Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (Дополнительная общеразвивающая программа) «Мастерская фоамирана»»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(Дополнительная общеразвивающая программа)
«Мастерская фоамирана»
Срок реализации-1 год
(возраст обучающихся 7 - 16 лет)
1. Пояснительная записка
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов фоамирна, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Фоамиран создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства - дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия фоамираном помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития ребёнка в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники работы с фоамираном.
Задачи:
Обучающие
Знакомить с основными понятиями и базовыми формами «фоамирана»
Обучать различным приёмам работы с фоамираном
Формировать умения пользоваться схемами и инструментами
Создавать композиции из форм, выполненных в технике холодного фоамирна
Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
демократичности (взаимодействие педагога и обучающегося)
целостности и последовательности изучения
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Возрастная категория детей -7 - 16 лет.
Срок реализации программы -1 год.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий - групповая. Занятия фоамираном требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 часа -72 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1 года детьми разных возрастных групп: 7 - 16 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 7 лет.
Прогнозируемые результаты обучения:
В результате обучения у учащихся:
- появятся представления об истории возникновения фоамирна,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике «фоамиран»,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «фоамиран»
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Проведение выставок работ учащихся:
-в классе
- в центре детского творчества №2
• Участие конкурсах.
• Участие в районной выставке детских творческих работ.
2. Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
теория
практ.
Вводное занятие
2
2
-
1
История фоамирана
4
2
2
1.1
История возникновения фоамирна
2
1
1
1.2
Посещение выставки
2
1
1
2
Материаловедение
4
2
2
2.1
Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.
15
5
10
2.2
Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества.
15
5
10
3
Основы композиции и цветоведения
42
22
20
3.1
Основные законы композиции, изготовление простейших элементов.
10
5
5
3.2
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
10
5
5
3.3
Цветовой круг фоамирна
10
5
5
3.4
Теплые и холодные цвета фоамирна
12
7
5
4.
Техника выполнения фоамирна
18
5
13
4.1
Основные элементы фоамирна: плотная работа
2
1
10
4.2
Основные элементы фоамирна: ажурные элементы
4
2
1
4.3
Листья
2
1
1
4.4
Эскиз
10
1
1
5
Цветочные композиции
42
21
21
5.1
Композиция «Осенний вальс»
6
3
3
5.2
Композиция «Розовый букет»
6
3
3
5.3
Композиция «Тюльпаны»
6
3
3
5.4
Композиция «Мастерская цветоделия»
6
3
3
5.5
Композиция «Дерево счастья»
8
4
4
5.6
Композиция «Фото рамка»
10
5
5
6.
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
65
79
3.Содержание программы
Вводное занятие
1. История фоамирана
1.1. История возникновения фоамирана.
Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами учащихся центра детского творчества и педагога.
2. Материаловедение
2.1 Знакомство с материалами.
Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирна.
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирна.
3. Основы композиции и цветоведения.
3.1 Основные законы композиции, изготовление простейших элементов.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.3 Цветовой круг фоамирна.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.3 Теплые и холодные цвета фоамирана.
Знакомство степлыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения фоамирана
4.1 Основные элементы фоамирана - плотная катушка.
Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
4.2 Основные элементы фоамирана - ажурные элементы.
Выполнение основных элементов фоамирана - ажурные элементы.
Практическая работа:техника выполнения ажурных элементов
4.3 Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана
4. 4 Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа:техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.1Композиция «Осенний вальс»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа:разработка эскиза композиции «Розовый букет»
5.2Композиция «Розовый букет»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза по предложенному образцу.
5.3Композиция «Тюльпаны»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
5.4 Композиция «Мастерская цветоделия»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
5.5Композиция «Дерево счастья»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
5.6 Изготовление необходимых элементов для композиции «Фото рамка»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках центра детского творчества, в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня.
4. Материальное обеспечение
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, хорошее верхнее освещение.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010.
Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный художник», 2011.
Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 2014.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];