)

Средний

62 чел.(62%)

31 чел. (31%)

Низкий

20 чел.(20%)

0 чел. (0%)

Очень низкий

3 чел.(3%)

0 чел. (0%)



Рис.1. Динамика результатов развития процессов памяти у младших школьников по методике «10 слов» (А.Р.Лурия)

Из представленных результатов следует, что наблюдается положительная динамика развития процессов памяти у младших школьников в процессе исследования.

В ходе констатирующего этапа исследования было выявлено, что у первоклассников преобладающим является средний уровень развития процессов памяти. Средний уровень развития процессов памяти выявлен у 62 человек (62%). Это означает, что за 6 попыток 6-7 слов из 10. Очень низкий уровень развития процессов памяти выявлен у 3 детей (3%). Для этих детей характерно запоминание только 3 слов после 6 попыток.

Низкий уровень развития процессов памяти выявлен у 20 детей (20%). Эта группа детей запомнила 4-5 слов за 6 попыток. Высокий уровень развития процессов памяти выявлен у 12 первоклассников (12%). Эти дети запомнили 8-9 слов после 6 попыток. И очень высокий уровень выявлен у 3 детей (3%). Эти дети запомнили все 10 слов за 4-5 попыток.

После проведения занятий по программе «Учение-свет» были получены следующие результаты. Увеличилось количество детей с очень высоким уровнем развития процессов памяти с 3 человек(3%) и 12 человек (12%). Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития процессов памяти с 12 человек (12%) до 57 человек (57%). Уменьшилось количество детей со средним уровнем развития процессов памяти с 62 человек (62%) до 31 ребенка (31%). Уменьшилось количество детей с низким уровнем развития процессов памяти с 20 человек (20%) до 0 человек (0%). Низкий уровень развития процессов развития памяти не выявлен в контрольном этапе исследования.

Сравнение полученных результатов по статистическому критерию Стьюдента для зависимых выборок позволил установить, что Т=22,8.

Статистический критерий Стьюдента Т =22,8 свидетельствует о том, что результаты констатирующего и контрольного этапа по методике «10 слов» отличаются статистически достоверно.

Таким образом, можно констатировать, что после проведения занятий по специализированной программе развития познавательных процессов выявлена положительная динамика развития процессов развития памяти у младших школьников, принимавших участие в исследовании, полученные результаты статистически значимы.

Методика «Чем залатать коврик» (Р.С.Немов)

Результаты диагностики констатирующего и контрольного этапа представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Динамика результатов развития кратковременной и оперативной памяти у младших школьников по методике «Чем залатать коврик» (Р.С.Немов)

Уровни развития кратковременной и оперативной памяти

Констатирующий этап

Контрольный этап

Т - критерий Стьюдента

Очень высокий

0 чел.(0%)

5 чел.(5 %)

Т=29,3

Высокий

8 чел. (12 %)

41 чел.(41%)

Средний

52 чел.(52%)

51 чел. (51%)

Низкий

31 чел.(31%)

3 чел. (3%)

Очень низкий

9 чел.(9%)

0 чел. (0%)



Рис.2. Динамика результатов развития кратковременной и оперативной памяти у младших школьников по методике «Чем залатать коврик» (Р.С.Немов)


В ходе анализа данных по результатам методики выявлена положительная динамика процессов развития кратковременной и оперативной памяти у младших школьников.

В ходе констатирующего этапа выявлено, что 9 детей (9%) обладают низким уровнем развития процессов кратковременной и оперативной памяти. Это означает, что данные дети не справились с заданием. То есть, они не смогли выполнить его. Низкий уровень развития процессов оперативной и кратковременной памяти выявлен у 31 ребенка (31%).

Данная группа детей справилась с заданием от 51 до 60 секунд. Средний уровень развития кратковременной и оперативной памяти выявлен у 52 человек (52%). Эта группа детей справились с заданием за 31 - 40 секунд. Высокий уровень развития оперативной и кратковременной памяти выявлен у 8 человек (8%). Эта группа детей справилась с выполнением задания за 21-30 секунд. Очень высокий уровень развития кратковременной и оперативной памяти не выявлен ни у одного ребенка.

По результатам контрольного этапа установлено, что очень низкий уровень развития оперативной и кратковременной памяти не выявлен ни у одного ребенка. Количество детей с низким уровнем развития оперативной и кратковременной памяти уменьшилось с 31 ребенка (31%) до 3 детей (3%).

Количество детей со средним уровнем развития оперативной и кратковременной памяти осталось почти на том же уровне: 52 человека (52%) в констатирующем этапе и 51 человек (51%) в контрольном этапе. Изменился качественный состав этой группы детей. В нее вошли дети из группы с низким уровнем развития оперативной и кратковременной памяти.

Дети из группы со средним уровнем развития оперативной и кратковременной памяти перешли в группу с высоким уровнем развития оперативной и кратковременной памяти. Количество детей с высоким уровнем развития кратковременной и оперативной памяти увеличилось с 8 человек (8%) до 41 ребенка (41%). В контрольном этапе выявлен очень высокий уровень развития оперативной и кратковременной памяти у младших школьников. Количество таких детей увеличилось до 5 человек (5%).

Проведенный анализ по критерию Стьюдента для зависимых выборок Т = свидетельствует о том, полученные данные статистически достоверно отличаются друг от друга.


Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения занятий по специализированной программе «Ученье-свет» выявлена положительная динамика развития кратковременной и оперативной памяти у младших школьников. Полученные результаты статистически достоверно отличаются друг от друга.

Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов)

Результаты диагностики констатирующего и контрольного этапа представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3

Динамика результатов развития продуктивности и устойчивости внимания младших школьников по методике «Найди и вычеркни» (Р.С.Немов)

Уровни развития продуктивности и устойчивости внимания

Констатирующий этап

Контрольный этап

Т- критерий Стьюдента

Очень высокая

0 чел.(3%)

8 чел.(8%)

Т = 33,1

Высокая

5 чел. (5 %)

40 чел.(40%)

Средняя

45 чел.(45%)

47 чел. (47%)

Низкая

38 чел.(38 %)

5 чел. (5%)

Очень низкая

12 чел.(12%)

0 чел. (0%)


Рис. 3.Динамика результатов развития продуктивности и устойчивости внимания младших школьников по методике «Найди и вычеркни» (Р.С.Немов)


В ходе констатирующего этапа исследования установлено, что очень низкий уровень продуктивности и устойчивости выявлен у 12 детей (12%). Для этой группы детей характерна очень низкая продуктивность и устойчивость внимания. Низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания выявлен у 38 детей (38%). Средний уровень продуктивности и устойчивости внимания выявлен у 45 детей (45%). Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания выявлен у 5 человек (5%).

В ходе контрольного этапа исследования установлена положительная динамика развития продуктивности и устойчивости внимания. Количество детей с очень низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания снизилось с 12 человек (12%) до 0 человек (0%). Количество детей с низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания с 38человек (38%) до 5 человек (5%). Количество детей со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания осталось на прежнем уровне: 45 детей (45%) в констатирующем этапе и 47 детей (47%) в контрольном этапе. Изменился качественный состав данной группы детей. В нее в контрольном этапе вошли дети с низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания. Дети из группы со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания перешли в группу с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания. Количество детей с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания увеличилось с 5 детей (5%) до 40 человек (40%). В контрольном этапе выявлено 8 детей (8%), имеющих очень высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания.

Сравнение результатов полученные в констатирующем и контрольном этапе исследования при помощи статистического критерия Стьюдента позволили получить статистически значимые различия. Т = 33,1.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе апробации специализированной программы «Ученье-свет» выявлена положительная динамика развития продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников, принимавших участие в исследовании. Полученные данные статистически достоверно отличаются друг от друга.

Методика «Матрицы Равена» (Р.С.Немов)

Динамика результатов развития наглядно-образного мышления младших школьников, участвовавших в исследовании, представлены в таблице 4 и на рисунке 4.

Таблица 4

Динамика результатов развития наглядно-образного мышления младших школьников по методике «Матрицы Равена»

Уровни развития наглядно-образного мышления

Констатирующий этап

Контрольный этап

Т критерий Стьюдента

Очень высокий

0 чел.(0%)

10 чел.(10 %)

Т = 40,6

Высокий

10чел. (10 %)

52 чел.(52%)

Средний

58 чел.(58%)

38 чел. (38%)

Низкий

22 чел.(22%)

0 чел. (0%)

Ниже среднего

10 чел.(10%)

0 чел. (0%)


Рис. 4. Динамика развития наглядно-образного мышления по методике «Матрицы Равена» (Р.С.Немов)


Из представленных результатов следует, что в ходе диагностики констатирующего этапа у младших школьников, участвовавших в исследовании очень низкий уровень наглядно-образного мышления выявлен у 10 детей (10%). Низкий уровень наглядно-образного мышления выявлен у 22 детей (22%). Средний уровень наглядно-образного мышления в ходе констатирующего этапа выявлен у 58 младших школьников (58%). Высокий уровень наглядно-образного мышления выявлен только у 10 детей (10%).

Очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления у младших школьников, принимавших участие в исследовании, не выявлен. Таким образом, в ходе констатирующего этапа установлено, что у первоклассников на момент обучения в первом классе преобладающим является средний уровень развития наглядно-образного мышления. Он выявлен у большей половины детей (58%). Эти дети смогли правильно решить от 4 до 7 задач теста за 10 минут. Высокий уровень наглядно-образного мышления выявлен только у 10 детей из 100. Младшие школьники данной группы смогли решить от 8 до 9 задач в течение 10 минут. Скорее всего, данная группа детей занималась в различных развивающих центрах для детей дошкольного возраста или с родителями.

Низкий и очень низкий уровень наглядно-образного мышления выявлен у трети детей (32%). Для данной группы детей характерно решение или только одной задачи, или двух-трех задач. Так как задач представляются по уровню сложности, то решаются только первые задачи.

