Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»
Рабочая программа
Срок реализации 8 лет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету «ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская Школа Искусств» г. Мирного
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение»
Предметная область
«ФОРТЕПИАНО»
(ПО.01.УП.03)
Программа по учебному предмету
«ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО»
Для учащихся
музыкальных отделений Детских школ искусств
г. Мирный 2018г.
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………….4
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе………………………………………………….4
Срок реализации учебного предмета……………………………………...4
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано» ………………………………………………………………4
Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………5
Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»………………………5
Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»…………6
Методы обучения……………………………………………………………6
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»………………………………..…………………6
II. Содержание учебного предмета………………………………………6
Сведения о затратах учебного времени………………………………...…6
2.Требования по годам обучения………………………………………..............7
III. Требования к уровню подготовки обучающихся………………...11
IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………….…12
VII. Список используемой литературы……………………………….29
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на хоровом отделе необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2.Срок реализации учебного предмета
Рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Хоровое пение» составляет 8 лет (с 1 по 8 класс).
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 2 часа аудиторных занятий в неделю для учащихся хорового отдела.
Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Срок обучения
8 лет
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
1056
Количество часов на аудиторные занятия
528
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
528
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
5.Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
6.Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7.Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
практические методы обучения (работа на инструменте над
упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Классы:
11
22
33
44
55
66
77
88
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
обучение (хоровое пение)
3 33
3 33
3 33
3 33
3 33
3 33
3 33
3 33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
8-летнее обучение (хоровое пение)
12
12
12
12
12
12
12
12
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Первый год обучения соответствует:1классу хорового отдела 8-летнего обучения, второй соответственно второму классу и т.д.
Первый класс
Годовые требования
С первых уроков обучения игре на фортепиано педагогу необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки, умение вслушиваться в звучание исполняемой мелодии. Кроме этого педагог должен уделять большое внимание выработке правильной посадке учащегося за инструментом.
Приемы звукоизвлечения осваиваются постепенно (non legato, legato, staccato) вместе с воспитанием культуры звука.
В течение учебного года работу с учащимися рекомендуется вести по следующим направлениям:
знакомство учащихся с историей возникновения фортепиано, особенностями устройства инструмента;
роль подставки в правильной посадке;
изучение нотной грамоты;
подбор по слуху простейших песенок, попевок на инструменте;
транспонирование от белых клавиш в разных октавах;
развитие навыков разбора и чтения нотного текста;
приобщение учащихся к ансамблевому музицированию (игра с педагогом пьес в четыре руки);
игра упражнений в виде различных последовательностей пальцев (nonlegato, затем legato, staccato);
знакомство с игрой гамм;
игра интервалов, аккордов.
В течение учебного года учащийся должен проработать20-30 несложных музыкальных произведений, включая народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, 4-5 ансамблей, 3-4 этюда. Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Фа мажор в 1-2 октавы отдельно каждой рукой в прямом движении; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений отдельно каждой рукой; хроматические гаммы отдельно каждой рукой в пройденных тональностях.
На академическом концерте в конце года необходимо исполнить 2-3 разнохарактерные пьесы (включая ансамбль).
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.
В течение учебного года учащийся должен проработать 12-14 разнохарактерных музыкальных произведений, включая:
• 2 пьесы с элементами полифонии;
• 2 этюда;
• 2-3 ансамбля;
• 7 пьес (в том числе 3-4 пьесы в порядке ознакомления).
Продолжение работы над пальцевой техникой в виде различных упражнений и этюдов. Подбор по слуху от любых звуков, чтение с листа 4-х и 8-и тактовых мелодий из репертуара 1 класса. Игра с педагогом в 4 руки ансамблем, подбор простейшего аккомпанемента («квинта» на главных ступенях лада) к песенным мелодиям. Минорные гаммы каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении: ля, ре. Мажорные гаммы в 2 октавы в прямом движении отдельно каждой рукой: До, Соль, Ре, Ля, Фа. Хроматические гаммы в пройденных тональностях, трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой.
На экзамене исполнить пьесу с элементами полифонии и ансамбль или две разнохарактерные пьесы.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования
Начиная с 3 года обучения педаль является неотъемлемым
элементом выразительного исполнения (П. Чайковский «Болезнь куклы»,
А. Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются
усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения.
Повторение и закрепление материала 1-2 классов. Продолжение работы над звуком, выразительным исполнением, техническим развитием учащихся.
Ознакомление с произведениями крупной формы.
В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных музыкальных произведений, включая:
• 2 произведение с элементами полифонии;
• 1 произведение крупной формы;
• 2 этюда;
• 2 ансамбля;
• 5-6 разнохарактерных пьес (несколько в порядке ознакомления);
Чтение с листа простейших пьес уровня 1 класса. Игра в ансамбле с педагогом. Подбор по слуху мелодий, знакомых песенок; подбор несложного аккомпанемента (трезвучия на главных ступенях лада).
Мажорные гаммы – До, Соль, Ре, Ля, Фа, Ми, ля, ми, ре минор отдельно каждой рукой (или вместе) в две октавы в прямом движении, в противоположном – от одного звука. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука в пройденных тональностях, арпеджио короткие по 3 или 4 звука отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы в пройденных тональностях 2 руками вместе в 2 октавы.
На экзамен представить произведение крупной формы и пьесу.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования
Повторение и закрепление умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Совершенствование навыков игры на более сложном музыкальном материале.
В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных произведений, включая несколько в порядке ознакомления:
• 1 полифоническое произведение;
• 1 произведение крупной формы;
• 2-3 этюда;
• 1 ансамбль (или легкий аккомпанемент);
• 6-7 разнохарактерных пьес.
Чтение с листа уровня трудности 2 класса. Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле, подбор по слуху несложного аккомпанемента к песенкам.
Продолжение работы над развитием беглости пальцев на материале различных этюдов с учетом индивидуальных возможностей ученика.
Мажорные гаммы – До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си b мажор в 2 (или 4) октавы в прямом движении 2 руками вместе.
Минорные гаммы – ля, ми, си, ре, соль минор каждой рукой (или двумя руками вместе) в 2 октавы в прямом движении.Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой (или вместе), арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой (или вместе), хроматические гаммы двумя руками вместе в 2 (или 4) октавы.
На переводной экзамен представить произведение крупной формы и пьесу.
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.
Повторение и закрепление пройденного в предыдущих классах. Продолжение работы над точным выполнением всех деталей нотного текста, фразировкой, темповым единством, интонационной выразительностью, педализацией.
В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
1 полифоническое произведение;
1 произведение крупной формы;
2-3 этюда;
1 ансамбль, 1 аккомпанемент;
4-5 разнохарактерных пьес.
Чтение с листа по уровню трудности примерно на 2 класса ниже изучаемых пьес. Игра в ансамбле с педагогом или учеником, пение под свой аккомпанемент.
Мажорные гаммы до 5 знаков в прямом и противоположном движении в 2 (или 4) октавы. Минорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении в 2 (или 4) октавы. Тонические трезвучия с обращениями по 3 звука аккордами; арпеджио короткие и длинные двумя руками вместе или каждой рукой отдельно (для учеников со слабыми данными). Д7 – длинными арпеджио без обращений каждой рукой отдельно. Хроматические гаммы двумя руками вместе в 4 октавы в прямом движении в пройденных тональностях.
На академконцерт в конце года представить произведение крупной формы и пьесу.
6 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования
Продолжение работы по совершенствованию умений и навыков игры на инструменте на более сложном материале.
В течение учебного года учащийся должен проработать 10-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
• 1 полифоническое произведение;
• 1 произведение крупной формы;
• 2-3 этюда;
• 1 ансамбль;
• 1 несложный аккомпанемент;
• 4 - 5разнохарактерных пьес.
Чтение с листа по уровню трудности на 2-3 класса ниже изучаемых пьес. Пение под свой аккомпанемент, игра в ансамбле с педагогом или учеником. Мажорные гаммы до 6 знаков в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 звука 2 руками вместе; арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе; Д7 – длинными арпеджио отдельно каждой рукой. Хроматические гаммы в прямом движении в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.
На академконцерт в конце года представить произведение крупной формы и пьесу.
7 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования
В течение учебного года обучающийся должен проработать 9-11различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
1 полифоническое произведение;
1 произведение крупной формы;
2 этюда;
1 ансамбль и 1 аккомпанемент;
4-5 разнохарактерных пьес.
Все мажорные и минорные гаммы в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука 2 руками вместе, арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе, Д7 с обращениями длинными арпеджио каждой рукой отдельно (или 2 руками вместе). Хроматические гаммы в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.
На академконцерт в конце года представить произведение крупной формы и пьесу.
8 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Годовые требования
В выпускном классе следует продолжать работу по совершенствованию технического развития учащихся на более сложном музыкальном материале, развивать умение самостоятельного анализа изучаемых произведений, чтения с нот с листа и подбора аккомпанемента с постепенным усложнением.
В течение учебного года учащийся должен проработать 9-11 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
• 1 полифоническое произведение;
• 1 произведение крупной формы;
• 2 этюда;
• 1 ансамбль и 1 аккомпанемент;
• 4-5 разнохарактерных пьес.
Все мажорные и минорные гаммы в 4 октавы 2 руками вместе в прямом и противоположном движении. Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 или 4 звука 2 руками вместе, арпеджио короткие и длинные 2 руками вместе, Д7 с обращениями длинными арпеджио каждой рукой отдельно (или 2 руками вместе). Хроматические гаммы в 4 октавы 2 руками вместе от всех клавиш.
На выпускном экзамене представить полифонию, произведение крупной формы, этюд и пьесу.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
знания музыкальной терминологии;
умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений
крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа,
неполное донесение образа исполняемого произведения
3
(«удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен
2
(«неудовлетворительно»)
незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
художественная трактовка произведения;
стабильность исполнения;
выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
• решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,
наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся хоровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать
возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под
контролем педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися хорового отдела по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003
Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,
1962
Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.- сост. И. Беркович. Киев,1964
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. -
СПб.: Композитор, 1997
Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992 Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков. - М.,1993 Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка
2011
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003
Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы - составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие - СПб: Союз художников, 2008
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,
2010
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 И. Лешинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,
1999
Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997
Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006
Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. - Н: Окарина, 2008
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4.
Сост. К.С.Сорокина - М.: Современный композитор, 1986
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах - М., 1972
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова - М.: Советский композитор, 1973
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. - М.: Музыка, 1976
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990
Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. - М., 1973
Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. - М., 1972 Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993
Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл. / Ред.
Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973 Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.
Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII - XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,
К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. - М.: Музыка, 1983
Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.
М.: Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.
М.: Музыка, 1989
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994
Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. - М.: Музыка 2006 Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992
Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. - М.: Музыка, 2011
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона - М.: Советский композитор, 1967
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.П.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона - М.: Советский композитор, 1973