Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Колорит"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Колорит"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Колорит» художественной направленности (далее – программа) разработана в соответствии с локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества и досуга», направлена на развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного искусства. На обучение по программе принимаются дети в соответствии с их способностями и интересами, без медико-психологических ограничения, с учётом возрастных рамок реализации программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Колорит"»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр творчества и досуга»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
учебно-методическим советом директор МБОУ ДО
протокол от 31.05.2021 № 5 «Центр творчества и досуга»
Н.С. Болкунова
приказ от 31.05.2021 № 113
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Колорит»
Направленность: художественная
Срок обучения: 1 год
Возрастная категория: 8-11 лет
Разработчик:
Садовская У. В.,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
Черногорск, 2021
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Актуальность программы
Педагогическая целесообразность
Способы организации трудового воспитания
1.1.1. Цель и задачи программы
1.1.2. Характеристика программы
Объем, сроки и режим реализации программы
Формы проведения занятий
Формы текущего контроля
Формы проведения промежуточной аттестации
Планируемые результаты по окончании обучения
1.2.Учебный план
1.3 Учебно-тематический план
1.4. Содержание учебного плана
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
2.2. Рабочая программа
2.3. Методическое обеспечение программы
Методы и приёмы обучения
Технологии
Материалы и оборудование
2.4. Список литературы
2.5.Контрольно-измерительные материалы (КИМ)
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком»
Ф.М. Достоевский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Колорит» художественной направленности (далее – программа) разработана в соответствии с локальными актами муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творчества и досуга», направлена на развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного искусства. На обучение по программе принимаются дети в соответствии с их способностями и интересами, без медико-психологических ограничения, с учётом возрастных рамок реализации программы.
Одна из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. Изобразительная деятельность способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества. В результате у обучающихся воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание придумать и создать красивое интересное изображение. В своем творчестве обучающиеся передают те эстетические качества предметов, которые они увидели. При выполнении работ у обучающихся развивается мелкая моторика рук. Программа «Колорит» - это начало систематического приобщения детей к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества.
Актуальность программы заключается в том, что она закладывает формирование основ в области изобразительного искусства, на которых в дальнейшем сложится система эстетических знаний и художественно-практических навыков работы обучающегося. Программа способствует выявлению и развитию интереса детей к изобразительному искусству. У обучающихся формируются способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности. Поэтому приобщение подрастающего поколения к изобразительному искусству является востребованным и актуальным.
Педагогическая целесообразность
Рисование имеет большое значение для обучения детей школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей обучающегося, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного развития и обучения.
Личностные качества формируются и приобретаются посредством трудового обучения. Трудовое обучение является одним из важных факторов личностного воспитания обучающихся. Посредством трудовой деятельности, запланированной в рамках программы, у обучающихся сформируются новые виды мышления, что улучшит их адаптацию в обществе. В программе обучающимся предоставляется возможность передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности.
Способы организации трудового воспитания в рамках программы, включают:
изготовление и оформление конкурсных и выставочных работ;
организация рабочего места за 3-5 минут перед занятием и после занятия.
Планируемые результаты трудового воспитания
Самоорганизация.
Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.
1.1.1. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение различным способам рисования и живописи, развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
Ознакомить обучающихся с основами изобразительного языка, разнообразием техник и приемов изобразительного искусства.
2.Обучать основам рисования и живописи с натуры, по памяти и воображению.
3.Обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками.
4. Развивать творческое воображение обучающихся.
5. Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе.
1.1.2. Характеристика программы
Адресат программы:
возраст обучающихся:от 8 до 11 лет.
численный состав группы: 10 - 15 человек (численный состав группы может варьироваться в зависимости от спроса обучающихся на данную программу).
Сроки, объем и режим реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель. Количество учебных часов в неделю - 4 часа, общее количество на весь период обучения - 144 учебных часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа по 45 минут.
Уровень реализации программы - базовый. Обучающиеся получают знания о способах получения цвета, знакомятся с основами изобразительного языка, разнообразием техник и приемов изобразительного искусства, основам рисования. Изучают основные и составные цвета, хроматические и ахроматические цвета, спектральные, контрольные и сближенные цвета. Изучают понятия: гамма, колорит, выполняют учебные задачи рисования.
Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа состоит из 6-ти самостоятельных разделов: Рисуем пейзажи; Рисование натюрморта; Изображение животного мира; Рисование архитектурных сооружений; Изображение человека; Техника декоративного рисования.
Формы проведения занятий
Программа предлагает как традиционные формы организации занятий: беседа, индивидуальные творческие задания, коллективные творческие задания, конкурсы, выставки работ; так и инновационные: игры, импровизационные задания. Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения. В программе предусматривается следующие формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания. На занятиях присутствует сотворчество педагога и обучающихся, объединенное общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется художественное слово (потешки, загадки и стихи).
Лучшие работы обучающихся участвуют в муниципальных, региональных, всероссийских международных конкурсах детского художественного творчества.
Формы текущего контроля
Текущий контроль проводится отдельным занятием по окончании изучения каждого раздела в форме: теория - опрос, викторина, оценивание рисунков; практика - итоговая работа, выставка работ обучающихся.
Формы проведения промежуточной аттестации
Проводится по окончании полного изучения программы. Теоретические знания обучающихся проверяются посредством решения кроссворда. Практические навыки - вформевыполнения итоговой творческой работы - рисунок (акварелью, гуашью), защита творческих работ, выставки работ обучающихся.
Планируемые результаты по окончании обучения
Знать:
- основные материалы: гуашь, акварель, цветные и акварельные карандаши;
инструменты: кисти, палитра, ножницы, емкость для воды.
- основы цветоведения, стилизации, композиции.
- технику безопасности при работе с различными художественными материалами.
Уметь:
- пользоваться различными материалами и инструментами.
- выполнять творческую работу в соответствии с основными законами композиции, цветоведения, стилизации.
Практика: Итоговая работа «Новогодняя площадь», выставка работ обучающихся.
1
5
6
6.
Изображение человека - 24 часа
6.1
«Защитники отечества»
1
5
6
6.2
«Я грустный, я веселый»
1
5
6
6.3
«Портрет соседа»
1
5
6
6.4
«Спасибо деду за Победу!»
Текущий контроль.
Теория: Опрос,оценивание рисунков.
Практика: Итоговая работа «Спасибо деду за Победу!», выставка работ обучающихся
1
5
6
7.
Техника декоративного рисования - 20 часов
7.1
«Декоративный натюрморт»
1
3
4
7.2
«Декоративный пейзаж»
1
3
4
7.3
«Стилизованное животное»
1
3
4
7.4
«Сказочная птица»
1
3
4
7.5
«Морские волны»
Текущий контроль.
Теория: Викторина,оценивание рисунков.
Практика: Итоговая работа«Морские волны», выставка работ обучающихся.
1
3
4
8.
Промежуточная аттестация - 4 часа
Теория: Кроссворд, оценивание рисунков.
Практика: Итоговая творческая работа «Я художник», выставка работ обучающихся.
1
3
4
Всего:
29
115
144
1.3. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие – 4 часа;
Теория: Беседа. Знакомство обучающихся с программой обучения, расписание занятий. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособление для работы. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка в объединении и учреждении.
Практика: Игра. «Я художник, я так вижу».
2. Рисуем пейзажи-24 часа;
2.1 «Мое лето»
Теория: Беседа. Виды пейзажа, воздушная перспектива,
Практика: Индивидуальное творческое задание. Рисование элементов пейзажа, способы рисования пейзажа.
2.2«Осень золотая»
Теория: Беседа. Акварельная техника по сырому, способы рисования.
Практика: Итоговая работа «Новогодняя площадь», выставка работ обучающихся.
93-94
«Новогодняя площадь»
2
П
95-96
«Новогодняя площадь»
2
П
Изображение человека
24
97-98
«Защитники отечества»
2
Т(1ч) П(1ч)
99-100
«Защитники отечества»
2
П
101-102
«Защитники отечества»
2
П
103-104
«Я грустный, я веселый»
2
Т(1ч) П(1ч)
105-106
«Я грустный, я веселый»
2
П
107-108
«Я грустный, я веселый»
2
П
109-110
«Портрет соседа»
2
Т(1ч) П(1ч)
111-112
«Портрет соседа»
2
П
113-114
«Портрет соседа»
2
П
115-116
«Спасибо деду за Победу», выставка работ
2
Т(1ч) П(1ч)
Текущий контроль.
Теория: Опрос,оценивание рисунков.
Практика: Итоговая работа «Спасибо деду за Победу!», выставка работ обучающихся
117-118
«Спасибо деду за Победу», выставка работ
2
П
119-120
«Спасибо деду за Победу», выставка работ
2
П
Техника декоративного рисования
20
121-122
«Декоративный натюрморт»
2
Т(1ч) П(1ч)
123-124
«Декоративный натюрморт»
2
П
125-126
«Декоративный пейзаж»
2
Т(1ч) П(1ч)
127-128
«Декоративный пейзаж»
2
П
129-130
«Стилизованное животное»
2
Т(1ч) П(1ч)
131-132
«Стилизованное животное»
2
П
133-134
«Сказочная птица»
2
Т(1ч) П(1ч)
135-136
«Сказочная птица»
2
П
137-138
«Морские волны»
2
Т(1ч) П(1ч)
Текущий контроль.
Теория: Викторина,оценивание рисунков.
Практика: Итоговая работа«Морские волны», выставка работ обучающихся.
139-140
«Морские волны»
2
П
141-142
Промежуточная аттестация
2
Т(1ч) П(1ч)
Теория: Кроссворд, оценивание рисунков.
Практика: Итоговая творческая работа «Я художник», выставка работ обучающихся.
143-144
Промежуточная аттестация
2
П
Всего часов:
144
2.3. Методическое обеспечение программы
Методы и приёмы обучения
Работа с обучающимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, являющуюся основной необходимой для закрепления информации. В процессе обучения используются следующие методы обучения:
наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу);
практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам);
аналитические (наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ).
Основу теоретической части составляют учебные задачи: техника рисунка, последовательность изображения, изображение предметов в пространстве. Подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов её решения должно обеспечить грамотное выполнение практических работ.
Для обучения техники рисования в программу внесена методика сравнения: теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета, динамика и статика, более подробное изучение процессов создания рисунка, обучение разнообразным живописным техникам (акварельная, техника по сырому, техника гуашевого мазка, техника пастельного рисунка).
Технологии
Для успешной и эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:
Технология развивающего обучения, цель которой развитие личности и её способностей. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию. Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности как на занятиях, так и в городских, республиканских и всероссийских выставках детского художественного творчества.
Технология проблемного воспитания, целью которой является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно усваивают знание и приобретают опыт познавательной деятельности. Обучающая технология целью которой является решение ряда следующих задач: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения.
Материалы и оборудование
Иллюстрации с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства;
Карточки с изображениями млекопитающих, птиц, рыб;
Альбомы с фотографиями работ художников;
Иллюстрации с изображениями отдельных элементов пейзажа;
Иллюстрации Русской архитектуры;
Таблицы, схемы последовательности изображения фигуры человека.
Краски (акварель, гуашь); карандаши (Т., М., ТМ, 2М., 2Т., цветные); кисти (беличьи, колонковые с №1 - №12, щетина); палитра
Мольберт; альбом для рисования; ватман; калька
Ластик; ножницы; клей ПВА; баночка для воды
Алгоритм учебного занятия
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
1.Организационная часть
2.Определение и разъяснение цели занятия.
3.Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
4.Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. 5.Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога. 6.Обобщение и оценка выполненной работы.
Обобщение знаний, умений и навыков
1.Организационная часть. 2.Постановка проблем и выдача заданий.
3.Выполнение обучающимися заданий, упражнений и решение задач. 4.Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. 5.Подведение итогов.
2.4.Список литературы
Кашекова И. Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. ФГОС Издательство: М.: Академкнига.2013 год
Что, кроме зданий, создает неповторимый облик города?
а) ограды; б) витрины; в) фонари; г)парки и скверы.
Раздел «Изображение человека»
Портрет художника или скульптора, выполненный им самим?
а) портрет; б)автопортрет; в) скульптура.
Портрет-это:
а)изображение облика какого – либо человека, его индивидуальность; б) изображение одного человека или группы людей; в) образ определенного реального человека; г) все варианты верны.
Сколько голов взрослого человека помещается в длину в торсе (всего его роста)?
а) 7; б) 8; в) 7,5 всего его роста.
Раздел «Декоративное рисование»
Повторяющийся узор- это:
а) орнамент; б) витраж; в) бабочка.
Как называются картинки в книге?
А) украшения; б) иллюстрации; в) пейзажи.
Как называются места, где мы можем увидеть произведения искусства?
Результат выполнения задания (критерии: №1 - соответствие теоретических знаний учащихся программным требованиям; №3 - владение специальной терминологией)
80-100% - высокий уровень
30-80% - средний уровень
Менее 30% - низкий уровень
Форма проведения (практика) _________________________________________________
Название практической работы _______________________________________
Результат выполнения задания (критерии: №2 - соответствие практических умений и навыков учащихся программным требованиям; №3 - владение оборудованием;
№4 - качество и технологичность практической деятельности)
по результатам определения ЗУН на основе диагностических материалов промежуточной аттестации учащихся ____ года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «_________________________________________________», выявлено, что уровень обученности _____________________________________________
(фамилия, имя)
соответствует/не соответствует (нужное подчеркнуть) уровню ЗУН учащихся, окончивших ____ год обучения по указанной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
__________________
Дата
Педагог дополнительного образования ___________________________ ____________