В ходе диагностики контрольного этапа установлено, что количество детей с низким и очень низким уровнем развития наглядно-образного мышления сократилось с 32 человек (32%) до 0 человек (0%). Уменьшилось количество детей со средним уровнем развития наглядно-образного мышления с 58 человек (58%) до 38 человек (38%). Значительно увеличилось количество детей с высоким и очень высоким уровнем наглядно-образного мышления.

Количество детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления увеличилось с 10 человек (10%) до 52 человек (52%). Данная группа детей научилась решать до 8-9 задач теста Равена за 10 минут. Количество детей с очень высоким уровнем развития наглядно-образного мышления увеличилось с 0 человек (0%) до 10 человек (10%). Это дети, которые в констатирующем этапе продемонстрировали высокий уровень наглядно-образного мышления.

Сравнение полученных результатов констатирующего и контрольного этапа при помощи статистического критерия Стьюдента для зависимых выборок позволил получить, что Т = 40,6. Это свидетельствует о том, что полученные результаты статистически достоверно отличаются друг от друга.

Таким образом, результаты диагностики по тесту Равена позволяют утверждать, что проведенное обучение по специальной программе развития познавательных способностей способствует развитию наглядно-образного мышления у младших школьников, полученные результаты отличаются статистически достоверно.

Методика «Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасика»

Динамика результатов «Ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йерасика» представлена в таблице 5 и на рисунке 5.

Таблица 5

Динамика результатов «Ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йерасика»

Уровни школьной зрелости

Констатирующий этап

Контрольный этап

Т критерий Стьюдента

Готовность к школе выше среднего

67 чел.(67%)

92 чел.(92%)

Т = 11,9

Средняя зрелость

33чел. (33%)

8 чел.(8%)

Готовность ниже нормы

0 чел.(0%)

0 чел. (0%)


Рис. 5.Динамика результатов «Ориентационного теста школьной зрелости Керна-Йерасика»

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике школьной зрелости младших школьников после проведения специализированной программы по развитию познавательных способностей детей «Ученье-свет».

В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что у 33первоклассников (33%), участвующих в исследовании, выявлен средний уровень школьной зрелости, у 67 младших школьников (67%) выявлен уровень готовности к школе выше среднего. То есть третья часть первоклассников, пришедших в школу, относятся к категории «зреющих», то есть требуют внимания в процессе обучения. В ходе контрольного этапа полученные результаты свидетельствуют о том, что количество детей со средним уровнем готовности к школе уменьшилось с 33 человек (33%) до 8 человек (8%).

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования с помощью критерия Стьюдента позволило установить, что Т = 11,9. Это означает, что полученные результаты статистически достоверно отличаются друг от друга.

Таким образом, выявлена положительная динамика школьной зрелости младших школьников, после обучения по специализированной программе развития познавательных способностей «Ученье–свет», полученные результаты отличаются статистически достоверно.


Выводы


  1. После проведения занятий по специально созданной психолого-педагогической программе развития познавательных процессов выявлена положительная динамика развития процессов развития памяти у младших школьников, принимавших участие в исследовании.

  2. В результате проведения занятий по специализированной программе «Ученье-свет» выявлена положительная динамика развития кратковременной и оперативной памяти у младших школьников.

  3. В ходе апробации специализированной программы «Ученье-свет» выявлена положительная динамика развития продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников, принимавших участие в исследовании.

  4. Результаты диагностики по тесту Равена позволяют утверждать, что проведенное обучение по специальной программе развития познавательных способностей способствует развитию наглядно-образного мышления у младших школьников.

  5. Выявлена положительная динамика школьной зрелости младших школьников, после обучения по специализированной программе развития познавательных способностей «Ученье – свет».

  6. Полученные результаты по всем методикам статистически достоверно отличаются. Расчеты проводились по критерию Стьюдента для зависимых выборок.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Экспериментальное исследование развития познавательных способностей младших школьников проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №32 города Подольска. В исследовании приняли участие 100 младших школьников, учеников 1-х классов (параллель).

Для исследования познавательных способностей младших школьников были использованы следующие методики:

  • Методика «10 слов» (А.Р.Лурия);

  • Методика «Чем залатать коврик» (Р.С.Немов);

  • Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов);

  • Методика «Матрицы Равена» (Р.С.Немов);

  • Методика «Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасика».

После проведения занятий по специально созданной психолого-педагогической программе развития познавательных процессов выявлена положительная динамика развития процессов развития памяти у младших школьников, принимавших участие в исследовании.

В результате проведения занятий по специализированной программе «Ученье-свет» выявлена положительная динамика развития кратковременной и оперативной памяти у младших школьников.

В ходе апробации специализированной программы «Ученье-свет» выявлена положительная динамика развития продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников, принимавших участие в исследовании.

Результаты диагностики по тесту Равена позволяют утверждать, что проведенное обучение по специальной программе развития познавательных способностей способствует развитию наглядно-образного мышления у младших школьников.

Выявлена положительная динамика школьной зрелости младших школьников, после обучения по специализированной программе развития познавательных способностей «Ученье – свет».

Полученные результаты по всем методикам статистически достоверно отличаются. Расчеты проводились по критерию Стьюдента для зависимых выборок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Степаненко Ульяна Сергеевна

Дата: 03.08.2022

Номер свидетельства: 611443


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства