kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Срок реализации 8 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская Школа Искусств» г. Мирного


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение»






Предметная область

«ФОРТЕПИАНО»

(ПО.01.УП.03)


Программа по учебному предмету

«ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»









Для учащихся

музыкальных отделений Детских школ искусств












г. Мирный 2018г.























Содержание


I. Пояснительная записка………………………………………………….4

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе………………………………………………….4

  2. Срок реализации учебного предмета……………………………………...4

  3. 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано» ………………………………………………………………4

  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………5

  5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»………………………5

  6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»…………6

  7. Методы обучения……………………………………………………………6

  8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»………………………………..…………………6

II. Содержание учебного предмета………………………………………6

  1. Сведения о затратах учебного времени………………………………...…6

2.Требования по годам обучения………………………………………..............7

III. Требования к уровню подготовки обучающихся………………...11


IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………….…12

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание………………………….…..12

2. Критерии оценок…………………………………………………………….….13

V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………….14

1. Методические рекомендации преподавателям……………………………..14

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся……………………………………………………………………….16

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы .....18

1. Список рекомендуемой нотной литературы…………………………… ..…18

2.Произведение якутских композиторов…………………………………….20

Приложение……………………………………………………………………..22

VII. Список используемой литературы……………………………….29













I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на хоровом отделе необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.


2.Срок реализации учебного предмета

Рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Хоровое пение» составляет 8 лет (с 1 по 8 класс).

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 2 часа аудиторных занятий в неделю для учащихся хорового отдела.

Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.





Таблица 1




Срок обучения

8 лет


Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1056

Количество часов на аудиторные занятия

528

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

528



4.Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.


5.Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.


6.Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".


7.Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

  • практические методы обучения (работа на инструменте над

упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).


8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.



II. Содержание учебного предмета


1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Таблица 2

Классы:

11

22

33

44

55

66

77

88

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

обучение (хоровое пение)

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

3 33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

8-летнее обучение (хоровое пение)

12

12

12

12

12

12

12

12




Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


2. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Первый год обучения соответствует:1классу хорового отдела 8-летнего обучения, второй соответственно второму классу и т.д.


Первый класс

Годовые требования

С первых уроков обучения игре на фортепиано педагогу необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки, умение вслушиваться в звучание исполняемой мелодии. Кроме этого педагог должен уделять большое внимание выработке правильной посадке учащегося за инструментом.

Приемы звукоизвлечения осваиваются постепенно (non legato, legato, staccato) вместе с воспитанием культуры звука.

В течение учебного года работу с учащимися рекомендуется вести по следующим направлениям:

  • знакомство учащихся с историей возникновения фортепиано, особенностями устройства инструмента;

  • роль подставки в правильной посадке;

  • изучение нотной грамоты;

  • подбор по слуху простейших песенок, попевок на инструменте;

  • транспонирование от белых клавиш в разных октавах;

  • развитие навыков разбора и чтения нотного текста;

  • приобщение учащихся к ансамблевому музицированию (игра с педагогом пьес в четыре руки);

  • игра упражнений в виде различных последовательностей пальцев (nonlegato, затем legato, staccato);

  • знакомство с игрой гамм;

  • игра интервалов, аккордов.

В течение учебного года учащийся должен проработать20-30 несложных музыкальных произведений, включая народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, 4-5 ансамблей, 3-4 этюда. Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Фа мажор в 1-2 октавы отдельно каждой рукой в прямом движении; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений отдельно каждой рукой; хроматические гаммы отдельно каждой рукой в пройденных тональностях.

На академическом концерте в конце года необходимо исполнить 2-3 разнохарактерные пьесы (включая ансамбль).




2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

В течение учебного года учащийся должен проработать 12-14 разнохарактерных музыкальных произведений, включая:

• 2 пьесы с элементами полифонии;

• 2 этюда;

• 2-3 ансамбля;

• 7 пьес (в том числе 3-4 пьесы в порядке ознакомления).

Продолжение работы над пальцевой техникой в виде различных упражнений и этюдов. Подбор по слуху от любых звуков, чтение с листа 4-х и 8-и тактовых мелодий из репертуара 1 класса. Игра с педагогом в 4 руки ансамблем, подбор простейшего аккомпанемента («квинта» на главных ступенях лада) к песенным мелодиям. Минорные гаммы каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении: ля, ре. Мажорные гаммы в 2 октавы в прямом движении отдельно каждой рукой: До, Соль, Ре, Ля, Фа. Хроматические гаммы в пройденных тональностях, трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой.

На экзамене исполнить пьесу с элементами полифонии и ансамбль или две разнохарактерные пьесы.




3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования


Начиная с 3 года обучения педаль является неотъемлемым

элементом выразительного исполнения (П. Чайковский «Болезнь куклы»,

А. Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются

усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения.

Повторение и закрепление материала 1-2 классов. Продолжение работы над звуком, выразительным исполнением, техническим развитием учащихся.

Ознакомление с произведениями крупной формы.

В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных музыкальных произведений, включая:

• 2 произведение с элементами полифонии;

• 1 произведение крупной формы;

• 2 этюда;

• 2 ансамбля;

• 5-6 разнохарактерных пьес (несколько в порядке ознакомления);

Чтение с листа простейших пьес уровня 1 класса. Игра в ансамбле с педагогом. Подбор по слуху мелодий, знакомых песенок; подбор несложного аккомпанемента (трезвучия на главных ступенях лада).

Мажорные гаммы – До, Соль, Ре, Ля, Фа, Ми, ля, ми, ре минор отдельно каждой рукой (или вместе) в две октавы в прямом движении, в противоположном – от одного звука. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука в пройденных тональностях, арпеджио короткие по 3 или 4 звука отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы в пройденных тональностях 2 руками вместе в 2 октавы.


На экзамен представить произведение крупной формы и пьесу.



4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования

Повторение и закрепление умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Совершенствование навыков игры на более сложном музыкальном материале.

В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных произведений, включая несколько в порядке ознакомления:

• 1 полифоническое произведение;

• 1 произведение крупной формы;

• 2-3 этюда;

• 1 ансамбль (или легкий аккомпанемент);

• 6-7 разнохарактерных пьес.

Чтение с листа уровня трудности 2 класса. Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле, подбор по слуху несложного аккомпанемента к песенкам.

Продолжение работы над развитием беглости пальцев на материале различных этюдов с учетом индивидуальных возможностей ученика.

Мажорные гаммы – До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си b мажор в 2 (или 4) октавы в прямом движении 2 руками вместе.

Минорные гаммы – ля, ми, си, ре, соль минор каждой рукой (или двумя руками вместе) в 2 октавы в прямом движении.Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой (или вместе), арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой (или вместе), хроматические гаммы двумя руками вместе в 2 (или 4) октавы.

На переводной экзамен представить произведение крупной формы и пьесу.





5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Годовые требования

Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

Повторение и закрепление пройденного в предыдущих классах. Продолжение работы над точным выполнением всех деталей нотного текста, фразировкой, темповым единством, интонационной выразительностью, педализацией.

В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

  • 1 полифоническое произведение;

  • 1 произведение крупной формы;

  • 2-3 этюда;

  • 1 ансамбль, 1 аккомпанемент;

  • 4-5 разнохарактерных пьес.

Чтение с листа по уровню трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых пьес. Игра в ансамбле с педагогом или учеником, пение под свой аккомпанемент.

Мажорные гаммы до 5 знаков в прямом и противоположном движении в 2 (или 4) октавы. Минорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении в 2 (или 4) октавы. Тонические трезвучия с обращениями по 3 звука аккордами; арпеджио короткие и длинные двумя руками вместе или каждой рукой отдельно (для учеников со слабыми данными). Д7 – длинными арпеджио без обращений каждой рукой отдельно. Хроматические гаммы двумя руками вместе в 4 октавы в прямом движении в пройденных тональностях.

На академконцерт в конце года представить произведение крупной формы и пьесу.



6 ГОД ОБУЧЕНИЯ



Годовые требования

Продолжение работы по совершенствованию умений и навыков игры на инструменте на более сложном материале.

В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

• 1 полифоническое произведение;

• 1 произведение крупной формы;

• 2-3 этюда;

• 1 ансамбль;

• 1 несложный аккомпанемент;

• 4 - 5разнохарактерных пьес.

Чтение с листа по уровню трудности на 2-3 класса ниже изучаемых пьес. Пение под свой аккомпанемент, игра в ансамбле с педагогом или учеником. Мажорные гаммы до 6 знаков в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука 2 руками вместе; арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе; Д7 – длинными арпеджио отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы в прямом движении в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.

На академконцерт в конце года представить произведение крупной формы и пьесу.



7 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Годовые требования

В течение учебного года обучающийся должен проработать 9-11различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

  • 1 полифоническое произведение;

  • 1 произведение крупной формы;

  • 2 этюда;

  • 1 ансамбль и 1 аккомпанемент;

  • 4-5 разнохарактерных пьес.

Все мажорные и минорные гаммы в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука 2 руками вместе, арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе, Д7 с обращениями длинными арпеджио каждой рукой отдельно (или 2 руками вместе). Хроматические гаммы в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.

На академконцерт в конце года представить произведение крупной формы и пьесу.





8 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Годовые требования

В выпускном классе следует продолжать работу по совершенствованию технического развития учащихся на более сложном музыкальном материале, развивать умение самостоятельного анализа изучаемых произведений, чтения с нот с листа и подбора аккомпанемента с постепенным усложнением.

В течение учебного года учащийся должен проработать 9-11 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

• 1 полифоническое произведение;

• 1 произведение крупной формы;

• 2 этюда;

• 1 ансамбль и 1 аккомпанемент;

• 4-5 разнохарактерных пьес.

Все мажорные и минорные гаммы в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука 2 руками вместе, арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе, Д7 с обращениями длинными арпеджио каждой рукой отдельно (или 2 руками вместе). Хроматические гаммы в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.

На выпускном экзамене представить полифонию, произведение крупной формы, этюд и пьесу.



III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения

программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

  • знания музыкальной терминологии;

  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;

  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;

  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.


IV. Формы и методы контроля, система оценок


1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений

крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.




2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа,



неполное донесение образа исполняемого произведения

3

(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2

(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

  • техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

  • художественная трактовка произведения;

  • стабильность исполнения;

  • выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.


V. Методическое обеспечение учебного процесса


1. Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

• решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,

наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;

  • работа над приемами звукоизвлечения;

  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;

  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;

  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся хоровых отделений.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать

возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под

контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу.


2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися хорового отдела по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.




VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


1. Список рекомендуемой нотной литературы

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,

1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.- сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. -

СПб.: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992 Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно- метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков. - М.,1993 Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка

2011

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы - составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие - СПб: Союз художников, 2008

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,

2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 И. Лешинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,

1999

Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006

Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. - Н: Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4.

Сост. К.С.Сорокина - М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах - М., 1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова - М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но. /Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. - М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. - М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. - М., 1972 Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл. / Ред.

В.Дельновой - М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл. / М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973 Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.

Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII - XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка", 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М., 1961

Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002

Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч 1: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973

Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч. 2 Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,

Л.Рощина. - М.: Музыка, 1988

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник. / Сост.

М.Копчевский. - М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,

К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. - М.: Музыка, 1983

Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

М.: Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

М.: Музыка, 1989

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. - М.: Музыка 2006 Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. - М.: Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона - М.: Советский композитор, 1967

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.П.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона - М.: Советский композитор, 1973

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. - Ростов- н/Д: Феникс, 2008


2.Произведение якутских композиторов

Берестов Н. Детский альбом.

Вишкарев Л. Альбом для детей.

Герасимов К. Цикл «День из детства».

Григорян Г. Маленьким якутским музыкантам.

Григорян Г. Альбом для детей и юношества.

Иванова П. Прелюдии.

Кац В. Детский альбом.

Комраков Г. Двенадцать фортепианных пьес.

Ксенофонтов В. Прелюдии

Созонов А. Прелюдии.

Степанов З. Шесть пьес для детей.

Шульгин Л. Сборник для начинающих «Родная Якутия».



3. Список рекомендуемой методической литературы

  • Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978

  • Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

  • Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979

  • Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965

  • "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве", Москва, 1966

  • Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961

  • Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953

  • Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967

  • Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва,

1963

  • Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987

  • Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997

  • Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997

  • Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974

  • Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973

  • Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959








Приложение

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК.






1 класс

Пьесы:

  • Андреева М. «Ехали медведи»

  • Березняк А. «Едет воз», «Листопад»

  • Векерлен Ж. «Пьеса»

  • Визная И. «Вальс»

  • Витлин В. «Белочка»

  • Гедике А. «Ригодон»

  • Геталова О. «Веселые синкопы»

  • Геталова О. «Рыжий кот»

  • Гретри О. «Кукушка и осёл»

  • Иорданский М. «Голубые санки»

  • Кабалевский Д. «Маленькая полька»

  • Качурбина М. «Мишка с куклой»

  • Красев М. «Баю-баю»

  • Лещинская Ф. «Маляр», «Лошадки»

  • Любарский Н. «Курочка»

  • Металлиди Ж. «Кот-мореход»

  • Метлов Н. «Зима прошла»

  • Рус.нар. песня «Как под яблонью»

  • Рус.нар. песня «Во саду ли, в огороде»

  • Укр.нар. песня «Ой, лопнув обруч»

  • Укр.нар. песня «Ой ты, дивчина»

  • Николаев А. «Первый урок»

  • Салютринская Т. «Пастух играет»

  • Сперонтес С. «Менуэт»

  • Тиличеева Е. «Новогодняя»

  • Филипп И. «Колыбельная»

  • Филиппенко А. «Цыплята», «Веселый музыкант»

  • Чайковский Б. «Урок в мышиной школе»

  • Щмитц М. «Марш гномиков»





Этюды:

  • Беркович И. Маленькие этюды для начинающих №1-20

  • Гедике А. «Этюд» До мажор

  • Гумберт А. «Этюд» До мажор

  • Курочкин В. «Этюд» Соль мажор

  • Лемуан А. «Этюд» Соль мажор

  • Любарский М. «Этюд» Ми минор

  • Назарова Т. «Этюд»

  • Шитте Л. соч. 108, «25 легких этюдов» (по выбору)

Ансамбли:

  • Артоболевская А. «Вальс собачек», «Живем мы на горах»

  • Витлин В. «Детская песенка»

  • Гайдн И. «Анданте»

  • Игнатьева В. «Тихая песня»

  • Иорданский М. «Песенка про чибиса»

  • Моцарт В. «Весенняя песня»

  • Рус.нар. песня «Здравствуй, гостья-зима!»

  • Рус.нар. песня «Как при лужку»

  • Сорокин К. «Матушка моя»

  • Томпсон Д. «Вальс гномов»

  • Укр.нар. танец «Казачок»

  • Чешская песня «Мой конек»

  • Шаинский В. «Кузнечик», «Антошка», «Песенка Львенка и Черепахи», «Песенка крокодила Гены».

2 класс


Полифонические произведения:

  • Беркович И. «Канон»

  • Беркович И. «Ой, джигуне, джигуне»

  • Беркович И. «Ой, летает сокол»

  • Гедике А. «Инвенция»

  • Слонов Ю. «Прелюдия»

  • Щуровский Ю. «Канон»

Пьесы:

  • Арман Ж. «Пьеса»

  • Барток Б. «Пьеса»

  • Берлин Б. «Спящий котенок», «Марширующие поросята»

  • Витлин В. «Моя мама»

  • Гайдн И. «Анданте»

  • Гедике А. «Русская песня»

  • Гофе И. «Канарейка»

  • Градески Э. «Задиристые буги»

  • Гречанинов А. «Мазурка»

  • Игнатьев В. «Негритянская колыбельная»

  • Каттинг Ф. «Куранта»

  • Кореневская И. «Дождик»

  • Кригер И. «Менуэт»

  • Крутицкий М. «Зима»

  • Курочкин В. «Вальс»

  • Майкапар С. «Сказочка»

  • Моцарт Л. «Бурре», «Менуэт», «Юмореска»

  • Рус нар. песня «Калинка»

  • Сен-Люк Я. «Бурре»

  • Франц. нар. песня «Большой олень»

  • Шмитц М. «Прыжки через лужи», «Пляска ковбоев»

  • Шух М. «Я смотрю на облака»

Этюды:

  • Беренс Г. «Этюды» №8, №9, №10

  • Гедике А. «Этюды» соч. 32 №2, №3, №7, №11, №12, №15

  • Лешгорн А. «Этюды»

  • Николаев А. «Этюд» До мажор

  • Черни К. «Этюды» соч. 139 №4, №7, №8, №9, №12

Ансамбли:

  • Бетховен Л. «Два немецких танца»

  • Вебер К. «Вальс»

  • Глинка М. «Полька»

