Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроке осетинского языка.»
Духовно-нравственное воспитание на уроке осетинского языка.
Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации ФГОС. Сюда относится интеллектуальное воспитание, гражданско-патриотическое, а также духовно-нравственное воспитание. Духовно - нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного осетинского языка
Среди множества учебных дисциплин предмет ―осетинский язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
На сегодняшний день осетинский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно осетинский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения. В ходе изучения родного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т.д.
Работа в парах или в группах является одним из главных методов, который направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке иностранного языка. В ходе такой работы происходит обсуждение проблемы со всех сторон, взаимодействие с одноклассниками, складываются определенные точки зрения. Участники группы выбирают лучшее решение проблемы, обосновывают свой выбор, приводят аргументы.
Эффективным приемом также является ролевая игра. В отличие от групповой работы в ролевой игре: каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение, возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения, нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.
Тематические уроки играют важную роль реализации духовно-нравственного воспитания на уроке родного языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. И только тогда учащиеся будут испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому». Происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
На сегодняшний день практически все учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся, а также повысить мотивацию изучения иностранного языка. С помощью интернета с воспитанниками совершаем виртуальные экскурсии по знаменитым городам, музеям Осетии, просматриваем фильмы или театральные постановки на родном языке. В это время в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Учащиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала. Успешно выполняют проекты и создают презентации на различные такие темы, как «Моя родословная», «Школа моей мечты», «Помощь животным» и т.д. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как друг другу, так и к представителям других культур.
Использование интерактивной доски в учебном процессе дает возможность учащимся быть «соучастниками» урока. Ученики не только выполняют различные упражнения на доске, но и создают задания самостоятельно, контролируют качество выполнения. Подобные уроки способствуют проявлению инициативы и творческого самовыражения учителя и учащихся, делает процесс обучения и воспитания одновременно увлекательным, интересным и эффективным.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение родного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.