Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся через организацию их участия в проектной и исследовательской деятельности.»
Выполнила:
Нестеренко Людмила Дмитриевна,
Омская обл., г.Тара,
учитель русского языка и литературы,
БОУ “Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова”
Статья
Духовно-нравственное воспитание обучающихся через организацию их участия в проектной и исследовательской деятельности.
Развитие России сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека, формированием у него духовности и нравственности.
И Духовно-нравственное воспитание обучающихся имеет большую значимость;его, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных задач [2].
Основной целью такого воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, бережное отношение к Родине в целом и малой Родине, их культурно-историческому прошлому, к своей семье. Любовь к родным местам, гордость за свой народ; ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам – вот те главные составляющие духовно-нравственной культуры человека.
Ориентиром по развитию и воспитанию данных качеств у школьников может служить проектная и исследовательская д еятельность , направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа [3].
Организация проектной деятельности в школе раскрывает исследовательский и творческий потенциал обучающихся. Это деятельность, которая помогает раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других обучающихся.
При работе над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате чего обучающиеся получаеют не просто готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимают добытые им сведения [1].
Работая над проектами, стараюсь делать акцент именно на личностные характеристики обучающихся, на повышение их мотивации к деятельности.
Проектная деятельность также является одной из самых распространённых форм внеурочной деятельности, где ребенок учится не только проектировать, но и выполнять исследовательскую работу. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже.
Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки [3].
Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность.
Исследовательская деятельность имеет огромное значение, так как направлена на:
формирование устойчивого интереса обучающихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
на воспитание патриотизма и гражданственности;
на эстетическое воспитание;
на изучение народных промыслов и традиций;
на правила воспитания;
на изучение семейных ценностей.
Все это наглядно подтверждается в работах учащихся разного возраста [1].
Темы проектов по предметам “Русский язык и Литература” подбираю интересные и доступные, связанные с жизнью, краеведением, что обогащает учащихся опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта.
Например, предлагаю такую тематику проектов в 5 классе по русскому языку: “Зоологизмы в названии домашних питомцев”, “Прозвища моих одноклассников и их роль в жизни” “ Какие бывают клички животных?” в 7 классе предлагаю такие темы: “Лексические особенгности в наименовании улиц в Таре”, “Особенности в наименовании магазинов в нашем городе”и др. , по литературе: “Образ волка и лисы в баснях И. А.Крылова”, в старших классах предлагаю такую тематику: “ Речевой портрет гимназистов”, “Что в имени моем?”, “Роль заимствованных надписей на одежде современных подростков”, Предлагаю также темы проектов и научных работ краеведческой направленности, например, “Образ города в лирике и творчестве местных поэтов и художников”, “Образ врача и медицинского работника в лирике А.Дерюшева и Н.Кусковой” , “Уроки нравственности в творчестве молодых поэтов г.Тары и другие.
Так, В 2018-2019 учебном году с учениками 6 класса Кривошеевым З. и Батухтиным И. принимали участие в исследовательском проекте “Времена года в творчестве тарских поэтов и художников”. Ребята под моим руководством познакомились с творчеством поэтов и художников, брали у поэтов интервью, анализировали лирику, ходили на выставку картин в Картинную галерею, учились работать с краеведческой и научной литературой. Продуктом проекта стал поэтичекий сборник “Календарь времен года”.
Свой исследовательский опыт ученики представляли на Муниципальной и областной научно-практической конференции, где стали лауреатами. В 2019-2020 учебном году данный иследовательский проект был представлен на региональную дистанционную научно-практическую конференцию по краеведению “Моя Сибирь”, где ребята получили диплом Лауреата.
Считаю, что работая над такими темами проекта, мои ученики расширияют свой кругозор, учатся работать сообща, распределять обязанности. Через поэзию и творчество художников ребята осознали, что значит любить малую родину и уметь видеть прекрасное.
В прошлом учебном году на суд жюри был представлен исследовательский проект десятиклассницы Фасс Е.“Православные мотивы и образы в лирике К. Атюрьевского”.
При анализе стихотворений К. Атюрьевского, в которых раскрываются «образ храма, веры, молитвы, города, дома, семьи, красота природы », мы пришли к выводу, что малая родина для К. Атюрьевского- это отчий край, малый уголок, деревянная Тара, в которой вырос поэт.
Но этот образ переплетается с образом бескрайней России, еѐ просторами и широтами.
Природа в стихотворениях К.Атюрьевского восхищает и приводит в трепет своими замечательными, потрясающими и великолепными видами и живописными пейзажами, заставляет волноваться, доставляет самые лучшие моменты поэту и читателям.
Ещѐ одной своеобразной чертой художественного мира К. Атюрьевского является православная основа его лирики.
В стихах поэта мы находим образы - символы, связанные именно с православной традицией. Спасский собор, храмы, купола, колокольный звон, православные праздники, молитвы,- в его лирике представлены вечными, нерушимыми.
Автор исторически смело признается, что ему жаль «разрушенных церквей», он не может не грустить о забытой вере. Его лирический герой не мыслит себя вне Бога и боится быть им отвергнутым.
Таким образом, своеобразие художественного мира Атюрьевского заключается в следовании традициям русской литературы, но в то же время в подлинно современной еѐ основе. Продуктом проекта стал замечательный поэтический сборник “Православные мотивы и образы в лирике К. Атюрьевсского”.
Считаю, что работа над такими проектами - яркий пример духовно-нравственного воспитания.
Также стараюсь вовлекать своих учеников в телекоммуникационные и творческие проекты, которые воспитывают духовно -нравственные качества учащихся, такие, как любовь к большой и малой родине, умениние ценить и любить природу, творчество писателя.
Считаю большой значимостью участия учеников театральной студии в муниципальном творческом проекте “Славим Победу!”. В ходе проекта ребята разучивали под гитару песни военных лет, исполняли вальс, сценки, читали стихи. Думаю, каждый до глубины души прочувствол значимость этого мероприятия и осознал, что о тех, кто подарил нам Победу, - забывать нельзя.
Также в 2019 - 2020 учебном году участвовали в муниципальном проекте «Экологические проблемы города Тары и Тарского района». В одном из заданий проекта была театральная постановка, которая должна отражать экологические проблемы нашего района и города. Для выполнения данного задания мы сочинили сценарий, распределили роли, отрепетировали, сняли видеоролик и отправили на суд жюри. По итогам проекта стали призерами среди участников района. Участие в данном проекте позволило ребятам получить большой опыт в духовно- нравственном воспитании и понять, что значит любить свой край родной и беречь природу.
Мои ученики много раз становились победителями и участниками муниципального проекта “Тара Православная”, в котором получали также большой воспитательный опыт. Данный проект учит ребят работать в команде, распределять обязанности, почувствовать себя в роли журналистов, так как одно из важных заданий - написать статью на православную тему, уметь отвечать на вопросы на круглом столе, где обсуждаются важные и актуальные вопросы такие, как: “Какую роль в нашей жизни играет храм, что значит быть гражданином и патриотом?” “Как сделать правильный выбор в жизни?”, “ Кого называют героем? Что значит жить по законом чести и совести?” и другие. Некоторые ребята, принимая участие в подобном проекте, впервые побывали в Храме на службе, осознали многие понятия православной культуры.
Очевидно также, что при выполнении данных работ у школьников повышается уровень владения компьютерными технологиями, они учатся вести поиск информации, использовать и оценивать ее. Кроме того, обучающиеся приобретают навыки работы в команде и навыки публичного выступления.
Для того, чтобы привлечь внимание учащихся к православной культуре, в прошлом учебном году предложила учащимся 5 класса принять участие в телекоммуникационном проекте “Рождественское чудо 2022”.
Ребятам нужно было выполнить одну из проектных работ «Лучшая рождественская аудиосказка» или «Лучшая рождественская видеосказка», мы выбрали второй вариант. Для выполнения этапов проекта первоначально на уроке литературы познакомила с праздником “Рождество”, его традициями, прочитали рождественские сказки Дж.Родари, Г.Х.Андерсена и др. Домашним заданием было : сочинить рождественскую сказку и проиллюстрировать ее. Затем провели конкурс на лучшую рождественскую сказку. Победителем стала Лабикова Анастасия со сказкой “Три рождественских желания”. Проанализировав сказку, выявили идею, обсудили образ каждого героя, проиллюстрировали сказку в рисунках , распределили роди и стали репетировать сценарий сказки .Сняли видео и отправили на суд жюри. В преддверии празднования Рождества Христова мы узнали о результатах участия в проекте, где мы заняли почетное первое место.
Для транслирования православной культуры и значимости святого праздника Рождество Христово в первый день после зимних каникул провели праздник для начальной школы “Веселое Рождество” и предствали театрализованную постановку “Три рождественских желания”. После просмотра сказки обсудили ее содержание, учащиеся поняли, что главное в жизни нужно больше совершать добрых поступков, быть милосердным и внимательным к людям, тогда обязательно произойдет чудо, как в рождественской сказке.
Таким образом, в заключении хочу сказать, что проектно-исследовательская деятельность, безусловно, важна и необходима, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.
Современному обществу нужны духовно и интеллектуально развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших отцов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей, в этом и помогает проектная и научно-исследовательская деятельность.
Список тспользованной литературы и источников информации
Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70379634/#ixzz2zXUUZ4gR
Першина Ю. В. Вятский край: от прошлого к настоящему (развитие краеведческой традиции.//Роль краеведческого компонента региональной системы образования в формировании гражданских качеств личности (сборник методических материалов).-Киров : КИПК и ПРО, 2009.