  • Градески Э. «Маленький поезд»

  • Гречанинов А. «На зеленом лугу»

  • Моцарт В. «Ария Папагено»

  • Моцарт В. «Отрывок из симфонии»

  • Петерсен Р. «Матросский танец»

  • Рус.нар. песня «Как пошли наши подружки»

  • Чайковский П. «Вальс»

3 класс


Полифонические произведения:

  • Бах И.С. «Ария» ре минор

  • Бах И.С. «Волынка»

  • Бах И.С. «Менуэт»

  • Гедике А. «Инвенция»

  • Гендель Г. «Чакона»

  • Корелли А. «Сарабанда» ре минор

  • Перселл Г. «Ария»

  • Телеман А. «Фрагмент из фантазии»

  • Шевченко С. «Канон»

Произведения крупной формы:

  • Беркович И. «Вариации»

  • Бетховен Л. «Сонатина» Соль мажор

  • Вильтон К. «Сонатина» До мажор

  • Литкова А. «Вариации»

  • Рейнеке К. «Скерцино», «Маленькое рондо»

  • Сорокин К. «Во поле береза стояла» вариации

  • Стоянов А. «Вариации»

  • Хаслингер Т. «Сонатина»

  • Штейбельт Д. «Сонатина» До мажор

Пьесы:

  • Абрамов А. «Марш гномов»

  • Гайдн И. «Менуэт»

  • Гречанинов Л. «В разлуке»

  • Дварионас Б. «Прелюд»

  • Иордан И. «Охота за бабочкой»

  • Кабалевский Д. «Клоуны»

  • Казачан Т. «Вальс»

  • Косенко В. «Скерцино»

  • Кригер И. «Бурре»

  • Крылатов Е. «Колыбельная Медведицы»

  • Лессер В. «Выходной день»

  • Майкапар С. «Пастушок», «Вальс»

  • Мордасов Н. «Розыгрыш», «Маленький блюз»

  • Моцарт В. «Аллегро»

  • Стрибогг И. «Вальс петушков»

  • Чайковский П. «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка»

  • Шостакович Д. «Шарманка»

  • Шуман Р. «Марш»

Этюды:

  • Гедике А. «Этюды» соч.31 №23, №29, №30

  • Жилинский А. «Этюд» Соль мажор

  • Лемуан А. «Этюды» соч.37 №1, №2

  • Полынский Н. «Этюд»

  • Черни К. «Этюды» соч.139 №11, №15, №16, №17, №25, №32, №33, №36, №40, №42

  • Шитте Л. «Этюды» соч.108 №4, №6, №16, №17

Ансамбли:

  • Белорусский нар. танец «Полька- янка»

  • Бетховен Л. «Марш»

  • Вебер К. «Хор охотников»

  • Глинка М. «Ходит ветер у ворот»

  • Диабелли А. «Скерцо»

  • Живцов А. «Бульба»

  • Рус.нар. песня «Светит месяц»

  • Старокадомский М. «Любитель-рыболов»

  • Укр.нар. песня «У соседа хата бела»

  • Чайковский П. «Хор девушек»

  • Шеринг Дж. «Колыбельная»



4 класс

Полифонические произведения:

  • Александров А. «Кума»

  • Бах И.С. «Маленькая прелюдия» До мажор

  • Бах И.С. «Менуэт» Соль мажор

  • Бах Ф.Э. «Маленькая фантазия»

  • Гендель Г. «Сарабанда»

  • Караманов А. «Канон»

  • Леонтович Н. «Ой, из-за горы каменной»

  • Майкапар С. «Канон» соч.16 №5

Произведения крупной формы:

  • Беркович И. «Сонатина» I, II ч.

  • Бетховен Л. «Сонатина» Фа мажор

  • Гедике А. «Тема с вариациями»

  • Глиэр Р. «Рондо»

  • Диабелли А. «Сонатина» Фа мажор

  • Кабалевский Д. «Легкие вариации»

  • Любарский Н. «Вариации»

  • Моцарт В. «Сонатина» I, III ч.

