kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДООП "Спелеология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спелеология"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Спелеология"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»



РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИНЯТИЮ

на заседании Педагогического совета МБУ ДО «ДДЮТ»

протокол от__________2019 №_____


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБУ ДО «ДДЮТ»


от __________2019 №________



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СПЕЛЕОЛОГИЯ»



Возраст детей: 13 - 17 лет

Срок реализации: 3 года


Направленность: туристско-краеведческая



Составитель: педагог дополнительного образования ИВАЩЕНКО СЕРГЕЙ ОЛЕГОВИЧ








г. Новомосковск

2010 год



  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спелеология» реализуется в детском объединении «Спелеологи» МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» с 2010 года и имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа подвергалась ежегодному редактированию в связи с изменением законодательной  и нормативно-правовой базы, количества часов занятий и с учетом пожеланий детей.

Возраст детей и подростков, участвующих в реализации программы – 13 – 17 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Группа 1-го года обучения формируется из желающих, не имеющих отклонения от физического здоровья.

Педагогическая целесообразность программы. Все виды туризма в современных условиях представляют собой постоянно развивающуюся систему спортивных и образовательных, рекреационных и культурологических услуг, являясь важным компонентом культурной и социальной жизни общества. Для подрастающего поколения очень важно иметь возможность не просто путешествовать по родному краю, но и знакомиться с культурным наследием предшествующих поколений, при этом восстанавливая и накапливая физические силы, организуя досуг, сочетая его с познавательно-образовательной деятельностью.

Современный туризм характеризуется интенсивным формированием субкультуры с особыми формами общения между участниками групповых туристских путешествий, представляющий при этом возможности педагогу влиять на развитие личности обучающегося, что способствует:

  • формированию здорового образа жизни, противостоянию влияниям девиантных и делинквентных группировок;

  • обеспечению восприятия духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни;

  • формированию и развитию социальной активности и гражданской ответственности, уважения к духовному и культурному достоянию народа.

Отличительной особенностью данной программы является образование, которое предполагает изучение памятников природы, истории Тульского края, России, в связи с чем обучающиеся должны знать основы геологии, карстоведения, топографии, краеведения и спортивного туризма.

Цель программы — развитие физически и нравственно полноценной личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи.

Образовательные:

  • усвоения обучающимися спелеологических и геологических знаний и умений;

  • расширение кругозора в области географии, геологии, биологии, карстоведения;
    привитие интереса к занятиям спелеотуризмом;

  • подготовка обучающихся к спортивным походам и экспедициям.

Развивающие:

  • развития потенциальных способностей подростков;

  • укрепление здоровья обучающихся;

  • формирование духовно-нравственных гражданских ценностей, уважительного отношения к истории и традициям своей страны;

  • развитие организаторских способностей.

Воспитательные:

  • приобретения опыта коммуникативной, эмоциональной, физической и трудовой деятельности,

  • создание условий для формирования разновозрастного детско-юношеского коллектива,
    воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание целеустремленности, упорства в достижении
    цели, трудолюбия через различные виды деятельности.

Спелеология – это коллективный вид деятельности, который прививает ребятам чувство товарищества, ответственности и другие общечеловеческие ценности. Общаясь со сверстниками в походах с многодневным пребыванием в естественных природных условиях, на соревнованиях, они не только оздоровляются физически, но и нравственно, учатся соблюдать правила безопасности. Попадая в экстремальные условия, с которыми связана спелеология, обучающиеся получают навыки выживания, а, в случае необходимости, могут оказать и первую медицинскую помощь, т.е., приобретают практический опыт, который может пригодиться им в будущей взрослой жизни – все это делает данную программу актуальной и востребованной.

Спелеотуризм — один из 10 видов спортивного туризма, входящих в Единую спортивную классификацию Российской Федерации, — дает возможность не только повышать спортивное мастерство в походах и путешествиях, но и развивать научно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Новизна данной программы заключается прежде всего в том, что это программа дает возможность профессиональной спортивной подготовки обучающихся к работе в специфической обстановке замкнутого пространства карстовой полости и совершению сложных походов в горных условиях.

В настоящее время, когда бурно развиваются экстремальные виды туризма, становится необходимым обеспечить системный подход при организации занятий в детском объединении «Спелеологи» по совершенствованию искусства специальных прикладных умений и действий в условиях природной среды, поэтому дополнительная образовательная программа «Спелеология» имеет практическую направленность, что позволяет осваивать все необходимые навыки, которые отрабатываются не столько на самих занятиях, сколько во время выезда, в походных условиях.

Программа рассчитана на 3 года обучения.
В 1 год обучения обучающиеся получают знания по начальной туристской подготовке: знакомятся с природой Тульского края, обучаются общим туристским навыкам, методам ориентирования на местности, бивачным работам, краеведческой деятельности, подготовке походов выходного дня, обеспечению безопасности и оказанию простейшей медицинской помощи.
В последующие годы обучения упор делается на углубленное изучение карстоведения и спелеологии, обеспечение системы выживания туристов в карстовых полостях и безопасности проведения спелеопоходов и экспедиций.
Программа 3 года обучения предусматривает углубленную допрофессиональную подготовку юных спелеологов для работы в сложных горизонтальных и вертикальных карстовых полостях в качестве инструкторов.


Формы и режим занятий

Год обучения

Продолжитель-ность занятия

Периодич-ность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год


1

2часа

2 раза

4 часа

144 часа

2

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

3

2 часа

3 часа

4 часа

1 раз

1 раз

1 раз

9 часов

324 часа











Программа предусматривает теоретические и практические занятия в помещении, на местности, экскурсии, походы, экспедиции, игры-соревнования и др.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

В результате реализации программы обучающиеся будут

  • иметь представления:

  • об организации своих действий в соответствии с правилами техники безопасности;

  • о здоровом образе жизни;

  • знать:

  • основы туризма;

  • основы первой доврачебной помощи;

  • уметь:

  • быстро принимать решения и действовать в экстремальной ситуации;

  • комплектовать личное и общественное туристское снаряжение;

  • самостоятельно разворачивать и свертывать лагерь;

  • использовать специальное снаряжение: страховочная система, веревки, карабины и др.;

  • вязать туристские узлы;

  • ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.

Формы отслеживания результативности освоения программы

Педагогическая диагностика и мониторинг

Входящая, промежуточная и итоговая аттестация

Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня

Проведение отчетных мероприятий

Уровни освоения программы

Стартовый уровень освоения программы предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение кругозора, информированности в области спелеологии, обогащение опыта общения и приобретение умений совместной деятельности.

Базовый уровень предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков и умений в пределах данной программы.

«Продвинутый» уровень предполагает раскрытие творческих способностей личности в области спелеологии, достижение высоких показателей образованности.


1-й год обучения


II.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

теория

прак-тика

всего

1

Техника безопасности

2


2


2

Туризм

14

14

28



Виды туризма. Экскурсии

4

4

8



1.2. Основные туристские районы.

6

6

12

Педагогическое наблюдение


1.3. Классификация маршрутов. Преодоление водных преград

4

4

8

Опрос

3

Бивуачные работы

12

10

22



2.1. Виды палаток. Их установка

6

4

10

Педагогическое наблюдение


2.2. Виды горелок и костров. Их разведение

6

6

12

опрос

4

Высотные работы

20

24

44



3.1. Виды опор. Начальное скалолазание

4

4

8



3.2. Виды спусковых и подъемных устройств. Работа на комплексных перилах.

12

12

24

Педагогическое наблюдение


3.3. Страховые системы. Работа по S.R.T..

4

8

12

Опрос.

5

Спелеология

14

14

28



4.1. Геологические породы и их виды в Новомосковском районе

4

4

8



4.2. Условия образования карста. Их виды в Новомосковском районе

4

4

8

Педагогическое наблюдение


4.3. Карстовые процессы в подземных условиях

6

6

12

Опрос

6

Топография

10

10

20



5.1. Азимут, масштаб, карта. Ориентирование по азимуту.

4

4

8

Педагогическое наблюдение


5.2. Виды карт. Ориентирование по карте.

2

2

4

Соревнования


5.3. Топосъемка местности

4

4

8

Опрос


ИТОГО:

71

73

144





III.1.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Техника безопасности – 2 часа.

Теория. Введение. Техника безопасности в туристическом походе.

Тема № 2. Туризм - 28 часов.

Теория. Туризм – понятие туризма, цели и задачи. Спелеотуризм. Природа Тульского края.Понятие о здоровом образе жизни. Классификация препятствий и маршрутов, необходимое снаряжение, перспективные и традиционные туристские районы. Культура поведения туриста и взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походах.

Практика. Выполнение упражнений по завязыванию простых узлов. Выполнение физических упражнений на развитие силы и выносливости. Выполнение упражнений на выработку начальных умений скалолазания. Проведение викторины «Препятствия». Проведение соревнования «Полоса препятствий».

Тема № 3. Бивуачные работы – 22 часа.

Теория. Бивуачные работы – понятие о лагере, стоянке, бивуаке. Необходимые газовые и другие источники огня, разнообразные виды палаток, способы их установки. Движение по маршруту. Нормы переходов. Строй, темп, режим. движение по равнине, по сильно пересеченной местности. движение в лесу через кустарники и завалы. Сложность движения в густом лесу. Движение на склонах. Виды склонов: лесистые, травянистые, песчаные, каменистые. Движение по заболоченной местности.

Практика. Выполнение движений цепочкой, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений и зданий. Выполнение упражнений по выработке навыков установки палаток различного вида, разбивки и свертыванию лагеря, стоянки, бивуака. Практические работы по разжиганию костра, работа с примусом.

Тема № 4. Высотные работы - 44 часа.

Теория. Высотные работы – необходимые правила безопасности, классификация снаряжения, основы скалолазания.

Практика. Выполнение физических упражнений на развитие силы и выносливости. Выполнение упражнений на закрепление начальных умений скалолазания. Выработка и закрепление умений завязывания узлов. Выработка и закрепление умений по обвязке снаряжением. Выработка и закрепление умений работы с лестницами. Проведение соревнований «Узелок», «Полоса препятсвий».

Тема 4. Спелеология – 28 часов.

Теория. Спелеология – основные понятия спелеологии. Виды натёчных образований, процессы образования пещер, необходимые условия.

Практика. Просмотр видеофильмов. Определение карстового состава поверхностей. Выполнение физических упражнений на развитие силы и выносливости. Закрепление умений по подготовке снаряжения.

Тема № 5. Топография – 20 часов.

Теория. Топография- необходимость использования топокарт, способы ориентирования по компасу и другим объектам, способы топографической съемки местности.

Практика. Практическая работа с топографическими картами, компасом. Проведение топографической съемки местности. Организация и проведение топографических викторин, соревнований по ориентированию.

Тема № 6. Топография – 20 часов.

Теория. Необходимость использования топокарт, способы ориентирования по компасу и другим объектам, способы топографической съемки местности.

Практика. Практическая работа с топографическими картами, компасом. Проведение топографической съемки местности. Организация и проведение топографических викторин, соревнований по ориентированию. Подведение итогов обучения.

К концу первого года обучающиеся будут

иметь представление:

  • о технике безопасности в туристических походах;

  • о здоровом образе жизни;

  • об истории и развитии туризма в России;

  • об особенностях разного вида туризма;

знать:

  • виды туризма, его цели и задачи;

  • требования, предъявляемые к походу;

  • правила обращения с компасом;

  • правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров;

  • виды бивуачного снаряжения;

  • основные топографические знаки и способы ориентирования на местности;

  • механизм и химизм образования пещер;

  • правила движения в походе;

  • состав простейшей аптечки;

уметь:

  • преодолевать крытые склоны с использованием специального снаряжения, владеть простейшими приемами SRT;

  • укладывать рюкзак, устанавливать палатку.

  • определять место, пригодное для организации привалов и ночлегов;

  • разжигать костер или примус.

2-й год обучения

II.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов


теория

практика

всего

Форма аттестации

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2


2


2

Краеведение

14

28

46



2.1. Новомосковский район как главный объект изучения. Экскурсии. Составление фотоотчета

6

8

14



2.2. Методика краеведения. Экологический десант

4

12

16

Оценка деятельности.


2.3. Отчеты по краеведению. Составление «паспортов» объектов Тульской области

4

8

16

опрос

3

Горный туризм

24

52

74



3.1. Цели и задачи горного туризма. Спуск и подъем по крутым склонам.

8

20

26

Соревновнования.

Педагогическое наблюдение


3.2. технические средства в горном туризме. Приемы работы с ними

8

16

24

Соревновнования.

Педагогическое наблюдение


3.3. тактика восхождений. Работа в связках

8

16

24

Опрос.

4

Спелеостология

22

38

60



4.1. Объекты изучения, цели и задачи. Проведение топографической съемки.

8

16

24

Педагогическое наблюдение


4.2. Основные объекты в России и методика их изучения. Топологические и радиодозиметрические исследования

8

12

20

Педагогическое наблюдение


4.3. Способы добычи камня. Виды каменоломен. Зарисовки зарубов, забоев и т.д. Составление подземных карт

6

10

16

Опрос

5

Снаряжение

12

22

34



5.1. Основные виды туристского снаряжения и требования к ним. Починка ФСУ

4

8

12

Соревнования



5.2. расчет прочностных характеристик. Починка ФПУ.

4

8

12

Педагогическое наблюдение


5.3. Способы изготовления снаряжения

4

8

10

Соревнования


ИТОГО:

74

140

216



III. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема № 1. Вводное занятие – 2 часа

Теория. Знакомство с программой второго года обучения. Повторение правил техники безопасности.

Повторение теоретических знаний, полученных на первом году обучения.

Тема № 2. Краеведение – 42 часа.

Теория. Краеведение – цели и задачи краеведения. Знакомство с методикой краеведческих исследований. Тульский край.

Практика. Подготовка и участие в походах выходного дня – подготовка снаряжения, просушка веревок и палаток, короткие до 2-х дней походы по Тульской области с экскурсионными целями. Просмотр видеофильмов. Проведение краеведческих исследований. Выполнение физических упражнений на развитие силы и выносливости. Проведение спортивных соревнований с целью контроля физической подготовки.

Тема № 3. Горный туризм – 76 часов

Теория. Горный туризм – цели и задачи горного туризма. Технические средства и основные технические приемы восхождений. Изучение особенностей тактики в горных походах. Водные опасности. Приемы преодоления водотоков и водоемов. Обвалы и камнепады. Особенность снаряжения. Оказание первой медицинской помощи.

Практика. Выполнение физических упражнений на развитие силы и выносливости. Посещение бассейна. Выработка и закрепление навыков работы с техническими средствами для горных походов. Отработка навыков при камнепадах и обвалах. Выработка и закрепление навыков оказания первой медицинской помощи. Отработка навыков скалолазания. Выезды на высотные тренировки и соревнования. Проведение соревнования «Горное путешествие».

Тема № 4. Спелеология – 60 часов

Теория. Спелеология – объекты спелеологии – каменоломни. Изучение топологии и составление подземных карт.

Практика. Просмотр видеофильмов о камнеломнях. Выполнение физических упражнений на развитие силы и выносливости. Наработка и закрепление навыков завязывания узлов, работы со снаряжением. Составление простых подземных карт.

Тема № 5. Снаряжение – 36 часов

Теория. Снаряжение – основные виды снаряжения, расчет и изготовление простейшего туристского снаряжения. Личное и групповое снаряжение. Требования к туристическому снаряжению: прочность, легкость, безопасность, удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней. Сушка и ремонт одежды в туристическом походе. Кухонное оборудование: таганки, тросики, топоры и пилы, чехлы к ним. Ремонтный набор.

Практика. Наработка и закрепление навыков завязывания узлов, работы со снаряжением. Наработка и закрепление навыков по ремонту, уходу и обеспечения влагонепроницаемости снаряжения. Проведение упражнений по выработке и закреплению навыков обращения с кухонным оборудованием. Разведение костров в различных погодных условиях.

После второго года обучения учащиеся будут

иметь представление:

  • о правах и обязанностях руководителя и заместителя руководителя путешествия;

  • о факторах, определяющих индивидуальное здоровье человека, о режиме жизнедеятельности человека;

  • о видах туризма и о тактике в туристическом походе;

  • о травмах и заболеваниях в туристическом походе;

  • об историческом прошлом своего края, его культурных и исторических и природных памятниках;

знать:

  • тактику в разных видах туризма;

  • технические средства в разных видах туризма;

  • владеть методикой краеведческой работы

  • алгоритм действий в экстремальных ситуациях;

  • требования к туристическому снаряжению, способы изготовления и починки туристского снаряжения;

  • права и обязанности участников похода;

  • правила переноски пострадавшего на санитарных носилках;

  • способы измерения расстояний на карте и на местности;

уметь:

  • самостоятельно организовывать работу по развертыванию и свертыванию бивуака, палаточного лагеря;

  • разжигать костер в сырую погоду;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • использовать специальное снаряжение, рассчитывать и изготавливать высотные снаряжения;

  • проводить краеведческие описания на местности;

  • наводить навесные переправы;

  • подниматься и спускаться по отвесным стенам;

  • работать в альпинистских связках;

  • проводить топосъёмку.


3-й год обучения

II. 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

Форма аттестации/конт-роля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.Техника безопасности

1

1

2


2

Спортивный туризм

21

49

70



2.1.Виды туристских соревнований.

2

7

9

Соревнования



2.2.Разработка условий проведения соревнований по видам туризма.

10

7

17

Соревнования



2.3.Проведение соревнований по видам туризма.

7

35

42

Соревнования

опрос

3

Организация походов

27

56

83



3.1.Методика организации походов выходного дня.

2

7

9

Педагогическое наблюдение


3.2.Организация походов по видам туризма.Подготовка снаряжения.

16

7

23

Педагогическое наблюдение


3.2.Проведение походов по видам туризма. Составление отчётов.

9

42

51

опрос

4

Высотные работы

25

63

88



4.1.Техника безопасности на высоте. Основы организации страховки.

2

7

23

Педагогическое наблюдение


4.2.Организация страховки в различных видах туризма.Организация тренировок по взаимной страховке.

16

7

23

Педагогическое наблюдение


4.3.Проведение тренировок по взаимной страховке в разных видах туризма.

7

49

56

опрос

5

Тактика спортивного туризма

32

56

79



5.1.Цели и задачи в различных видах туризма. Анализ отчётов и составление С.Т.О. маршрутов.

4

7

11

Педагогическое наблюдение


5.2.Выбор тактики по различным видам туризма. Разработка тактики на летние походы.

10

7

17

Педагогическое наблюдение


5.3.Проведение походов разных видов туризма по разработанным тактикам. Оказание первой медицинской помощи в походе.

9

35

44

Соревнование


ИТОГО:

105

208

324



III.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема № 1. Вводное занятие – 2 часа

Теория. Правила техники безопасности. Повторение пройденного материала.

Тема № 2. Спортивный туризм – 70 часа

Теория. Спортивный туризм: цели и задачи. Основные документы в спортивном туризме. Техника безопасности на скалах и в пещерах Метеорологические исследования. Разработка Положений о походах и соревнованиях. Обеспечение страховки и самостраховки. Условия допуска к походам первой и второй категории сложности.

Практика. Выезд на высотные тренировки. Отработка умений страховки и самостраховки. Подготовка оборудования и кухонного инвентаря. Проведение ремонтных работ снаряжения. Организация и проведение спортивных походов. Проведение в походах метеорологических и карстовых исследований. Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути.

Тема № 3. Организация походов – 83 часа

Теория. Функции инструктора по организации походов выходного дня. Гигиена и самоконтроль спелеотуриста. Понятия о заболеваниях, передаваемых животными.

Практика. Помощь в организации походов малых КС, подготовке снаряжения. Оказание помощи начинающим туристам. Составление отчетов о походах.

Тема № 4. Высотные работы – 88 часов.

Теория. Повторение знаний и завязывании узлов, работы со снаряжением, обвязкой.

Практика. Организация помощи при проведении высотных тренировок, наведение навесок, контроль за тренировкой.

Тема № 5. Тактика спортивного туризма – 79 часов

Теория. Углубление знаний о тактике спортивного туризма. Техника проведения различных походов. Экологическая обстановка в Тульской области. Оказание первой медицинской помощи.

Практика. Изучение старых отчетов, составление карт, СТО, «Паспортов» препятствий, разработка тактических схем и графиков Разработка тактики на летние походы. Проведение соревнований по оказанию первой помощи. Проведение походов разных видов туризма по разработанным тактикам.

К концу третьего года обучающиеся будут

иметь представление:

  • об охране природы и памятников культуры во время похода; об экологической обстановке в Тульском регионе, в стране, странах ближнего зарубежья;

  • о заболеваниях, передаваемых животными;

знать:

  • условия допуска к походам первой и второй категории сложности;

  • условия проведения соревнований по разным видам туризма;

  • основные документы в спортивном туризме;

  • технику безопасности на скалах и в пещерах;

  • тактику в разных видах туризма;

уметь:

  • составлять положения о соревнованиях;

  • организовывать походы выходного дня;

  • проводить тренировки по пешеходному, горному и спелеотуризму;

  • использовать специальное снаряжение;

  • подгонять личное снаряжение;

  • двигаться по азимуту, снимать азимуты с карты.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретические занятия проводятся с целью преподавания теоретических основ изучаемой темы. При этом используются наглядные пособия, образцы снаряжения и отчеты о походе.

Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний, отработки технических приемов, развития моторики и физического развития, исследовательской работы.

Практические занятия проводятся в двух формах:

  • с целью повышения спортивно-технического мастерства – тренировки в спортзале, в парках, на скалодромах.

  • с целью наработки навыков походной жизни и быта – в походах выходного дня, многодневных и категорийных походах.

Только систематические занятия физическими упражнениями в процессе спортивной тренировки вырабатывают повышенную устойчивость организма к воздействию внешней среды. Наиболее эффективны с этой точки зрения виды спорта, связанные с интенсивным и длительным влиянием физической нагрузки на организм, и прежде всего легкая атлетика, современное пятиборье, спортивные игры, плавание. Возникшие при регулярных круглогодичных занятиях обучающимися физиологические компенсаторные приспособительные изменения в известной мере приближаются к процессам, проходящим при рабочих нагрузках, и существенно облегчают акклиматизацию спелеолога.

Основной принцип круглогодичной регулярной тренировки, которым следует руководствоваться, - принцип постепенности. Наиболее рациональна трехпериодная схема тренировки с выделением переходного, подготовительного и основного периодов.

Каждый из периодов характеризуется конкретными задачами, условиями занятий, интенсивностью нагрузки и методами тренировок. Для спелеолога, проводящего полевые исследования один раз в году, периоды обычно следующие: переходный - осень (2-3 месяца), подготовительный - зима-весна (6-8 месяцев), основной - лето (2-3 месяца). Если спелеолог проводит исследования пещер дважды в году, то основной период распадается на два более коротких полупериода - продолжительностью 3 недели - месяц. Планирование и периодизация тренировочного процесса производятся педагогом объединения с учетом географических и климатических условий района работ, индивидуальных особенностей спелеологов и степени их общего физического развития. Для правильного планирования нагрузки на тренировках необходимо исходить из степени и показателей тренированности спелеолога.

Под тренированностью понимают такое состояние спортсмена, для которого характерна повышенная работоспособность организма. Обычная степень тренированности спелеолога - состояние слегка повышенной работоспособности, наблюдаемое во время активного отдыха, а также после возвращения из экспедиции. Она характерна для переходного периода тренировки. Повышенная степень тренированности - состояние подготовленности, когда к организму спелеолога можно предъявлять повышенные требования без ущерба для его здоровья. Эта степень достигается к концу подготовительного периода. Высшая степень тренированности - состояние наибольшей работоспособности организма спелеолога. Достигается это состояние к началу основного периода и поддерживается в течение всего периода.

Проверять подготовленность спелеолога следует либо на контрольных соревнованиях, либо путем выполнения контрольных упражнений. Сравнивая полученные показатели с нормативами, можно определить степень тренированности спортсмена, его физические возможности для прохождения спелеолагеря или участия в исследовании пещер разных категорий сложности, а также внести соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс.

Педагогу и обучающемуся следует помнить, что эффективность плана тренировок определяется постоянным (пусть даже небольшим) улучшением результатов. Если результаты не растут или понижаются, необходимо пересмотреть содержание тренировок или перестроить планы так, чтобы они соответствовали физическому состоянию спортсмена.

В процессе тренировки спелеолога должны быть решены следующие основные задачи:

1) ликвидация слабых сторон в развитии отдельных качеств и, прежде всего, качеств мышечной системы;

2) повышение общей физической подготовки;

3) специальная подготовка мышечного, связочного, костного и нервного аппаратов к совершенствованию двигательных навыков, характерных для работы в пещерах;

4) изучение техники передвижения в пещерах и техники исследования пещер;

5) овладение тактикой исследования пещер посредством изучения отдельных тактических приемов;

6) изучение теоретических основ техники, тактики и тренировки спелеолога;

7) подготовка квалифицированных спелеологов к тренерской деятельности.

Для контроля по освоению содержания дополнительной образовательной программы предполагается поводить тесты, семинары, соревнования, экскурсии и походы выходного дня.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для проведения теоретических занятий необходимы меловые доски и наглядные пособия в виде образцов снаряжения.

Для проведения практических занятий необходимо высотное снаряжение в виде капроновых веревок диаметром 8-11 мм, страховочные системы, подъемные и спусковые устройства, палатки, спальники, трапики, рюкзаки, примуса, карабины, каски и другое высотное снаряжение.

V. ЛИТЕРАТУРА

  1. Востков А.В. Спортивный самодеятельный туризм. – М., 2002.

  2. Захаров В.М. Школа альпинизма. – М., 1984.

  3. Илюхин Г.А. Путешествия под землей. - М.., 1980.

  4. В. Н. Дублянский, В.В. Илюхин. Руководство по спелеологии. М., 1998.

  5. Вам, туристы! (Как проводить наблюдения над природой в туристском походе). Лениздат, 1983.

  6. Гвоздецкий Н. А. Карст. Географ, 2004.

  7. Кропф Ф. Спасательные работы в горах. ФиС, 2006.

  8. Максимович Г. А. Основы карстоведения, т. I. Пермь, 2003.

  9. Методика изучения карста. Вып. 2-10. Пермь, 2003.

  10. Пещеры. Вып. 1, 2, 3, 4, 5. Пермь, 1961-1965.

  11. Родионов Н. В. Карст европейской части СССР, Урала и Кавказа. Госгеолтехиздат, 1983.

  12. Сборник материалов по спелеотуризму. Центральный совет по туризму. М., 1984.

  13. Справочник путешественника и краеведа (под редакцией С. Обручева), т. II. Географ, 2000.

  14. Тушинский Г. Географические наблюдения туристов и альпинистов (методические указания). М., 1993.

  15. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов.- М.: «Академия», 2007.

  16. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.

  17. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик.- М.: «Академия», 2006.

Интернет-ресурсы:

http://www.krasspeleo.ru/

http://pro-speleo.ru/

http://www.risk.ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ

Опрос по теме «Краеведение»

  1. Географическое местоположение Новомосковского района.

  2. Часовой пояс.

  3. Климат.

  4. Рельеф.

  5. В каком году основан г. Новомосковск?

Опрос по теме «Горный туризм»

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ

  2. ТАКТИКИ КАЧЕСТВЕННОГО ВОСХОЖДЕНИЯ

  3. ЧТО ТАКОЕ БЛИЦ-ВОСХОЖДЕНИЕ?

  4. СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ГОРНОГО ТУРИЗМА

  5. АККЛИМАТИЗАЦИЯ


ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ УЗЛОВ





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
ДООП "Спелеология"

Автор: Иващенко Сергей Олегович

Дата: 25.09.2019

Номер свидетельства: 520868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства