МБОУ ДО «Центр творчества
= 80; досуга», г. Черногорск= ;, Республика Хакасия
Духо
= 74;но-нравстве&= #1085;ное воспитание подростков на занятиях дзюдо=
Будуще&= #1077; страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молl= 6;дежи, зависит перспективk= 2; завтрашнегl= 6; общества. Воспитание нравственнl= 6;сти, высокой культуры у современн= ;ых молодых людей является первостепеl= 5;ной государствk= 7;нной задачей.
В одно= 1084; из своих выступлениl= 1; президент Р
= 60; В.В. Путин говорил «об огромно= ;м позитивном влиянии спорта и необходим= ;ости продвижениn= 3; спортивной культуры в молодежно= ;й среде». Использоваl= 5;ие средств физ
= 80;ческого воспитания в формирова= ;нии духовно-нра
= 74;ственных и морально-k= 4;олевых качеств — один из наиболее эффективныm= 3; путей подготовки молодого поколения к последующ= ;ей жизни в обществе вне школы. Сущность воздействиn= 3; занятий спортом на личность подростка заключаетсn= 3; в том, что, будучи направлена на овладени= ;е искусством движений и на укрепл= ение тела, эта деятельносm= 0;ь способствуk= 7;т совершенстk= 4;ованию себя на основе обратной связи.
Дзюдо = 8212; это спорт, имеющий сильное воспитателn= 0;ное воздействиk= 7; на личность= ;. Данная пози
= 94;ия подтверждаk= 7;т актуальноl= 9;ть обучения дзюдо в соответст= ;вии с идеями егl= 6; основателя Дзигоро Кано, мастера боевых искусств, японского общественнl= 6;го деятеля и педагога. Сравнивая д
= 79;юдо с популярны= ;ми видами спорта того времени, такими как гимнастика, бейсбол, гребля, бег и короткие пешие поход
= 99;, Дзигоро Кано пришел к выводу, чт
= 86; дзюдо является наиболее эффективноl= 1; деятельносm= 0;ью для физичес
= 82;ого, психологичk= 7;ского и духовного развития человека. Подтверждеl= 5;ием этому явило
= 89;ь создание в Японии в конце XIX века извест
= 85;ой во всем мирk= 7; школы дзюдо &la= quo;Кодокан&raq= uo; (в переводе = ;— «путь мягкости»).
Особен&= #1085;остью теории дзюдо, создk= 2;нной Дзигоро Кано, является смещение акцента в обучении от техники борьбы к постижени= ;ю жизненного
= 87;ути, развитию способностl= 0; ученика к внутренне= ;му совершенстk= 4;ованию.
Дзи&= #1075;оро Кано рассматривk= 2;л свое искусство как средств
= 86; формированl= 0;я гармонично развитой личности.
Главны&= #1084;и принципами = дзюдо являются:
взаимная помощь и понимани&= #1077; для достиже= ;ния большего прогресса;
наилучше= ;е использова= ние тела и духа= ;
«поддать= ;ся, чтобы победить».
В наст= 1086;ящее время данны
= 81; вид единоборстk= 4;а привлекает детей и родителей= ;. Рекомендуюm= 0; занятия дзюдо и российски= ;е врачи, поско= 083;ьку статистичеl= 9;кие данные свидетельсm= 0;вуют о том, что дети, занимающиеl= 9;я данным видо
= 84; единоборстk= 4;а, значительнl= 6; реже болеют простуднымl= 0; заболеваниn= 3;ми. Так как учебно-трен
= 80;ровочные занятия про
= 74;одятся босиком, то юные дзюдоисты имеют возмо
= 78;ность закаляться естественнm= 9;м образом, получая массаж биологичесl= 2;и активных точек, расположенl= 5;ых на подошвах ног. Занятия дзюдо разви
= 74;ают двигательнm= 1;ю активность, улучшают состояние сердечно-= 089;осудистой и дыхательн= ;ой системы, благотворнl= 6; влияют на нервную систему, улучшают концентрацl= 0;ю, что отражается на успехах детей в учеk= 3;е. Занятия данным видо
= 84; единоборстk= 4;а способствуn= 2;т осознанию с
= 86;бственной силы и возможнос= ;тей для формиро
= 74;ания нормальной самооценки и снижения агрессивноl= 9;ти.
В объе= 1076;инении «Дзюдо», МБО= 059; ДО «Центр творчества
= 80; досуга»
= 75;.Черного
= 88;ска, занимаются дети в возрасте от 7-ми до 17-ти лет.
Важной особенностn= 0;ю является то= ;, что при поступлениl= 0; в объединен= ;ие не проводит= ;ся отбора дете
= 81; по какому-лl= 0;бо критерию. Дети разной физической подготовлеl= 5;ности могут заниматься данным видо
= 84; единоборстk= 4;а, постепенно совершенстk= 4;уя свои способностl= 0;.
Следуе&= #1090; отметить, чт= 086; занятия дзюдо, согласно действующиl= 4; Санитарно-э
= 87;идемиологи= 1095;еским нормам (С= 072;нПиН), можно проводить с детьми, достигшими 10-летнего возраста. Однако формированl= 0;е разнообразl= 5;ых координациl= 6;нных и двигатель= ;ных навыков, овладение умениями самострахо= 1074;ки, группировкl= 0;, стойки, борьбы вполне доступны дл= 03; понимания и усвоения детьми уже с 7-летнего возраста.
Целью образоватеl= 3;ьного процесса является ф
= 86;рмирование моральных и волевых качеств, закаливаниk= 7; и укреплени
= 77; здоровья обучающихсn= 3;, посредствоl= 4; овладения п
= 77;рвоначальн= 1099;ми навыками борьбы дзюд
= 86;.
Данная цель реализуетсn= 3; через обуча= ющие, развивающи&= #1077; и воспитыв= 1072;ющие задачи. В условиях дополнителn= 0;ного образованиn= 3; развивающl= 0;й и воспиты
= 74;ающий потенциал дзюдо приобретаеm= 0; особое знач
= 77;ние. Достижение результатоk= 4;, представлеl= 5;ных в программе (присвоение ученическиm= 3; (кю) степеней), не является самоцелью. Это лишь зна= 095;имые для подростков ориентиры на пути их личностн= ;ого развития.
Процес&= #1089; нравственнl= 6;го воспитания осуществляk= 7;тся на всех этапах тренировочl= 5;ого процесса дзюдоистов.
В зада= 1095;у нравственнl= 6;го воспитания детей и подростко= ;в вобъедиl= 5;еии входит воспитание таких нравственнm= 9;х качеств, как:
формиров= ;ание воли и характер&= #1072;;
дисципли= ;нированнос
= 90;ь в обществе&= #1085;ных контактах, учёбе и быту;
комм= ;уникативно
= 89;ть в конфликт&= #1085;ых ситуациях;
порядочн= ;ость в индивиду&= #1072;льных контактах;
обществе= ;нная активность= ;
уважение к старшим, товарищам;
воспитан= ;ие патриотизм= а;
воспитан= ;ие ответствен= ности перед самим собой и общество&= #1084; за свое пов= едение;
приобщен= ;ие к мировой культуре в части спортивног= о единоборст= ва — дзюдо;
осознани= ;я наследуемы= х ценностей и их усвое= 1085;ие.
На заня= тиях предполагаk= 7;тся ознакомленl= 0;е воспитанниl= 2;ов со следующи= ;ми позициями:
с истори= ей возникнове= ния дзюдо и осн= ователем школы дзюдо «Кодока= н» Дзигоро= Кано;
с принци= пами боевого искусства дзюдо;
с истори= ей появления и развития дзюдо в Рос= сии;
с выдающ= имися дзюдоистам= и России (горl= 6;да, в котором проживают воспитанни= ки);
с поясно= й системой (что она обозначает, почему необходимы уважение к старшим по поясу и помощь младшим по поясу);
с культу= рой поведения; этикетом;
с Кодек= 089;ом чести дзюдоиста.
Знание и обязатель= ;ное выполнение = Кодекса способствуk= 7;т воспитанию таких личностных
= 82;ачеств, как:
вежливос= ;ть,
смелость= ;,
честност= ;ь,
скромнос= ;ть,
самоконт= ;роль,
верность в дружбе,
уважение к окружающ&= #1080;м.
Сегодн&= #1103; во многих школах и секциях дзюдо чаще можно встретить т= ехнику этой борьбы= ;, чем ее дух. Дзюдо — это мир, где высшей ценностью является не&nbs= p;только физическая сила, но и челове= ческие качества [3]. Автор стать
= 80; считает акт= уальным обучение дзюдо в соответст= ;вии с идеями егl= 6; основателя Дзигоро Кано: «Дзюдо — этl= 6; нечто большее, чем система сам
= 86;защиты, это, прежде всего, путь к себе, к умению владеть соб
= 86;й».
В дзюд= 1086; все, начиная от ритуала и заканчива= ;я какими-то мелочами, несет в себk= 7; воспитателn= 0;ный момент. В воспитате= ;льном процессе фо
= 88;мирование нравственнl= 6;сти начинается с изучения &= #1101;тикета, знакомства с заповедям= ;и, присущими этому виду спорта. На первых занятиях воспитанниl= 2;и знакомятся с элементар= ;ными правилами гигиены. У дзюдоисто= ;в нет мелочей, в которых мl= 6;жно было бы проявить небрежностn= 0;. Кимоно, тата= 084;и, тело и помыслы дзюдоиста должны быть чистыми. Поэтому воспитанниl= 2;и учатся соде
= 88;жать спортивную одежду в чистоте, осваивают у
= 84;ение правильно уложить ким= оно и т.д.
В.В. Путин, выступая на презента= ;ции учебного пособия «Искусство дзюдо — от игры к ма= ;стерству» (одним из авторов которого яв
= 83;яется он сам) сказал: «Дзюдо — этl= 6; не просто спорт, это философия. Это уважени
= 77; к старшим, к противник= ;у, там нет слабых». Уважение проявляетсn= 3; во всем и ко всем: «Путь боевы
= 93; искусств начинается и заканчива= ;ется учтивостью. Будь всегда пристойным и искренним в своей учтивости». «…Почитай учителей, уважай соперника» [4].
Весь учебно-трен
= 80;ровочный процесс в данном виде единоборстk= 4;а проходит в тесном взk= 2;имодействи= 080; с партнером= ;, будь то отрk= 2;ботка бросков, изучение акробатичеl= 9;ких упражнений (один выполняет упражнение, другой страхует), выполнение упражнений в парах и т.k= 6;. Поэтому с первых шагов на татами детей приучают к таким нравственнm= 9;м качествам, как товарищестk= 4;о, уважение к сопернику= ;, умение честно вест
= 80; борьбу.
Начина&= #1103; с младшего возраста, на занятиях юных дзюдоистов создаются воспитываюm= 7;ие ситуации:
при проведении эмоциональ= ных игровых ситуаций;
в элемен= тарном противобор= стве;
при подборе разнотипны= х пар (по типу нервной системы);
определе= ;нии заданий в соответс&= #1090;вии с возрастн&= #1099;ми особенност= ями и данными мониторинг= ового обследован= ия;
в подгот= овке инвентаря для занятия= ;;
в выполн= ении заданий по самосто&= #1103;тельной подготовке= .
Многол&= #1077;тний педагогичеl= 9;кий опыт позвол
= 80;ли автору статьи определить = педагогичеl= 9;кие ситуации, которые способствуn= 2;т воспитанию нравственнl= 6;-волевых качеств. Необходимо отметить, чт= 086; воспитываюm= 7;ее влияние каждой ситу
= 72;ции имеет компл= ексный характер, то есть та или иная ситуация способствуk= 7;т формированl= 0;ю нескольких нравственнm= 9;х черт: дисциплиниl= 8;ованности, трудолюбия, = 095;естности и т.д. [1].
Одним из видов педагогичеl= 9;ких ситуаций яв= ;ляются поединки, р&= #1072;ссчитанные на соблюден= ;ие выдержки, ув= 072;жения к сопернику= ;, настойчивоl= 9;ти, целеустремl= 3;енности. Воспитываюm= 7;ее значение та
= 82;их ситуаций заключаетсn= 3; в том, что поединок проводится между неравными соперникамl= 0;, когда присутствуk= 7;т преимущестk= 4;о у одного из соперник= ;ов:
в технич= еской подготовке= ;
в весе;
в исходн= ом положении.
Причём одному из соперник= ;ов дается шанс = 085;а победу, а другой обречен на поражени= ;е. Зная свою обреченносm= 0;ь на поражени= ;е, дзюдоист должен проявить дл= 03; достойного проигрыша не только тk= 7;хническое мастерство и тактическ= ;ое умение, но и такие волевые качества, ка= 082; настойчивоl= 9;ть, целеустремl= 3;енность, решительноl= 9;ть. Дзюдоист, имеющий преимущестk= 4;о, должен проявить уважение к сопернику= ;, умение не расслабл= ;яться и вести поединок в l= 7;олную силу, а выиг
= 88;ав, не радовать= ;ся легкой победе.
Такие ситуации используютl= 9;я во время прl= 6;ведения учебно-трен
= 80;ровочных поединков в основной части занятия. На детских аттестациоl= 5;ных соревнованl= 0;ях предусматрl= 0;вается подбор пар участников по возрастн= ;о-весовым показателяl= 4; и с учетом владения необходимыl= 4;и навыками.
Другим = видом педагогичеl= 9;ких ситуаций яв= ;ляется судейство.
Судейс&= #1090;во поединков проводят по очереди воспитанниl= 2;и, занимающиеl= 9;я по программ= ;е углубленноk= 5;о уровня (4-й год обучения). Данная педа= гогическая ситуация по= ;могает воспитанниl= 2;ам выучить правила сор
= 77;внований, жесты и команды рефери на сl= 6;ревнования= 093;. В этой ситуации важно провести объективноk= 7; судейство поединка, а дзюдоиста= ;м, ведущим поединок, уметь отличить «засужива
= 85;ие» от реальной оценки свои
= 93; действий, со= 073;людать выдержку, контролироk= 4;ать свое поведе
= 85;ие, не реагиров= ;ать болезненно на оценки и замечания их товарища= ;, который в дk= 2;нный момент исполняет обязанностl= 0; рефери. Значение данной ситуации заключаетсn= 3; в воспитани= ;и честности, принципиалn= 0;ности, выдержки, самообладаl= 5;ия, целеустремl= 3;енности, настойчивоl= 9;ти. Данная ситуация готовит юны
= 93; дзюдоистов к участию в соревнова= ;ниях с недостато= ;чно объективныl= 4; судейством. Ситуация используетl= 9;я при проведении тренировочl= 5;ых поединков в основной части тренировки.
Еще одним видом педагогичеl= 9;ких ситуаций является пр= оведение эстафет, спортивных и подвижных игр, которыk= 7; направлены на воспитан= ;ие у обучающих= ;ся дисциплиниl= 8;ованности, настойчивоl= 9;ти, решительноl= 9;ти, сплочённосm= 0;и коллектива, формированl= 0;я дружеских взаимоотноm= 6;ений. Для проведения данного вид
= 72; педагогичеl= 9;кой ситуации ис
= 87;ользуются варианты, пр= 080; которых занимающиеl= 9;я разбиваютсn= 3; на слабую и сильную кl= 6;манды или одна команда имеет численный п
= 77;ревес.
Треть
= 80;мнаправлени&= #1077;м нравственн= ого воспитания юных дзюдоистов является нр= авственное стимулировk= 2;ние. Нравственн&= #1086;е стимулировk= 2;ние оказывает важную роль в воспитате= ;льном процессе юных дзюдоистов. Это направлениk= 7; реализуетсn= 3; через такие стимулируюm= 7;ие факторы, как поощрение и наказание= ;, позволяющиk= 7; скорректирl= 6;вать действия де
= 90;ей, закрепить хорошие привычки и переформи= ;ровать плохие, прео= 076;олеть свои слабости, познать сво
= 80; возможностl= 0;.
С цель= 1102; успешного проведения воспитателn= 0;ного процесса ис
= 87;ользуются следующие современныk= 7; педагогичеl= 9;кие технологии: обучение в сотруднич= ;естве, игровые и = 083;ичностно-ор= иентированl= 5;ые технологии
= 86;бучения. Эти направлениn= 3; относятся к гуманисти= ;ческому подходу в психологи= ;и и образован= ;ии, отличительl= 5;ой чертой которого является особое внимание к индивидуа= ;льности ребенка.
На нра= 1074;ственное воспитание детей огром
= 85;ое влияние оказывает детский коллектив, к= 086;торый способствуk= 7;т формированl= 0;ю положительl= 5;ых качеств личности и помогает изживать такие отрицательl= 5;ые черты, как застенчивоl= 9;ть, упрямство, трусость, зазнайство, эгоизм.
При формированl= 0;и детского коллектива
= 85;ужно опиратсn= 3; на принцип «воспитаниn= 3; в коллектив= ;е и через коллектив», который предполагаk= 7;т ответственl= 5;ость каждого перед коллективоl= 4; и коллектив= ;а за каждого своего член
= 72;.
Для создания дружного, сплочённогl= 6; коллектива, в котором не должно быть разобщенноl= 9;ти, вражды, любы= 093; форм антагонизмk= 2; между группами ил
= 80; отдельными воспитанниl= 2;ами, педагог использует следующие м= етоды:
ме
= 90;од наблюдения= , который является основным диагностич= еским методом;
ме
= 90;од беседы, который является дополнение= м в наблюден&= #1080;и и изучении воспитанни= ка и почти всегда выполняет функцию воздействи= я;
ме
= 90;оды поощрения и наказани&= #1103;, = которые являются методами воздействи= я, а также распростра= ненными способами мотивации ребенка к деятельн&= #1086;сти, особенно в = спорте;
ме
= 90;од упражнения= — неотъем= 1083;емая часть методики нравственн= ого воспитания; основной путь формирован= ия твердых навыков и привычек, правильног= о поведения воспитанни= ков. Добиться успеха в формиров&= #1072;нии привычки можно лишь при систематич= ности упражнений и сознател&= #1100;ности выполнения действий.
Обязат&= #1077;льным в работе с детским и подростко= ;вым контингентl= 6;м педагог считает соб
= 83;юдение максимальнl= 6;й объективноl= 9;ти, педагогичеl= 9;кой этики и педk= 2;гогическог= 086; такта.
Для создания деловых и дружеских отношений, избегания возникновеl= 5;ия разобщенноl= 9;ти в коллектив= ;е и конфликто= ;в между воспи
= 90;анниками в работе с юными дзюдоистамl= 0;:
избегать постановки «диагнозов= » (способе= н — не способе&= #1085;);
не выдел= ять из коллект&= #1080;ва потенциаль= но более спосо= ;бных дзюдоистов= ;
организо= ;вывать коллективн= ые обсуждения с воспитан&= #1085;иками по проблем&= #1072;м тренировки, по поведен&= #1080;ю членов команды во время спортивных соревнован= ий, по вопроса&= #1084; официально= го распределе= ния обязанност= ей и поручени&= #1081; в коллекти&= #1074;е с учетом индивидуал= ьных психологич= еских особенност= ей каждого воспитанни= ка.
Добить&= #1089;я успеха в воспитани= ;и можно тольк
= 86; опираясь на поддержк= ;у сплоченногl= 6; коллектива, обладающегl= 6; силой воспи= тательного влияния, умеющего предъявлятn= 0; требования к членам коллектива, тем самым оказывая помощь педагогу. С этой цельn= 2; испол= ьзуется метод параллельнl= 6;го действия, который заключаетсn= 3; в том, чтобы наряду с воk= 9;действиями педагога на воспитан= ;ника в том же направлениl= 0; действовал и детский коллектив, руководимыl= 1; педагогом.
Для эмоциональl= 5;ой сплоченносm= 0;и детского коллектива прово= дятся традиционн&= #1099;е мероприятиn= 3;, такие как:
торжеств= ;енный прием в дзюдоист&= #1099;;
поздравл= ;ения воспитанни= ков, с присвоен&= #1080;ем ученическо= й (кю) степени;
награды за высокие результаты на соревно&= #1074;аниях.
Одним из важных воспитателn= 0;ных факторов является l= 5;аставничес= 090;во. Воспитанниl= 2;и старших групп помог= ают педагогу в проведени= ;и занятий, участвуют в воспитате= ;льном процессе дзюдоистов младших групп. На личном пl= 8;имере старших дзюдоистов младшие учатся быть дисциплиниl= 8;ованными, ответственl= 5;ыми перед коллективоl= 4;, доброжелатk= 7;льными. Наставничk= 7;ство способствуk= 7;т совершенстk= 4;ованию положител= 100;ных личностных качеств старших дзюдоистов.
В у= 095;ебно-воспит= ательном процессе обучающихсn= 3; руков= одящая роль принадлежиm= 0; педагогу. Нравственнl= 6;сть педагога, моральные нормы, которыми он руководс= ;твуется в своей профессионk= 2;льной деятельносm= 0;и и жизни, его отношение к своему педагогичеl= 9;кому труду, к воспитанн= ;икам, коллегам имеет первостепеl= 5;ное значение дл= 03; духовно- нравственнl= 6;го воспитания обучающихсn= 3;. Никакие воспитателn= 0;ные программы не будут эффективны, если педаго
= 75; не является примером нравственнl= 6;го, гражданскоk= 5;о и личностно= ;го поведения для обучающихсn= 3;.
Обычно обучающиесn= 3; как бы «впитывают&raqu= o; не только личные качества педагога, но и его отношение к делу: чувство стабильносm= 0;и, влюбленносm= 0;ь в работу, ег
= 86; энтузиазм, оптимизм, требователn= 0;ное и уважитель= ;ное отношение ко всем воспитанниl= 2;ам, уверенностn= 0; в спортивны= ;х успехах сво
= 80;х учеников.
Патрио&= #1090;ическое воспитание = ;— одно из важl= 5;ых направлениl= 1; учебно-восп&= #1080;тательного процесса. Патриотичеl= 9;кое воспитание = ;— это систематичk= 7;ская деятельносm= 0;ь, направленнk= 2;я на следующи= ;е аспекты:
на воспи= тание потребност= и в здоровом образе жизни;
на знако= мство обучающихс= я с мировой культурой в части спортивных и прикладн&= #1099;х единоборст= в и осознани&= #1077; наследуемы= х ценностей;
на форми= рование у подростк&= #1086;в уважения к культуре, истории и традиция&= #1084; своей страны;
на воспи= тание чувства гордости, уважения и почитани&= #1103; символов Российской Федерации: Герба, Флагk= 2; и другой российской символики.
Для реализации этого направлениn= 3; юные дзюдои
= 89;ты участвуют:
в различ= ных акциях;
знакомят= ;ся с подвигам&= #1080; спортсмено= в во время Великой Отечествен= ной войны и на трудо= 1074;ом фронте на материа&= #1083;ах школьного м= ;узея;
участвую= ;т в просмотр&= #1077; международ= ных спортивных соревнован= ий по дзюдо и другим видам спорта с участием российских спортсмено= в;
являются участникам= и внутриш= кольных спортивных мероприяти= й, посвященны= х историческ= им датам: битвk= 7; под Москвой= ;, Дню Победы, 9 мая;
участвую= ;т в просмотр&= #1077; видеоматер= иалов патриотиче= ской тематики.
Итак, рассмотрев вопросы дух
= 86;вно-нравств&= #1077;нного воспитания, можно сделать следующие выводы:
Занятия единоборст= вами (дзюдо) играют важную роль в духовном становлени= и подрастающ= его поколения, в формиров&= #1072;нии человека, способного к проявлен&= #1080;ю нравственн= ого поведения в любых жизненных ситуациях. У воспитан&= #1085;иков будет сформирова= но понимание: чтобы стать настоящим борцом-дзюд= ;оистом, недостаточ= но просто овладеть приемами борьбы. Ты должен заняться собой, воспl= 0;тать в себе следующий комплекс умений:
быть ответствен= ным, ибо результат поединка зависит от тебя самого;
быть дисциплини= рованным, выполнять режим занятий;
быть упорным во = время тренировок, стремиться преодолеть= трудности для достижения победы;
быть трудолюбив= ым, уметь концентрир= оваться для преодолени= я трудностей= , не жалеть сил для достижения цели;
быть сдержанным, уметь контролиро= вать свои эмоции= ;, даже если ты проигра&= #1083;, — это стимул для дальнейшег= о развития;
быть уверенным в себе, решительны= м, целеустрем= ленным;
проявлят= ;ь уважение ко всем и во всем: быть честным во время поединка и уважать соперника, внимательн= ым к замечани&= #1103;м старших, товарищам по команде; проявлять культуру по= ;ведения.
На приме= рах советских и российск&= #1080;х дзюдоистов у воспитан&= #1085;иков будет сформирова= но чувство патриотизм= а и гордости за свою страну, стремление не сдавать&= #1089;я, не жалеть сил для достижения цели.
Спортивн= ;ые заня= 1090;ия способству= ет укреплению здоровья детей, физиm= 5;ескому, интеллекту= альному и нравстве&= #1085;ному совершенст= вованию юных дзюдоистов, формирован= ию культуры здорового и безопасн&= #1086;го образа жизни.
Лите= ратура
Зуб И.В. Нравственн= о-волевое воспитание младших школьников в процессе начальных з= ;анятий дзюдо: Дl= 0;с. канд. пеk= 6;. наук. — СПб., 200= 5.
Методиче= ;ские рекомендац= ии по проекту воспитател= ьного процесса (Азбука каратэ) споl= 8;тивных школ боевых искусств ГОУ ДОД Амуl= 8;ской ОСДЮСШОР. — Благовещ&= #1077;нск, 2008.
Путин В.В., Левицки= 081; А.Г., Роте= 085;берг А.Р., Черных Д.А. Искусство Дзюдо. От игры — к&= nbsp;мастерству. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.