Пьесы:

  • Бриль И. «Маленький регтайм»

  • Градески Э. «Мороженое», «По дороге домой из школы»

  • Кабалевский Д. «Токкатина»

  • Кажлаев М. «Шарманщик»

  • Кочетов Л. «Джазовые нотки»

  • Майкапар С. «Маленькая сказка»

  • Мордасов Н. «Буду танцевать»

  • Николаев И. «Маленькая страна»

  • Петерсен Р. «На закате»

  • Рыбкин Е. «Джазовая миниатюра», «Капельки дождя»

  • Хачатурян А. «Андантино»

  • Чайковский П. «Немецкая песенка», «Камаринская», «Танец маленьких лебедей»

  • Шуман Р. «Песенка жнецов», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»

Этюды:

  • Беренс Г. «Этюды» соч.70 №41, №43

  • Дювернуа Ж. «Этюд» соч.176 №24

  • Лемуан Л. «Этюды» соч.37 №6, №8, №10, №12

  • Черни К. – Гермер Г. «Этюды» №23, №24, №28, №29, №32, №38 - I тетрадь

  • Черни К. «Этюды» соч.599 №18, №52, №54, №70

  • Черни К. «Этюды» соч.636 №5, №17

  • Шитте Л. «Этюды» соч.160 №23, №24

  • Шитте Л. «Этюды» соч.108 №14, №16

Ансамбли:

  • Градески Э. «Праздничный рэг»

  • Кюи Ц. «Кукольный бал»

  • Прокофьев С. «Вальс»

  • Хачатурян К. «Помидор», «Галоп»

  • Чайковский П. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

  • Шмитц М. «Много пятерок в портфеле»

  • Шмитц М. «Принцесса танцует вальс»

  • Шуберт Ф. «Серенада»



5 класс

Полифонические произведения:

  • Бах И.С. «Марш»

  • Бах И.С. «Менуэт» до минор

  • Бах И.С. «Менуэт» соль минор

  • Гендель Г. «Сарабанда с вариациями»

  • Мясковский Н. «В старинном стиле» (фуга)

  • Пахельбель И. «Сарабанда»

  • Рамо Ж.Ф. «Менуэт» Соль мажор



Произведения крупной формы:

  • Дюссек И. «Рондо»

  • Кабалевский Д. «Сонатина» соч. 27. №18

  • Клементи М. «Сонатина» соч. 36 №2 I ч.

  • Клементи М. «Сонатина» соч. 36 №4 I ч.

  • Кулау Ф. «Вариации»

  • Кулау Ф. «Сонатина» соч. 55 I ч.

  • Моцарт В. «Сонатина» До мажор

  • Чимароза Д. «Соната» соль минор

Пьесы:

  • Бетховен Л. «Тирольская песня», «К Элизе»

  • Глинка А. «Мазурка» До мажор

  • Григ Э. «Вальс»

  • Легран М. «Мелодия»

  • Мордасов Н. «Прогулка»

  • Парцхаладзе М. «Танец», «Вальс»

  • Пахульский Г. «В мечтах» соч. 28

  • Пахульский Г. «Прелюдия» соч.8

  • Петерсен Р. «Веселый вальс»

  • Рыбкин Е. «Осень», «На диком Западе»

  • Сенневиль П. «Баллада для Аделины»

  • Слонов Ю. «Скерцино»

  • Франсуа К., Рево Ж. «Мой путь»

  • Хромушин О. «Лунная дорожка»

  • Чайковский П. «Полька», «Вальс», «Сладкая греза»

  • Шмитц М. «Микки Маус»

  • Шуман Р. «Сицилийская песенка», «Отзвуки театра»

Этюды:

  • Беренс Г. «Этюды» соч.70 №43, №44, №47

  • Бертини А. «Этюд» соч.100 №4

  • Дворжак М. «Этюд» Ля мажор

  • Дювернуа Ж. «Этюды» соч.176 №17, №20

  • Кабалевский Д. «Этюд» ре минор

  • Хаджиев П. «Этюд» ля минор

  • Черни К. – Гермер Г. «Этюды» №1, №4, №5, №6, №8, №10, №12, №15, №16, №18, №20 – II тетрадь

Ансамбли:

  • Джоплин С. «Артист эстрады»

  • Мартини Д. «Гавот»

  • Петрова О. «Цирк»

  • Рахманинов С. «Итальянская полька»

  • Хромушин О. «Играем свинг»

  • Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»

  • Штраус И. «Анна-полька»

6 класс

Полифонические произведения:

  • Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»

  • Бах И.С. «Менуэт» фа минор

  • Бах И.С. «Полонез» соль минор

  • Лядов А. «Сарабанда»

  • Мясковский Н. «Фуга» соль минор

  • Пахульский Г. «Канон»

  • Циполи Д. «Фугетта»

Произведения крупной формы:

  • Бетховен Л. «Сонатина» Фа мажор II ч.

  • Кабалевский Д. «Легкие вариации на тему украинской народной песни»

  • Клементи М. «Сонатина» соч.36 №3 I ч.

  • Кулау Ф. «Сонатина» соч.59 №1 I ч.

  • Чимароза Д. «Соната» Соль мажор

  • Шуман Р. «Детская сонатина»

Пьесы:

  • Гедике А. «Пьеса» соч.6

  • Дворжак М. «Размышление»

  • Корнелюк И. «Город, которого нет»

  • Лейтон Дж. «После прощания»

  • Майкапар С. «Тарантелла» соч.33

  • Мегюль Э. «Охота»

  • Мордасов Н. «Движение», «Слушай ритм», «Настроение»

  • Моцарт В. «Контрданс» Си b мажор

  • Свиридов Г. «Перед сном»

  • Хромушин О. «Блюз морских львов»

  • Чайковский П. «Утреннее размышление»

  • Шмитц М. «Буги-бой», «Рэгтайм»

  • Шуман Р. «Дед Мороз», «Песенка жнецов»

Этюды

  • Беренс Г. «Этюд» соч.88 №7

  • Беренс Г. «Этюды» соч.61 №6, №13, №15

  • Бертини А. «Этюды» соч.29 №1, №3, №14

  • Клементи М. «29 этюдов»

  • Черни К. –Гермер Г. «Этюды» соч.718 №29-№32 - II тетрадь

  • Шитте А. «Этюд» соч.68 №25

Ансамбли:

  • Аренский А. «Кукушка»

  • Брамс И. «Венгерский танец»

  • Григ Э. «Танец Анитры»

  • Дунаевский И. «Лунный вальс»

  • обр. Хромушина О. «Yesterday»

  • Чайковский П. «Вальс» из Серенады для струнного оркестра

  • Шмитц М. «Заводные буги»

  • Шуберт Ф. «Лендлер»

7 класс

Полифонические пьесы:

  • Бах И.С. «Двухголосные инвенции» До мажор, ля минор, ми минор

  • Бах И.С. «Фугато»

  • Гендель Г. «Аллеманда» ля минор, «Куранта»

  • Лядов А. «Канон» до минор

  • Моцарт В. «Ария» соль минор

  • Моцарт Л. «Бурре» до минор

  • Циполи Д. «Прелюдия», «Сарабанда»

Произведения крупной формы:

  • Беркович И. «Вариации» ля минор

  • Бетховен Л. «Соната» №20 I ч.

  • Бортнянский Д. «Соната» До мажор I ч., «Рондо»

  • Диабелли А. «Сонатина» Фа мажор

  • Клементи М. «Сонатина» Ми b мажор соч.37 I ч.

  • Моцарт В. «Сонатина» №6 I ч.

  • Щуровский Ю. «Украинская сонатина»

Пьесы:

  • Глинка М. «Мазурка», «Прощальный вальс»

  • Гречанинов А. «Жалоба»

  • Григ Э. «Поэтическая картинка» №2

  • Дога Е. «Вальс»

  • Дональдсон В. «Каникулы»

  • Калинников В. «Грустная песня»

  • Керн Дж. «Дым»

  • Легран М. «Буду ждать тебя»

  • Майкапар С. «Прелюдия - стаккато»

  • Мордасов Н. «Мечта»

  • Паулс Р. «Мелодия»

  • Туссен О. «Радость»

  • Уэббер А. «Память»

  • Хромушин О. «Медленный вальс»

  • Чайковский П. «Неаполитанская песенка», «Баба Яга»

  • Шуберт Ф. «Три немецких танца»

  • Шуман Р. «Листок из альбома»

Этюды:

  • Гедике А. «Этюд-скерцо» соч.101

  • Гедике А. «Этюды» соч.8 №47, №60

  • Геллер С. «Этюды» соч.45 №14, №15, №18

  • Лемуан Л. «Этюды» соч.37 №28, №29, №30

  • Лешгорн А. «Этюды» соч.66 №4, №6, №9, №12, №18

  • Черни К. – Гермер Г. «Этюды» соч.299 II тетрадь

  • Шитте Л. «Этюды» соч.68 №18, №19

Ансамбли:

  • Бах И.С. «Шутка»

  • Бородин А. «Полька»

  • Гершвин Д. «Колыбельная»

  • Глиэр Р. «Мазурка»

  • Мордасов Н. «Лунная дорожка»

  • Петров А. «Вальс»

  • Хромушин О. «Эквилибристы», «Джайв»

  • Шуберт Ф. «Экосезы»

8 класс

Полифонические пьесы:

− Бах И.С. «Двухголосные инвенции» №3, №5, №7, №10, №12, №14

− Бах И.С. «Ария» из французской сюиты

− Гендель Г. «Фугетта» D-dur, «Чакона» F-dur

− Глинка М. «Фуга» а-moll

− Кабалевский Д. «Прелюдии и фуги»

− Пахульский Г. «Двухголосная фуга»

− Щуровский Ю. «Инвенция»


Произведения крупной формы:

− Бетховен Л. «Легкая соната» №2 f-mollI ч.

− Бетховен Л. «Соната» g-mollI ч.

− Ваньхаль Я. «Соната»

− Гайдн. И. «Сонаты» №2, №5, №12

− Дюбюк А. «Вариации на русскую песню»

− Дюссек Я. «Сонатина» №6 I ч.

− Клементи М. «Соната» D-dur соч. 26

− Сорокин К. «Песня с вариациями»


Пьесы:


− Алябьев А. «Мазурка» Es- dur

− Бетховен Л. «Багатели» №3, №6

− Глинка М. «Тарантелла»

− Григ Э. «Юмореска»

− Гурилев А. «Полька-мазурка»

− Даргомыжский А. «Меланхолический вальс»

− Корзин В. «Скерцо»

− Лысенко Н. «Элегия»

− Мендельсон Ф. «Песни без слов» №4, №6, №9

− Петров А. «Вальс»

− Прокофьев С. «Мимолетность» №1

− Свиридов Г. «Грустная песня»

− Таривердиев М. «Картина старого мастера»

− Чайковский П. «Октябрь»


Этюды:


− Беренс Г. «Этюды» соч. 61, соч.88 №26-29

− Бертини А. «Этюды» соч. 29, соч. 32 №15, №18, №20, №22

− Мошковский М. «Этюды» соч. 91 №7

− Черни К. «Школа беглости» соч. 299 №5, №8, №9, №12, №15

− Шитте Л. «Этюды» соч. 68 №21, №23


Ансамбли:


− Балаев Г. «Танго»

− Глазунов А. «Венгерский танец»

− Глинка М. «Экспромт-галоп»

− Дунаевский И. «Песня о бывалом моряке»

− Моцарт В. Романс из «Маленькой ночной серенады»

− Фадеев В. «Веселая карусель»

− Хачатурян К. «Вальс цветов»

− Шнапер Б. «Протяжная»









Список используемой литературы:



  1. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста» (учебное пособие) Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».

  2. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» (учебное пособие). Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2008 г.

  3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». Москва. «Музыка» 1987 г.

  4. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста». Москва. «Кифара» 2002 г

  5. Николаев А. «Школа игры на фортепиано» Москва. «Музыка» 2004 г.

  6. Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.

Класс общего фортепиано. 1975 г.

  1. Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.

Класс специального фортепиано. 1988 г.

  1. Шайхутдинова Р.Х., Фахуртдинова Р.А. Рабочая программа по предмету «общее фортепиано» вокально-хорового отделения ДШИ г. Буинск

  2. Программа общего фортепиано ДШИ №3,г. Тверь 2011г.

  3. Хереско Л. «Музыкальные картинки» Ленинград. «Советский композитор» 1985 г.

  4. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано» Москва. «Просвещение» 1984 г.

  5. Шайхутдинова Р.Х., Фахуртдинова Р.А. Рабочая программа по предмету «общее фортепиано» вокально-хорового отделения ДШИ г. Буинск

  6. Федотова Н.П. Учебная программа по предмету «Общее фортепиано» хорового отдела ДШИ№7 г. Курска.







42



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глинская Ангелина Валериевна

Дата: 20.10.2020

Номер свидетельства: 560739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства