kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственная составляющая деятельности В. А. Сухомлинского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по общей педагогике. В статье рассмотрена биография В. А. Сухомлинского, проанализированы основные аспекты его творчества. Также раскрыты особенности младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра.Особое место в воспитании ребенка Сухомлинский В. А. отводит именно игре.Игра тесно связана с вымыслом, со сказкой. Сказке В.А. Сухомлинский отводил особое место в воспитании ребенка, точнее не самой сказке, а волшебной силе родного слова, которая выражается с ее помощью. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственная составляющая деятельности В. А. Сухомлинского»

Колмагорова Е. Е (г. Екатеринбург, 2008 г)

Духовно-нравственная составляющая

деятельности В.А. Сухомлинского(1918 –1970 гг)

Нельзя дать универсального рецепта, как достичь успеха, став учителем. Но если мы обратимся к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского, то, наверняка, ответы на многие интересующие нас вопросы будут найдены. Как осуществить нравственное и трудовое воспитание ребенка? Как раскрыть все его способности и задатки? Как сделать ученика гармонически развитой личностью? Каково соотношение семьи и школы в воспитании и обучении малыша? Какими качествами должен обладать учитель? Список этих вопросов огромен. В.А. Сухомлинский пришел к бесценным выводам, которые будут полезны не только учителю, но и тому, кто только собирается им стать. Актуальность и глубина освещения проблем, сочетание теоретических проблем с богатейшим педагогическим опытом, глубокая любовь к ребенку и яркое литературное дарование – вот отличительные особенности трудов В.А. Сухомлинского.

В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал значение радостного детства в формировании человеческой личности. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [1, с.11]. В справедливости этих слов нельзя усомниться. Именно в детстве ребенок учиться жить и взаимодействовать с окружающим миром, приобретает те убеждения и ценности, которые будут сопровождать его в будущем. «В душе ребенка нужно утверждать детское, но на всю жизнь», – говорит В.А. Сухомлинский [2, с.13]. И это действительно так. Чистые детские переживания, бескорыстное стремление творить добро, искреннее сочувствие, любовь, сострадание должны занимать определенное место и в сердце взрослого человека. То, что мы получаем в детстве, во многом влияет на то, как мы поступаем и как смотрим на мир, будучи самостоятельными людьми. Из детских представлений, критериев, взглядов и убеждений «вырастут могучие деревья», главное – чтобы корни этих деревьев были крепкими и надежными [2, с.15].

Также в детстве начинают формироваться и способности ребенка. В.А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы «познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок, наблюдая не только глазами, но и руками, проявлял и развивал свою наблюдательность не только вопросами, но и трудом» [Там же, с.369]. Чем больше взаимодействий с окружающим миром, тем больше знаний ребенок получает о действительности. Любое знание нужно «прочувствовать», познакомиться с его реальным проявлением. «Все, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, как раз и приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги», – пишет В.А. Сухомлинский [4, с.135]. Но как же мы взаимодействуем с окружающим миром? Ощущение, а в частности прикосновение – вот основной способ взаимодействия. Так и В. А. Сухомлинский утверждает, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев» [1, c.34]. Поэтому «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [Там же, с.35].

Не секрет, что ведущей деятельностью младшего школьника является не учеба, а игра. Школа, по мнению В. А. Сухомлинского, не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Обучение можно сочетать с игрой, что особенно важно для малышей. Игра для ребенка – это самое серьезное дело. Играючи он приобретает новый опыт и новые знания. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» [1, с.189]. Задача учителя – открыть это окно и в полном объеме использовать его необыкновенные свойства. По В.А. Сухомлинскому «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [2, с.190]. Конечно, с течением времени ребенок взрослеет, и эта искра затухает, но главное, чтобы огонек, который она породила, перерос в настоящий «огонь», олицетворяющий искренний познавательный интерес и творческую активность [1, c.58]. С переходом из класса в класс у ребенка появляется все больше обязанностей, на его плечи ложится ответственность за собственные успехи и неудачи в учении. Но нужно помнить, что «умственные силы и нервная энергия учащихся это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать» [2, с.105]. Брать из этого «колодца» надо с умом и постоянно его пополнять. Учитель должен заботиться как о физическом, так и психическом состоянии школьника. Но как же пополнить запасы «колодца»? В.А. Сухомлинский находит выход: созерцание природы – вот то, что обладает колоссальным «лечебным» эффектом, восстанавливающим духовные силы и обеспечивающим психологический комфорт [2, с.106]. Именно поэтому педагог старался уйти от уроков с обстановкой постоянного умственного напряжения и пытался как можно чаще устраивать походы, наблюдения закатов и восходов солнца, сочинение и чтение стихов на природе, слушание «музыки» леса, полей, воздуха. Практиковались и «уроки под голубым небом» [2, с. 113]. Все это не только способствовало обогащению внутреннего мира учащегося, но и установлению непередаваемого духовного контакта между учителем и учеником.

Игра тесно связана с вымыслом, со сказкой. Сказке В.А. Сухомлинский отводил особое место в воспитании ребенка, точнее не самой сказке, а волшебной силе родного слова, которая выражается с ее помощью. «Если вы хотите, чтобы ваш воспитанник стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чуткость к тончайшим оттенкам мысли и чувствам других людей, – воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова» [4, с.70]. В.А. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу» [4, с.73]. Слово учителя должно быть справедливым и правдивым, эмоционально насыщенным, наполненным глубоким смыслом. Учитель должен уметь подобрать это слово для любого ученика, так как у каждого оно же свое [Там же, c.81].

«Вера маленького школьника в учителя, взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который видит ребенок в своем воспитателе – это элементарные и вместе с тем самые сложные, самые мудрые правила воспитания, постигнув которые учитель становится подлинным духовным наставником» – пишет В. А. Сухомлинский [2, с.58]. Но как же постичь эти элементарные правила? Как создать доверительные отношения с учащимися? Все это приходит с опытом работы в детском коллективе. Но одно ясно, воспитание других нужно начать с воспитания себя самого. Мы доверяем только тем, кого уважаем. И только те, кого мы уважаем, могут стать идеалом. Какие же качества должен воспитать в себе учитель, чтобы дети его уважали? В первую очередь у учителя должно быть чуткое сердце. Он должен уметь «видеть» чувства и переживания, горести в глазах людей и этому учить своих воспитанников. В.А. Сухомлинский говорил: «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании» [Там же, с.52]. Но чтобы чему-то учить, надо и самому это уметь. Стать в детских глазах идеалом неимоверно сложно. Только тот человек, которому присущи справедливость, доброта, совестливость, сострадание и многие другие подобные качества, может рассчитывать на то, что он станет хотя бы авторитетом для детей, не говоря уже об идеале.

Но не только авторитет учителя играет решающую роль в нравственном воспитании ребенка. По В. А. Сухомлинскому в этом процессе особое положение занимает детский коллектив. Жизнь детского коллектива многогранна. Она включает и общий труд, общую идею и увлеченность, взаимопомощь и взаимовыручку, дружбу, сопереживание и так далее. Именно в этом единении, в этой душевности заключается стремление ребенка быть хорошим: не для того, чтобы тебя похвалили, а из искренних побуждений. И благородство этого стремления возвышает человека в собственных глазах. Поэтому: «детский коллектив лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он возвышает каждого человека, утверждает в каждом чувство собственного достоинства, уважения к самому себе» [4, с.36]. И кто, как не учитель, может сделать детский коллектив мощной «воспитательной силой»? К такому выводу приходит и В.А. Сухомлинский: «Все годы моей воспитательной работы были, по существу, годами заботы о возвышении человеческого достоинства ребенка, подростка, юноши, девушки» [1, с.106].

Еще одним не менее важным источником воспитания по В.А. Сухомлинскому является «голос совести». «Голос совести – это внутренняя потребность действовать так, как полезно, необходимо, красиво» [Там же, с.90]. Голос совести – это некий регулятор поведения человека. Он есть у каждого, но не каждый к нему прислушивается. Совесть формируется на подсознательном уровне, когда ребенок видит и пытается перенять благородное поведение другого человека: любовь к людям, стремление к взаимопомощи, отвращение и непримиримость к насилию, долг перед коллективом и обществом, нетерпимость к лени, глубокое уважение к старым и слабым, сочувствие. У ребенка, которого мы воспитываем, в финале должны сложиться «святые истины и святые имена, святые принципы и святые, непререкаемые, незыблемые правила поведения» [2, с.113]. Всем этим в полной мере должен обладать и учитель. Личность учителя – пример для учащихся. Духовное общение с детьми лишь тогда будет возможно, а главное плодотворно, когда поступки учителя будут содержать благородство, и этим благородством воздействовать на ум и сердце ребенка.

Помочь ребенку освоиться в этом мире и найти в нем свое место – вот главная задача учителя. Как говорит В. А. Сухомлинский: «Учитель не только открывает мир перед учеником, но и утверждает ребенка в окружающем мире» [Там же, с.73]. Первым шагом на пути самоутверждения ученика является желание хорошо учиться. Это желание В. А. Сухомлинский сравнивает с «огоньком», который озаряет весь смысл детской жизни, детские радости, но в то же время он очень слаб и может потухнуть от малейшего неосторожного прикосновения [Там же, с.43]. Поэтому учитель должен быть очень осторожным в своих действиях, а главное – справедливым. Отношение ребенка к знаниям, к учению зависит от того, как он относится к учителю. И если ученик почувствует несправедливость с его стороны, то интерес к учебе будет стремительно снижаться. Но если учитель не разочарует ученика, а наоборот вызовет у него уважение, будет переживать вместе с ним его «взлеты» и «падения», то интерес к учению будет искренним и устойчивым.

У каждого ученика могут быть как успехи, так и неудачи в процессе обучения. Учитель должен акцентировать внимание только на положительных результатах. Это же можно сказать и о нравственном воспитании. В.А. Сухомлинский пишет: «У каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновенье горения сердца» [4, с.71]. Для любого воспитанника этот подъем особенный и неповторимый, и главный помощник и наставник в этом «восхождении» к высотам морали, конечно, учитель, посвятивший себя детям. Такой учитель чутко реагирует на все, что происходит в детском сердце.

Но не только школа и учитель играет в процессе нравственного воспитания существенную роль. Конечно, преобладающее влияние оказывает семья. В.А. Сухомлинский пишет: «Задача школы и родителей – дать ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым» [Там же, с.49]. В связи с этим учитель должен воспитывать детей настоящими людьми. «Мы обязаны думать о том, что вкладываем в душу человека», – говорит В.А. Сухомлинский [2, с.93]. И эти слова могут стать ориентиром для любого педагога. Душа ребенка должна наполниться красотой, верой, любовью, волшебством, чувством долга, состраданием, чуткостью, то есть всеми проявлениями благородства и морали, которые только придуманы человеком. Осуществить это очень сложно, ведь каждый ребенок уникален, и к нему надо найти особенный подход. Отношения учителя и ученика В. А. Сухомлинский охарактеризовал следующей фразой: «когда сердце касается сердца» [2, c.32]. И тогда ясно, что фундаментом всех методов нравственного воспитания являются искренность, совесть и справедливость. Человек, предназначение которого быть учителем, воспитателем, безусловно, реализует это на практике. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, его бесценный педагогический опыт и педагогические достижения, чтобы понять: в справедливости этих слов невозможно усомниться.

  1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - 7-е изд. – Киев : Радяньска школа, 1981. - 382 с.

  2. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В. А. Сухомлинский; авт. предисл. В. Н. Столетов. – Нукус : Каракалпакстан, 1987. - 444 с.

  3. Сухомлинский, В. А. Письма к сыну [Текст] В. А. Сухомлинский; предисл. Г. Медынского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1987. - 120 с.

  4. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина [Текст] / В. А. Сухомлинский. - 3-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1979. - 335 c.

  5. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский; сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. – Таллин : Валгус, 1978. - 212 c .

  6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века [Текст] : учеб. пособ. для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. – М. : Сфера, 2007. - 496 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Духовно-нравственная составляющая деятельности В. А. Сухомлинского

Автор: Колмагорова Екатерина Евгеньевна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264218


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства