Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «____» _____________ 2019 г., протокол № ______
Председатель _________
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа объединения юных краеведов ставит своей задачей полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации внеурочной деятельности учащихся по географии. Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине. Краеведческая работа в школе поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе, общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор, привить навыки практической деятельности, закалить здоровье, укрепить чувства товарищества и дружбы.
Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у детей четкого понятия географической, исторической, культурологической характеристики родного края, повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов, учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Новизна данной образовательной программы состоит в комплексном изучении Белгородского района, нашей малой родины в реализации деятельностного подхода на уроках краеведения и во внеурочное время, опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта гражданина, знающего и любящего свою страну, свой родной край, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного содержания. Основу составляет проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Объем программы: 36 часов.
Формы организаций занятий:
коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Виды организации образовательного процесса:
коллективные занятия
индивидуальные занятия
приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
беседы с учащимися в процессе изучения темы;
заслушивание сообщений и докладов, обучающихся по определенной теме;
самостоятельная работа с книгами; работа с иллюстрациями;
просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
экспедиции по территории малой родины; экскурсии в музеи;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;
подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музея;
проведение тематических историко-краеведческих викторин и блицтурниров.
Срок освоения программы – 36 недель.
Режим занятий - 1 раз в неделю.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
обучающие задачи:
- изучение природы, истории и современную жизнь своего населенного пункта и края.
- развитие представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ особенностей его структуры;
развивающие задачи:
- развитие патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства и России в целом;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- определение своего места в решении проблем края сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
- развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием кружка не только учащихся, но и их родителей; наличие богатых возможностей изучения географии и истории края через практические работы, походы, экскурсии, музеи школы и района, семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, изучение дополнительной литературы.
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Методика. Программа «Географическое краеведение», где важнейшими методами и методическими приемами являются:
1) объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов – гербариев, коллекций);
2) частично-поисковый, основанный на использовании краеведческих
знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся (беседа проверочная, эвристическая, повторительно-обучающая);
3) работа с краеведческой литературой и источниками (книги, пособия,
справочники, периодическая печать); картографическими, фондовыми и статистическими материалами;
4) исследовательский, предусматривающий непосредственное изучение
объектов, явлений природно-экономического содержания (наблюдения в
природе и обработка материалов, составление физико- и экономико-географической характеристики объектов); изучение природы и экономики края в процессе проведения учебных и внеурочных экскурсий.
Программа предназначена для возрастной категориидетей от 11 до 16 лет, интересующиеся изучением родного края, своей малой родины.
Планируемые результаты
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция обучающихся на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в дополнительной образовательной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Обучающиеся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием архивов, дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Результатами изучения курса краеведения являются знания и умения:
объяснять, что такое «краеведение», что оно изучает;
называть и объяснять значение государственной символики Белгородского района и области;
ориентироваться на карте России и области, называть соседей нашего края, национальности, населяющих наш край;
называть до 5 достопримечательностей республики, фамилии известных людей края;
охранять родного природу;
наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Белгородского района;
добросовестно выполнять обязанности обучающихся;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Содержание программы
Тема 1.Введение
Инструктаж по технике безопасности по программе, правила поведения в объединении, инструменты и материалы, необходимые для работы. Цели и задачи курса “Краеведение”: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.
Практическая работа. Работа с первоисточниками, историческими документами, изучение алгоритма работы с документацией, научной литературой, изучение Интернет – сайтов.
Тема 2. С чего начинается Родина?
Понятие «малая Родина»; край, в котором мы живем; основание и развитие родного края, топонимика нашего края; геральдика и символика нашего края. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследование понятия «малая родина», «топонимика», «геральдика и символика»; названия населенных пунктов Белгородского района и сельского поселения; топонимику края; геральдику и символику края; историю изучения края; вклад ученых в исследование края.
Практические работы. 1. Экскурсия в школьный исторический музей.
2. Встречи со старожилами села с целью изучения топонимики.Оформление альбома.3. Изучение символики Белгородской области и района, изображение их в тетрадях. 4. Составление таблицы «Вклад ученых в исследование края».
Тема 3. Природа родного края
Географическое положение; особенности рельефа, полезных ископаемых района, климат, внутренние воды, природные зоны (растительный мир: растения леса, растения луга; растения и животные водоемов; грибы; лекарственные растения; культурные растения нашего региона); животный мир; растения и животные, занесенные в Красную книгу РБ, экологическое состояние края.
Практические работы. 1. Изучение особенностей географического положения Белгородского района и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. 2. Изучение по картам особенностей рельефа и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Работа с образцами горных пород своей местности. 3. Наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря. 4. Экскурсии, полевые практикумы на территории поселения по изучению растительного и животного мира, экологии.
Тема 4. Население края
Численность населения Белгородской области и района. Современная половозрастная структура края. Религиозный и национальный состав. Населенные пункты района. Занятость населения. Сёла Яснозоренского поселения.
Практические работы. 1. Работа со статистическими данными и составление графика «Динамика численности населения БО и района». 2. Составление таблицы, систематизирующей данные о народах, населяющих наш край. 3. Распределение народов, проживающих в нашем регионе по языковым семьям и группам, по религиям. 4. Составление таблицы «Занятость населения края». 5. Изучение истории заселения сёл Яснозоренского поселения.
Тема 5. Хозяйство нашего края
Основные отрасли специализации области и района. Предприятия промышленности. Агропромышленный комплекс. Непроизводственная сфера.
Практические работы. Определение отраслей специализации области и района. 2. Экскурсии на предприятия промышленности, с/х, непроизводственной сферы района, села.
Тема 6. Мой населенный пункт
Физико - географическое положение, полезные ископаемые, границы сел Яснозоренского поселения и их изменение; характер поверхности, реки, пруды, озера; история села (деревни), (происхождение названия; верования и религии; производства и промыслы; история развития сельского хозяйства; история создания и развития школы; обряды, обычаи и традиции; знаменитые земляки.
Практические работы. 1. Определение ФГП села. 2. Экскурсии, полевые практикумы на территории села(экскурсия по изучению обнажения горных пород, водоёмов). 3. Экскурсия в музей села и встреча с интересными людьми села.
Тема 7. Наш край в годы Великой Отечественной войны
и в послевоенные годы
Великая Отечественная война и наш край; послевоенные годы; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны; земляки – участники войны; мои родственники в годы войны; производства и люди села в годы Великой Отечественной войны.
Практические работы. 1. Экскурсия к мемориалу, аллее Героев. 2. Уточнение списка земляков-участников войны. 3. Подготовка материалов к исследовательской работе об участниках Великой Отечественной войне, о родственниках – участниках войны.
Тема 8. Родословная
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, легенды, сказания.
Практические работы. 1. Создание малого семейного архива. 2. Разработка проектов «Семейные праздники и традиции». 3. Разработка проектов «Знаменитые предки», «Создание истории своей семьи».4. Описание семейной реликвии, легенды или сказания из истории семьи.
Тема 9. Музейное дело. Методика исследовательской работы
Возможные направления собирательской работы. Анкетирование. Интервьюирование. Программные вопросы интервью. Требования к записям опроса, интервью, анкетирования. Оформление паспорта музея. Систематизация и хранение материалов. Этапы работы. Поиск необходимых документов. Создание вспомогательных информационно-поисковых средств. Деловая игра «Мы создаём музей».
Практические работы. 1. Проведение анкетирования. 2. Проведение интервью со знаменитыми земляками. 3. Оформление паспорта музея. 4. Деловая игра «Мы создаём музей».
Тема 10. Итоговое занятие
Внеклассное мероприятие «Мое село – вчера, сегодня и завтра».
Выпуск стенда «Наш край родной».
Учебно - тематический план
№
п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Введение
1
1
2
С чего начинается Родина?
2
1
1
3
Природа родного края
4
2
2
4
Население края
5
2
3
5
Хозяйство нашего края
3
1
2
6
Мой населенный пункт
6
3
3
7
Наш край в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
3
1
2
8
Родословная
4
1
3
9
Музейное дело. Методика исследовательской работы
6
3
3
Итоговое занятие
2
2
Итого
36
14
22
Средства контроля
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего и итогового контроля;
- презентации проектов учащихся;
- выставки рисунков и фотографий учащихся;
- фотосессия исторических и памятных мест
- анкетирование и тестирование.
- подготовка индивидуальных — зачетных работ
Диагностика результатов осуществляется с помощью входного, рубежного, итогового контроля.
Входной контроль:
Форма: Тест по диагностике патриотического воспитания.
Рубежный контроль:
Форма: Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению краеведческого материала.
Итоговый контроль:
Форма: выполнение практических работ (выставка или защита проектов).
Высшая оценка для участника – получение призового места в конкурсах различного уровня.
Учебно - методические средства обучения
1.Помещение для занятий (столы, стулья, шкафы, доска)