kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДООП "Школа исследователя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа исследователя» имеет естественнонаучную направленность и реализуется  дистанционно. Занятия  проектно - исследовательской деятельностью способствуют удовлетворению  познавательного интереса учащегося в учебно-исследовательской деятельности, расширение его информированности в соответствии с выбранной тематикой исследования, обогащение умениями и навыками в области ИКТ-технологий. В процессе обучения она помогает решать задачи развивающего обучения: повышает престиж знаний, общей культуры, совершенствует навыки учебной работы;  развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт, учит деловитости, умению преодолевать трудности. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями сегодня - подготовка школьника -исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Школа исследователя"»

О

тдел образования Тюльганского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» п. Тюльган




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности


«Школа исследователя»


Возраст обучающихся: 10-15 лет

Срок реализации: 2 года









Автор – составитель:

Хасанова Раиля Зуфаровна
педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории








Тюльган, 2018 г

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы


    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа исследователя» имеет естественнонаучную направленность и реализуется дистанционно.
Программа реализуется в исследовательской группе «Школа исследователя» на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» п. Тюльган в течение 2 лет.

Занятия проектно - исследовательской деятельностью способствуют удовлетворению познавательного интереса учащегося в учебно-исследовательской деятельности, расширение его информированности в соответствии с выбранной тематикой исследования, обогащение умениями и навыками в области ИКТ-технологий. В процессе обучения она помогает решать задачи развивающего обучения: повышает престиж знаний, общей культуры, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт, учит деловитости, умению преодолевать трудности. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями сегодня - подготовка школьника -исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Программа «Школа исследователя» предусматривает освоение материала на стартовом и базовом уровнях.

Стартовый уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. На данном уровне учащиеся осваивают раздел «Основы исследовательской деятельности». Реализация программы на стартовом уровне направлена на удовлетворение потребностей ребенка в интеллектуальном совершенствовании, формирование и развитие творческих способностей учащихся в исследовательской деятельности.

Реализация программы на базовом уровне освоения предполагает

Раздел программы «Исследовательская деятельность учащегося» предполагает реализацию материала на двух уровнях сложности:

1. «стартовый уровень» - минимальная сложность для освоения содержания программы (написание реферата);

2. «базовый уровень» - реализация исследовательской деятельности в форме проекта или учебно-исследовательской работы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа исследователя» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008);

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

  • Приказ Миниобрнауки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.04. 2014 г. № 31823);

  • Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра дополнительного образования» п. Тюльган.

Актуальность

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися.
Программа «Школа исследователя» реализуется дистанционно при использовании средств Интернет-технологий и отражает все присущие современному учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Данная форма обучения является одним из актуальных способов получения дополнительного образования учащимися, так как даёт возможность:

1) проводить обучение в индивидуальном порядке;

2) осуществлять дифференцированный подход в освоении умений и навыков, предусмотренных программой;

3) снизить затраты на обучение;

4)  привлечь учащихся из отдаленных ОО района;

5) повысить качество обучения за счет применения современных дидактических средств - электронных ресурсов.


Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы «Школа исследователя» является использование дистанционной формы обучения исследовательской деятельности на основе регионального краеведения.

Необходимость разработки данной программы возникла в связи с отсутствием других дистанционных образовательных программ по краеведению на основе материалов Оренбургского региона. При ее написании были изучены программы естественнонаучной направленности «Я - исследователь», Никитина Г.В., педагог дополнительного образования МКОУДОД Куртамышского района «Дом детского творчества» г. Куртамыш и «Основы исследовательской деятельности школьников» Г.В.Лукьянова МБОУ ДОД ЦДОД «Искра» г.О. Самара, где основной формой организации образовательного процесса является групповое очное занятие.

Отличительными особенностями программы «Школа исследователя» от программ «Я - исследователь» и «Основы исследовательской деятельности школьников» является:

- предназначена для всех учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью краеведческой направленности;
- выбор формы учебно-исследовательской работы зависит от интеллектуальной подготовленности, индивидуальных способностей, интересов конкретного учащегося, которые выявляются по результатам выполнения заданий самостоятельных работ и анкетирования;
- предполагает занятия с учащимися в дистанционном режиме. Программа «Школа исследователя» направлена также на детей, у которых нет специализированной подготовки в области исследований и проектирования, которые только начинают изучение данной области исследований.


Адресат программы

Программа рассчитана на работу с детьми среднего подросткового возраста (10-15 лет). К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются все дети без исключения, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности и желают углубить и расширить свои теоретические знания, и предназначен для помощи педагогам дополнительного образования в организации работы по формированию у школьников основных навыков организации данного вида деятельности с использованием информационно­ коммуникационных технологий.

На 1-й год обучения принимаются дети от 10 до 12 лет. Основной контингент детей делится на 2 группы: младшая (10-12 лет), средняя (13-15 лет).


Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года обучения, реализуется в объеме 144 часов.

1 год обучения (10 – 12 лет) – 72 часа.

Обучающиеся первого года обучения получают первоначальные знания, умения и навыки. Образовательный процесс направлен на формирование мотивации детей на занятия исследовательской деятельностью и краеведением. Дети больше занимаются реферативной работой. Они знакомятся с местными писателями, художниками, краеведами, учатся анализировать отобранный материал, выражать собственное мнение, знакомятся со структурой реферативной работы, работают с литературой.

2 год обучения (13 -14 лет) – 72 часа.

На втором году обучения у обучающихся расширяются представления о проектной и исследовательской деятельности. Учащиеся включаются в поисковую деятельность.

Формы обучения и формы реализации программы
Обучение детей в исследовательской группе «Школа исследователя» происходит в заочной форме. Заочная форма обучения предполагает работу в дистанционном режиме.


Занятие может проходить в различных формах:

интерактивные лекции;

  • практикумы;

  • тестирование;

  • вертуальные экскурсии.

Учебный материал программы, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Стартовый уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации исследовательской деятельности. Реализация программы на стартовом уровне направлена на удовлетворение потребностей ребенка в интеллектуальном совершенствовании, формирование и развитие творческих способностей учащихся в исследовательской деятельности.

На базовом уровне освоения программа предполагает реализацию исследовательской деятельности в форме проекта или учебно-исследовательской работы.


Особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется в разновозрастной группе постоянного состава. Состав группы 10-15 человек. Работа с разновозрастной группой при реализации программы строится на принципах дифференциации и индивидуализации.


Режим занятий

Общее количество часов в год – 72 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы2 года.


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся основ проектной и исследовательской деятельности на основе регионального краеведения.

Для реализации цели сформулированы следующие задачи:

воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию Оренбуржья, родного села, своей семьи;

  • формирование ценностных отношений к своей малой родине;

  • воспитание бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию родного края;

  • воспитывать толерантность, ответственность, самостоятельность, инициативность через занятия исследовательской деятельностью.

развивающие:

  • развитие мотивации к изучению краеведческого материала

  • развитие навыков самостоятельной работы с информационными источниками, обработки данных исследования, их анализа;

  • развитие навыков работы с ИКТ-ресурсами;

  • развивать логическое мышление, интеллектуальные способности;

  • развивать установку на постоянное самообразование и саморазвитие;

  • развивать уверенность в достижении цели, в себе и своих силах;


обучающие:

  • формирование специальных знаний и умений для осуществления исследовательской деятельности;

  • обучение технологии исследования;

  • формирование ИКТ – компетенций;

  • сформировать знания об историческом прошлом родного края, села, своей семьи;

  • сформировать информационную компетентность: умение находить, структурировать, обрабатывать информацию; умение работать с историческими источниками.


    1. . Содержание программы

Учебно-тематический план

1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Входная диагностика, анкетирование

2.

Понятие исследования

4

4



2.1

Исследование как способ познания окружающей действительности.

2

2


Наблюдение

2.2

Виды исследований

2

2


Самостоятельна работа

3.

Основы регионального краеведения

10

6

4


3.1

Основные этапы становления Оренбургской области

6

4

2

Самостоятельная работа

3.2

Духовная культура Оренбуржья


4

2

2

Эссе,

самостоятельная работа


4.

Основы исследовательской деятельности

32

19

13


4.1

Требования к выполнению учебно-исследовательской работы

6

4

2

Самостоятельная работа

4.2

Основные разделы учебно- исследовательской работы

2

2

-

Самостоятельная работа

4.3

Выбор темы исследования

2

-

2

Контрольная работа № 1

(Приложение 2)

4.4

Формулирование проблемы цели и задачи исследования

3

2

1

Самостоятельная работа

4.5

Определение объекта и предмета исследования

2

1

1

Самостоятельная работа

4.6

Постановка вопросов (Выбор гипотезы)

2

1

1

Самостоятельная работа

4.7

Подбор методов и инструментов исследования.

4

1

3

Самостоятельная работа

4.8

Планирование ожидаемых результатов

2

1

1

Контрольные задания

4.9

Результаты исследования их анализ

2

1

1

Контрольные задания

4.10

Составление рабочего плана исследования

4

2

2

Презентация

4.11

Библиография. Библиографический список

4

2

2

Самостоятельная работа

5.

Представление результатов научно-исследовательской работы

22

6

16


5.1

Выбор методики исследования

4

1

4

Самостоятельная работа

5.2

Оформление портфолио исследовательской работы

5

1

4

Самостоятельная работа

5.3

Оформление выводов

4

2

2

Самостоятельная работа

5.4

Оформление презентации

4

1

3

Самостоятельная работа

5.5

Подготовка работы к дистанционному конкурсу

4

-

4

Участие в дистанционном конкурсе

6

Итоговое занятие

2

-

2

Контрольная работа № 2, (Приложение 2) анкетирование


Итого:

72

16

20




Содержание первого года обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория (2 часа): Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Цели и задачи обучения. Источники изучения родного края. Литература: справочная, научно-популярная, художественная. Требования техники безопасности при работе за компьютером, соблюдение норм гигиены и здоровьесбережения.

Входная диагностика: анкетирование (Приложения 1, 4).

2. Понятие исследования (4 часа)
2.1. Исследование как способ познания окружающей действительности (2 часа)

Теория (2 часа): Исследования — вид деятельности человек. Эксперимент - метод познания. Спектр видов самостоятельной познавательной деятельности.


2.2. Виды исследований (2 часа)

Теория (2 часа): Общая информация о видах исследовательских работ. Проект, исследовательская работа, реферат с элементами исследования. Основные понятия, тематика.


  1. Основы регионального краеведения (10 часов)
    3.1. Основные этапы становления Оренбургской области (6 часов)

Теория (4 часа): Территория Оренбургской области в прошлые исторические эпохи. Оренбургская губерния в XVIII-XIX вв. Оренбуржье во время гражданской войны. Оренбургская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Практика (2 часа): Подготовка сообщения на основе информации о родном городе (селе). Составление кроссворда по теме занятия.

    1. Духовная культура Оренбуржья (4 часа)

Теория (2 часа): Оренбург многонациональный. Виртуальная экскурсия «Конфессии Оренбуржья». Оренбуржье – край казачий.

Практика (2 часа): Подготовка обзора литературы по теме. Составление кроссворда, подготовка сообщения по теме занятия.


4. Основы исследовательской деятельности (32 часа)

4.1.Требования к выполнению учебно-исследовательской работы (6 часов)

Теория (4часа): Основные методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, тема, гипотеза, цель, задачи. Структура исследовательской работы.

Практика (2 часа): Работа с понятийным аппаратом: составление таблицы терминов, задания «Что лишнее», «Найди соответствие».


4.2.Основные разделы учебно - исследовательской работы (2 часа)

Теория (2 часа): Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения.



4.3. Выбор темы исследования (2 часа)

Практика (2 часа): Определение объекта и предмета исследования. Составление предварительного описания предмета исследования. Постановка цели и задач. Определение гипотезы исследования. Формулирование темы исследования. Контрольная работа № 1 (Приложение 2).


4.4.Формулирование проблемы цели и задачи исследования (3 часа)
Теория (2 часа): Взаимосвязь темы и проблемы исследования. Цель как планируемый результат. Определения задач для достижения цели.
Практика (1 час): Практикум по выявлению проблемы, формулированию цели исследования, постановки задач.

4.5. Определение объекта и предмета исследования (2 часа)
Теория (1 час): Разграничение понятий «объект» и «предмет» исследования.
Практика (1 час):
Практические упражнения по определению объекта и предмета исследования по заданным параметрам.

4.6. Постановка вопросов. Выбор гипотезы (2 часа)
Теория (1 час): Понятие «гипотеза исследования», алгоритм её выдвижения.
Практика (1 час):
Практические упражнения по выдвижению гипотез по заданным параметрам.

4.7. Подбор методов и инструментов исследования (4 часа)
Теория (1 час): Интервью, анкетирование, опросы, беседы, наблюдения и другие формы исследовательской деятельности. Теоретические и практические методы исследования.

Практика (3 часа): Проведение анкет, опросов, бесед и т.д.

4.8. Планирование ожидаемых результатов (2 часа)

Теория (1 час): Как спланировать ожидаемые результаты.
Практика (1 час): Практическое упражнение в планировании ожидаемых результатов по заданным параметрам.

4.9. Результаты исследования их анализ (2 часа)

Теория (1 час): Что принято считать результатом исследования.
Практика (1 час):
Оформление полученных при завершении исследования результатов.

4.10. Составление рабочего плана исследования (4 часа)

Теория (2 часа): Порядок работы над исследованием.
Практика (2 часа): Составление опорной схемы-памятки «Алгоритм исследования».

4.11. Библиография. Библиографический список (4 часа)
Теория (2 часа): Содержание и правила составления библиографического списка.
Практика (2 часа): Описание источников информации, включенных в список: книг, журналов, газет, статей, электронных ресурсов. Составление библиографического списка к учебно-исследовательской работе.


5. Представление результатов научно-исследовательской работы (21час)


5.1. Выбор методики исследования (4 часа)

Теория (1 час): Методика исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность и её этапы. Анкетирование, интервьюирование как методы исследования.

Практика (4 часа): Составление опросных листов, вопросов для анкетирования, интервьюирования. Оформление главы учебно-исследовательской работы «Введение».


5.2. Оформление портфолио исследовательской работы (5 часов)
Теория (1 час): Составляющие портфолио: папка, собранные материалы, картотека, личный архив.

Практика (4 часа): Оформление портфолио исследовательской работы. Выбор из портфолио материалов для оформления главы «Приложения» к исследованию.

5.3. Оформление выводов (4 часа)

Теория (2 часа): Подведение итогов учебно-исследовательской деятельности.

Практика (2 часа): Работа с главами «Выводы», «Заключение». Формулирование выводов, оформление главы «Выводы» учебно-исследовательской работы. Работа с заключением.

5.4.Оформление презентации (4 часа)

Теория (2 часа): Требования по оформлению презентации для защиты.

Практика (2 часа): Разработка презентации.


5.5. Подготовка работы к конкурсам (4 часа)

Практика (4 часа): Оформление работы согласно требованиям. Самостоятельная работа.

6. Итоговое занятие (2 часа)
Практика (2 часа): Подведение итогов. Контрольная работа № 2 (Приложение 2). Анкетирование (Приложение 4).


Учебно-тематический план

2 года обучения


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Входная диагностика, анкетирование

2.

Источники изучения краеведческого материала

16

12

4


2.1.

Исторический документ

2

2


Наблюдение

2.2.

Источниковедение и его роль в изучении краеведческого материала

4

2

2

Контрольные задания

2.3.

Вещественные источники

2

1

1

Самостоятельная работа

2.4

Письменные источники

2

1

1

Опрос по карточкам

2.5.

Устные источники

2

1

1

Решение кроссворда

2.6.

Исторические памятники родного села

2

1

1


2.7

Практикум по работе с историческим документом (на базе фондов школьного краеведческого музея)

2

1

1

Смотр знаний и умений

3.

Основы исследовательской деятельности

16

10

6


3.1.

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы

2

2


Наблюдение

3.2.

Особенности работы с научно- популярной литературой. Приемы конспектирования.

2

2


Контрольные задания

3.3.

Особенности работы с энциклопедиями и энциклопедическими словарями

2


2

Устный опрос

3.4

Применение информационных технологий в исследовании.

2

2


Смотр знаний и умений;

3.5

Подготовка к интервью, опросу, беседе.

4

2

2

Наблюдение

3.6

Особенности работы с материалами, полученными в результате интервью, опросов, сбора воспоминаний

4

2

2

Презентация

4.

Критерии оценки исследовательских работ

4

3

1


4.1.

Критерии оценки содержания исследовательских работ

2

2


Контрольные задания

4.2.

Критерии оценки публичной презентации исследовательского проекта

2

1

1

Презентация

5.

Практическая работа над исследовательскими проектами

34

12

22


5.1.

Работа над индивидуальными проектами

6


6

Наблюдение

5.2.

Создание презентации для публичного представления исследовательской работы. Программа MS Power Point

4

2

2

Смотр знаний и умений

5.3.

Ввод текстовой информации в презентацию, редактирование, форматирование

2

1

1

Самостоятельная работа

5.4.

Компьютерная графика: устройства ввода, технология вставки графики, дизайн презентации

4

2

2

Самостоятельная работа

5.5.



Звук и компьютер. Устройства ввода и вывода звуковой информации, звуковое оформление презентации

2

1

1

Самостоятельная работа

5.6.

Эффекты анимации в презентации, настройка презентации

6

2

4

Самостоятельная работа

5.7.

Публичное выступление. Тезисы. Представление работ.

6

2

4

Итоговое представление лучших работ


ИТОГО

72

35

37



Содержание второго года обучения

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория (2 часа): Организация исследовательской деятельности. Соблюдение этических норм при работе над исследованием. Организация занятий второго года обучения. Требования техники безопасности при работе за компьютером, соблюдение норм гигиены и здоровьесбережения.


2. Источники изучения краеведческого материала (16 часов)

2.1. Исторический документ (2 часа)

Теория (2 часа): Понятие «исторический документ». Виды исторических документов. Актовые документы. Картографические документы. Статистические документы. Научные документы. Приемы работы с историческими документами.


2.2. Источниковедение и его роль в изучении краеведческого материала. (2 часа)

Теория (2 часа): Понятие и составные части источниковедения.


2.3. Вещественные источники (2 часа)

Теория (1 час): Понятие «вещественный источник». Виды вещественных источников.
Практика (1 час):
Описывание вещественных источников находящихся в школьных музеях, залах, комнатах и уголках.


2.4. Письменные источники (2 часа)
Теория (1 час): Разновидности письменных исторических источников. Виды классификаций.  Виды письменных источников: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.
Практика (1 час): Анализ письменных источников зала Боевой славы школьного краеведческого музея.


2.5. Устные источники (2 часа)

Теория (1 час): Понятие «устные источники». Разновидности устных источников.
Практика (1 час): Создание мини-каталога на основе материала школьного музея.


2.6. Исторические памятники Тюльганского района, родного села (2часа)
Теория (1 час):
История вокруг нас: исторические достопримечательности района. История образования района и происхождение его названия.

Практика (1 час): Самостоятельная работа «Летопись родного края»


2.7. Практикум по работе с историческим документом (на базе фондов школьного краеведческого музея) (2часа)

Теория (1 час): Правила работы с историческим документом.
Практика (1 час):
Практическая работа с архивом воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, земляков.


  1. Основы исследовательской деятельности (16 часов)

    1. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы (2 часа)

Теория (1 час): Источники получения информации. Основы научного исследования.

Практика (1 час): Отбор и анализ литературы.


3.2.Особенности работы с научно-популярной и методической литературой. Приемы конспектирования (2 часа)

Практика (2 часа): Конспектирование научно-популярной статьи. Оформление цитат, сносок.

3.3. Особенности работы с энциклопедиями, энциклопедическими словарями (2 часа)

Практика (2 часа): Организация работы по поиску заданной информации. Оформление ссылок.

3.4. Применение информационных технологий в исследовании (4 часа)

Теория (2 часа): Интернет-ресурс, интернет-источник, ссылка, диаграмма, презентация

Практика (2 часа): Работа с интернет-ресурсами. Оформление гипер-ссылок.


3.5.Подготовка к интервью, опросу, анкетированию (4 часа)

Теория (2 часа): Правила проведения опросов, интервью, анкетирования. Обработка и оформление результатов.

Практика(2 часа): Разработка опросников, создание анкет.


3.6.Особенности работы с материалами, полученными в результате интервью, опросов, сбора воспоминаний (4 часа)

Теория (2 часа): Правила оформления материалов, полученных в результате интервью, опросов, сбора воспоминаний.
Практика (2 часа): Практическая работа по оформлению информации, полученной на основе собранного материала.


  1. Критерии оценки исследовательских работ (4 часа)

4.1. Критерии оценки содержания исследовательской работы (2 часа)

Теория (1 час): Критерии оценки содержания исследовательских работ.

Практика (1 час): Оценка представленных мини-работ по заданным критериям


4.2.Критерии оценки публичной презентации исследовательской работы (2 часа)

Теория (1 час): Критерии оценки защиты исследовательских работ.

Практика (1 час): Оценка представленных мини-работ по заданным критериям


  1. Практическая работа над исследовательскими проектами (10 часов)


5.1. Работа над индивидуальными исследовательскими проектами (6 часов)

Практика (6 часов): Написание исследовательских работ с использованием приобретенных умений. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Самостоятельная работа на компьютере по соблюдению требований к оформлению работы


5.2. Создание презентации для публичного представления исследовательской работы. Программа MS Power Point (4 часа)

Теория (2 часа): Компьютерная презентация: окно программы, назначение, структура, разметка слайда.

Практика (2 часа): Подготовка презентации. Создаем слайды. Титульный лист слайда.


5.3. Ввод текстовой информации в презентацию, редактирование, форматирование (2 часа)

Практика (2 часа): Ввод текстовой информации в презентацию, редактирование, форматирование. Создание и удаление слайдов. Оформление презентации. Дизайн слайдов.


5.4. Компьютерная графика: устройства ввода, технология вставки графики, дизайн презентации (4 часа)
Практика (4 часа): Технология вставки готовых графических изображений в слайд. Режимы работы презентации. Вставка анимированных рисунков. Технология вставки графических изображений из файла в слайд. Формат рисунка.


5.5. Звук и компьютер. Устройства ввода и вывода звуковой информации, звуковое оформление презентации (2 часа)

Практика (4 часа): Выбор звукового оформления презентации. Вставка звука из библиотеки. Вставка звука из файла. Запись звука с микрофона


5.6. Эффекты анимации в презентации, настройка презентации (6 часа)

Теория (2 часа): Эффекты анимации в презентации. Настройка презентации. Вставка видео в презентацию. Выбор видео, настройка показа.
Практика (4 часа):
Окончательное оформление презентации по теме своей исследовательской работы.


5.7. Публичное выступление. Тезисы. Представление работ. (6 часов)
Теория (2 часа): Требования по оформлению тезисов. Порядок проведения защиты исследовательской работы. Правила поведения учащегося во время защиты. Культура выступления и дискуссии.

Практика (4 часа): Защита исследовательских работ


1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты первого года обучения и их определения

Личностные результаты

Метод

Методика

- мотивация к занятиям исследовательской деятельностью;

  • развиваются чувства патриотизма, уважения к Отечеству, гордости за свою малую родину;

  • формируется готовность и способность к образованию и самообразованию, в том числе в исследовательской деятельности;



анкетирование


- тест Роккича «Ценностные ориентации» (приложение1);

методика диагностики учебной мотивации;

-опросник Стефансона(изучения представлений о себе);

- анкета незаконченных предложений «Мотивы учения»

Метапредметные

Метод

Методика

  • формируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации и представления собранного материала в форме реферата, проекта или учебно-исследовательской работы;

  • развиваются навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

самостоятельная работа


самостоятельная работа


Предметные результаты

Метод


Учащиеся должны знать:

  • требования к выполнению научно-исследовательских работ;

  • методы исследования;

  • правила составления библиографического списка литературы;

уметь:

  • определять объект и предмет исследования;

  • формулировать цели и задачи исследования;

  • выбирать методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

  • применять алгоритм исследования;

  • Формулировать гипотезу

иметь навыки:

  • исследовательской и проектной деятельности;

  • использования ИКТ-технологий в рамках исследовательской деятельности;

  • составления опросных листов, вопросов для анкетирования, интервьюирования.


самостоятельная работа



Планируемые результаты 2 года обучения и способы их определения


Личностные результаты

Метод

Методика

- познавательный интерес к занятиям исследовательской деятельности;
- гражданская идентефикация и осознание себя частью и носителем российской культуры;

- формируется готовность и способность к образованию и самообразованию, в том числе в исследовательской деятельности;

- проявляется познавательный интерес к краеведческой деятельности и способам исследования.



анкетирование


- тест Роккича «Ценностные ориентации» (приложение1);

методика диагностики учебной мотивации;

-опросник Стефансона(изучения представлений о себе);

- анкета незаконченных предложений «Мотивы учения»

Метапредметные

Метод

Методика

  • формируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации и представления собранного материала в форме реферата, проекта или учебно-исследовательской работы;

  • владение простейшими способами поиска информации с использованием предложенных педагогом задач;

  • развивается умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в рамках исследовательской деятельности;

  • развиваются навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

самостоятельная работа

Предметные результаты

Метод


Учащиеся должны знать:

  • требования к выполнению научно-исследовательских работ;

  • правила составления библиографического списка литературы;

уметь:

- работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями;

  • определять объект и предмет исследования;

  • формулировать цели и задачи исследования;

  • выбирать методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

  • применять алгоритм исследования;

  • формулировать гипотезу

иметь навыки:

  • исследовательской и проектной деятельности;

  • использования ИКТ-технологий в рамках исследовательской деятельности;

  • составления опросных листов, вопросов для анкетирования, интервьюирования;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обработки данных исследования;

  • сравнения, анализа, обобщения имеющихся данных;

- разработки презентаций.


самостоятельная работа





Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

1-го года обучения


п/п

Дата проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

1


Интерактивное комбинированное занятие

2

Вводное занятие

Входная диагностика, анкетирование.

Раздел 2. Понятие исследования (4 часа)

1


Интерактивная лекция

2

Эксперимент - метод познания. Спектр видов самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельна работа

2


Интерактивная лекция

2

Проект, исследовательская работа, реферат

Проверочное задание.

Раздел 3. Основы регионального краеведения (10 часов)

1


Интерактивная лекция

2

Территория Оренбургской области в древние эпохи

Самостоятельная работа: составление кроссворда.

2


Интерактивная лекция

2

Территория Оренбургской области в XVIII-XIX вв.

Самостоятельная работа: определение объекта и предмета исследования.

3


Интерактивная лекция

2

Оренбургская область в период Гражданской войны.

Самостоятельная работа: определение цели и задач исследования.

4


Интерактивная лекция

2

Оренбургская область в годы Великой Отечественной войны

Самостоятельная работа: презентация

«В бой идут оренбуржцы»

5


практикум

2

Оренбургская область в послевоенные годы

Самостоятельная работа: формулирование гипотезы исследования.

Раздел 4. Основы исследовательской деятельности (32 часа)

1


Интерактивная лекция

2

Основные требования к исследовательской деятельности

Самостоятельная работа

2


Практикум

2

Структура исследовательской работы

Самостоятельная работа: определение практической значимости исследования.

3


Комбинированное занятие

2

Работа над содержанием исследовательской, проектной работы, реферата

Самостоятельная работа: составление содержания исследовательской работы, проекта, реферата

4


Интерактивная лекция

2

Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения.


Самостоятельная работа: заполнение таблицы по теме занятия

5


Интерактивная лекция

2

Формулирование темы исследования.

Самостоятельная работа: формулирование методологических характеристик исследования

6


Практикум

2

Постановка цели исследовательской работы. Определения задач для достижения цели.

Самостоятельная работа: определение цели и задач исследования

7


Интерактивная лекция

2

Разграничение понятий «объект» и «предмет» исследования.

Самостоятельная работа: определение объекта и предмета исследования по заданным параметрам.

8


Интерактивная лекция

2

Понятие «гипотеза исследования», алгоритм её выдвижения.

Самостоятельная работа: формулирование гипотезы

9


Интерактивная лекция

2

Теоретические и практические методы исследования.


Практическое задание

10


Интерактивная лекция

2

Интервью, анкетирование, опросы, беседы, наблюдения

Самостоятельная работа: составление опросных листов, вопросов для анкетирования, интервьюирования

11


Практикум

2

Правильное планирование ожидаемых результатов.

Проверочное задание

12


Интерактивная лекция

2

Результат исследования. Правильное оформление результатов.

Контрольные задания

13


Интерактивная лекция

2

Порядок работы над исследованием

Самостоятельная работа

14


Практикум

2

Составление опорной схемы-памятки «Алгоритм исследования».

Самостоятельная работа

15


Интерактивная лекция

2

Правила составления библиографического списка.

Зачёт

16


Практикум

2

Составление библиографического списка к учебно-исследовательской работе.

Самостоятельна работа: составления библиографического списка на заданную тему

Раздел 5. Исследовательская деятельность учащегося (22 часа)

1


Практикум

2

Выбор подходящих методов исследования

Самостоятельная работа

2


Практикум

2

Анкетирование, интервьюирование основные методы исследования.

Зачёт

3


Интерактивная лекция

2

Основные составляющие портфолио: собранные материалы, картотека, личный архив.

Самостоятельная работа

4


Интерактивная лекция

2

Оформление главы «Приложения» к исследованию.

Самостоятельная работа: приложения

5


Практикум

2

Подведение итогов учебно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа: оформление выводов

6


Практикум

2

Работа с главами «Выводы», «Заключение».

Самостоятельная работа

7


Интерактивная лекция

2

Требования по оформлению презентации для защиты.

Опрос

8


Практикум

2

Разработка презентации по теме своего исследования

Самостоятельная работа

9


Практикум

2

Оформление работы согласно требованиям

Участие в дистанционном конкурсе

10


Практикум

2

Критерии оценивания исследовательских работ

Контрольная работа

Раздел 6. Итоговое занятие (2 часа)

1


Практикум

2

Итоговое занятие

Отчёт о взаимопроверке учебно-исследовательской работы


2-го года обучения

п/п

Дата проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

1


Интерактивное комбинированное занятие

2

Вводное занятие

Наблюдения

Раздел 2. Источники изучения краеведческого материала (16 часов)

1


Интерактивная лекция

2

Виды исторических документов. Приемы работы с историческими документами.

Тестирование

2


Интерактивная лекция

2

Понятие и составные части источниковедения.

Контрольные задания

4


Интерактивное комбинированное занятие

2

Понятие «вещественный источник». Виды вещественных источников.

Самостоятельная работа: описание вещественных источников

5


Практикум

2

Разновидности письменных исторических источников. Виды классификаций

Проверочное задание

6


Интерактивная лекция

2

Понятие «устные источники». Разновидности устных источников.

Самостоятельная работа

7


Интерактивная лекция

2

История вокруг нас: исторические достопримечательности района.

Самостоятельная работа

8


Практикум

2

Правила работы с историческим документом.

Проверочное задание

Раздел 3. Основы исследовательской деятельности (16 часов)

1


Интерактивная лекция

2

Основы научного исследования. Анализ литературы

Самостоятельная работа

2


Практикум

2

Конспектирование научно-популярной статьи. Оформление цитат, сносок.

Самостоятельная работа

3


Практикум

2

Организация работы по поиску заданной информации. Оформление ссылок.


Самостоятельная работа

4


Интерактивная лекция

2

Интернет-ресурс, интернет-источник, ссылка, диаграмма, презентация


Проверочное задание

5


Интерактивная лекция

2

Правила проведения опросов, интервью, анкетирования. Обработка и оформление результатов.


Самостоятельная работа

6


Практикум

2

Разработка опросников, создание анкет.

Самостоятельная работа

7


Интерактивная лекция

2

Правила оформления материалов, полученных в результате интервью, опросов, сбора воспоминаний.

Проверочное задание

8


Практикум

2

Правила оформления материалов, полученных в результате интервью, опросов, сбора воспоминаний.

Самостоятельная работа

Раздел 4. Критерии оценивания исследовательских работ (4 часа)

1


Интерактивная лекция

2

Критерии оценки содержания исследовательских работ.

Самостоятельная работа

2


Интерактивная лекция

2

Критерии оценки защиты исследовательских работ.

Самостоятельная работа

Раздел 5. Практическая работа над исследовательским проектом (34 часа)

1


Практикум

2

Структура содержания исследовательской работы

Самостоятельная работа: анализ информации

2


Практикум

2

Оформление учебно-исследовательской работы

Самостоятельная работа: оформление главы «Введение»

3


Практикум

2

Оформление учебно-исследовательской работы

Самостоятельная работа: основная часть исследования

4


Практикум

2

Компьютерная презентация: окно программы, назначение, структура, разметка слайда.


5


Практикум

2

Подготовка презентации.


Самостоятельная работа

6


Практикум

2

Ввод текстовой информации в презентацию, редактирование, форматирование. Создание и удаление слайдов

Самостоятельная работа

7


Практикум

2

Технология вставки готовых графических изображений в слайд. Режимы работы презентации.

Самостоятельная работа

8


Практикум

2

Технология вставки графических изображений из файла в слайд. Формат рисунка.

Самостоятельная работа

9


Практикум

2

Выбор звукового оформления презентации. Вставка звука из библиотеки. Вставка звука из файла.

Самостоятельная работа

10


Практикум

2

Эффекты анимации в презентации. Настройка презентации.

Самостоятельная работа

11


Практикум

2

Вставка видео в презентацию. Выбор видео, настройка показа

Самостоятельная работа

12


Практикум

2

Окончательное оформление презентации по теме своей исследовательской работы.

Самостоятельная работа

13


Интерактивная лекция

2

Требования по оформлению тезисов.

Самостоятельная работа

14


Интерактивная лекция

2

Порядок проведения защиты исследовательской работы.

Самостоятельная работа

15


Интерактивная лекция

2

Правила поведения учащегося во время защиты.

Тестирование

16


Интерактивная лекция

2

Культура выступления и дискуссии.


17


Практикум

2

Итоговое занятие

Отчёт о взаимопроверке учебно-исследовательской работы


    1. . Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение


1.  Персональный компьютер участника дистанционного обучения.

2.  Выход в Интернет.


Информационное обеспечение

https://infourok.ru/programma_elektivnogo_kursa_osnovy_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchaschihsya-558396.htm - Дополнительная общеобразовательная программа «Основы исследовательской деятельности», Федосеева Л.В.;

https://урок.рф/library/dopolnitelnaya_obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayusha_191354.html - Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – исследователь», Шаймарданова Э.Р.;

https://nsportal.ru/user/768919/page/osnovy-issledovatelskoy-deyatelnosti - Учебное пособие «Основы исследовательской деятельности»;
https://nsportal.ru/user/768919/page/osnovy-issledovatelskoy-deyatelnosti - Контрольные тесты по дисциплине «Основы исследовательской деятельности;

https://infourok.ru/territoriya-orenburgskoy-oblasti-v-drevnie-veka-3126354.html - Территория Оренбургской области в древние века;


Кадровое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа исследователя» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим опыт организации проектно-исследовательской работы с учащимися и владеющим современными компьютерными технологиями.


2.3 Формы аттестации / контроля


Программой предусматривается использование следующих форм аттестации и контроля: самостоятельная работа (составление опросных листов, вопросников, сообщения, кроссворда, презентации, таблицы и др.), анкетирование, словаря терминов, контрольная работа, проверочное задание. В течение учебного года учащийся должен выполнить не менее трех зачетных работ (разработка 2-х презентаций и учебно-исследовательская работа).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: учебно-исследовательская работа учащегося, а также по итогам и конкурсов:
районные и областные конкурсы исследовательских и проектных работ: «Отечество. Растим патриотов», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Краеведческий калейдоскоп», «Горизонты науки и образования XXI века», «Исследователи Оренуржья» и т.д.

По результатам освоения программы учащийся получает сертификат выпускника МБУДО «ЦДО».


2.4. Оценочные материалы


Для определения результативности реализации программы оцениваются:

  1. Уровень освоения теоретических знаний (Приложение 1);

  2. Уровень умений и навыков учащихся, проявленных при разработке учебно-исследовательской работы или проекта (Приложение 2);

  3. Уровень сформированности личностных качеств гражданина-патриота (анкета «Патриот» по Д.В. Быкову, Приложение 3).

4. Тест Роккича «Ценностные ориентации» (определяет содержательную сторону направленности личностии составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззренияи ядро мотивации жизнедеятельности);

5.Опросник Т. Лири (изучения представлений о себе и других);

6. Анкета незаконченных предложений «Мотивы учения»



2.5. Методические материалы

Методическая продукция для реализации программы:

  1. Тягина И.А. Алгоритм исследования (из учебного пособия по выполнению исследовательских работ «Азбука иссдовательской деятельности. Алгоритм исследования».

2. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского движения «Отечество». Методические рекомендации. Тамбов, 2008.

3. Дорофеев В.В. Над Уралом-рекой / В.В. Дорофеев. - Челябинск: Юж.-Урал., 1988 г. http://kraeved.opck.org/biblioteka/towns/orenburg/nad_uralom_rekoi.php

Список литературы по теме исследования учащихся подбирается в зависимости от выбранной ими тематики по направлениям.


Особенности организации образовательного процесса

Обучение детей в исследовательской группе «Школа исследователя» происходит в дистанционном режиме.

Образовательный процесс осуществляется в разновозрастной группе постоянного состава. Состав группы 10-15 человек. Работа с разновозрастной группой при реализации программы строится на основе деятельностного подхода, а также на принципах дифференциации, индивидуализации, учета половозрастных различий обучающихся.


Формы организации образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется в дистанционном режиме (групповые).




Формы организации учебного занятия

Учебное занятие, в течение которого подростки занимаются с педагогом образовательной деятельностью, может иметь различные формы – как лекции, контрольные работы, зачеты, консультации, самостоятельная работа и др.


Педагогические технологии

Программа предусматривает использование таких педагогических технологий как:

- личностно-ориентированные – ориентация на индивидуальные особенности учащихся, прежде всего одаренности, где средством реализации индивидуального подхода являются индивидуальные занятия, направлена на обеспечение условий и наличие факторов, способствующих личностному росту и успешности каждого ребенка;

- проектные, суть которых состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом, постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.;

- развивающего обучения - взаимодействие педагога и учащихся на основе поиска различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Данная технология включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки;

- технология проблемного обучения – это проблемные задания и вопросы, которые требуют от учащихся применения знаний и умений в новой ситуации, получения, новых путей их поиска. Эти знания и умения необходимы для творческого мышления, они помогают учащимся овладеть методами научного познания, формируют интерес и потребность в творческой деятельности.


Дидактические материалы

В работе используется теоретическая и методическая литература по исследовательской деятельности, кроссворды, бланки тестов и анкет, фотографии.


















Список литературы

  1. Анкета «Патриот» [Электронный ресурс] /  Д. В. Быков // М.: Информационное агентство Integrum, 2016. – Режим доступа: http://www. obrazets.ucoz.ru/index/0-121 


  1. Баклицкая, Е. Р. Умения и навыки исследовательского изыскания / Е. Р. Баклицкая // Завуч. - 2010. - №2. – с.113-122.


  1. Бурцева, О.Ю. Организация работы школьников над исследовательским проектом в свете требований новых образовательных стандартов / О.Ю. Бурцева. – М.: Педагогический университет, 2013. – 61 с.


  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.


  1. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы.// Бвш.-1999.-№ 6. стр. 42-45.


  1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2011.


  1. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»\\Практика административной работы в школе.- 2002, №1.

  2. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского движения «Отечество». Методические рекомендации. - Тамбов, 2008.


  1. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001.

  2. Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». – 2009. – 88 с.

  3. Сборник программ дополнительного образования для детей и молодёжи. ГОУ ДОД «Детско-юношеский центр», Курган, 2011

  4. Сотникова, С.И. Музеология / С.И. Сотникова. - М., 2009.


  1. Храмов, И.В. Оренбург / И.В. Храмов. - Оренбург.: ООО Оренбургское книжное изд-во, 2008. - 240 с.


  1. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе.// Завуч.-2005. -№5. стр. 82-87.



Приложение 1

Анкета (вводное занятие)

  1. ФИО.

  2. Год, месяц, число рождения.

  3. Образовательное учреждение, класс.

  4. Адрес образовательного учреждения.

  5. Классный руководитель.

  6. Контактный телефон.

  7. Мама (ФИО).

  8. Место работы мамы.

  9. Папа (ФИО).

  10. Место работы папы.

  11. Домашний адрес, телефон.

  12. Любимый школьный предмет.

  13. Твои увлечения и интересы.

  14. Результаты участия в краеведческих конкурсах (перечислить, если есть).



Приложение 2

Контрольный тест

(1 полугодие)


Задание. Выберите и укажите ответ, который является единственно верным вариантом.

1. Научное исследование:

А. Деятельность в сфере науки.

Б. Изучение объектов, в котором используются методы науки.

В. Изучение объектов, которое завершается формированием знаний.

Г. Все варианты верны.


2. Область действительности, которую исследует наука:

А. Предмет исследования.

Б. Объект исследования.

В. Логика исследования.

Г. Все варианты верны.


3. Обоснованное представление об общих результатах исследования:

А. Задача исследования.

Б. Гипотеза исследования.

В. Цель исследования.

Г. Тема исследования.


4. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:

А. Наблюдение.

Б. Эксперимент.

В. Анкетирование.

Г. Все варианты верны.


5. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание:

А. Интервью.

Б. Тестирование.

В. Изучение документов.

Г. Все варианты не верны.


6. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:

А. Проективный.

Б. Открытый.

В. Альтернативный.

Г. Закрытый.


7. Тип вопроса в анкете или интервью, предоставляющий респонденту возможность самостоятельно выстроить свой ответ:

А. Открытый.

Б. Закрытый.

В. Альтернативный.

Г. Прямой.


8. Метод исследования, предполагающий выяснение интересующей информации в процессе двустороннего общения с испытуемым:

А. Интервью.

Б. Беседа.

В. Опрос.

Г. Все варианты верны.


9. Метод письменного опроса респондентов:

А. Тестирование.

Б. Анкетирование.

В. Моделирование.

Г. Все варианты не верны.


10. Чтение книги для получения и переработки информации может быть:

А. Аналитическое.

Б. Беглое.

В. Скоростное.

Г. Все варианты верны.


11. Самая краткая запись прочитанного, отражающая последовательность изложения текста:

А. Конспект.

Б. План.

В. Реферат.

Г. Тезис.


12. Конспект нужен для того, чтобы:

А. Выделить в тексте самое необходимое.

Б. Передать информацию в сокращенном виде.

В. Сохранить основное содержание прочитанного текста.

Г. Все варианты верны.


13. Точная выдержка из какого-нибудь текста:

А. Рецензия.

Б. Цитата.

В. Реферат.

Г. Все варианты верны.


14. Установите верную последовательность структурных компонентов учебного реферата, указав рядом с цифрами буквы:

А.

Основная часть

1

Б.

Список литературы

2

В.

Оглавление (план)

3

Г.

Заключение

4

Д.

Введение

5

Е.

Титульный лист

6

Ж.

Приложение

7


Контрольная работа

(2 полугодие)

  1. Как определяется цель исследования?

  2. Перечислите основные компоненты введения к научной работе?

  3. Перечислите методы исследования.

  4. Что такое интервьюирование и с какой целью применяется в исследовании?

  5. Перечислите правила составления библиографического списка.

  6. В чем состоит отличие предмета исследования от объекта?

  7. Перечислите составляющие портфолио.

  8. Назовите требования к оформлению презентации.

  9. Назовите требования к оформлению главы (по собственному выбору) исследовательской работы.

  10. Назовите критерии оценки проектной деятельности.


Контрольные работы оцениваются по пятибалльной системе.

По итогам контрольной работы № 1 педагогом принимается решение о готовности учащегося к дальнейшему освоению программы на стартовом или базовом уровнях сложности:

- средний балл от 1 до 3 соответствует «стартовому уровню» обучения; - средний балл 4-5 – «базовый уровень».


Приложение 3

Критерии оценивания учебно-исследовательских работ

(по материалам сайта www.issl.dnttm.ru)

Критерии оценки реферата (стартовый уровень)


Критерий оценки

Баллы

1.


Умение сформулировать цель

работы

0-15, где: 0 – не сформулирована цель,

15– максимальный балл

2.

Умение подобрать научную

литературу по теме

0-10, где: 0 – не подобрана литература,

10 – максимальный балл

3.

Полнота и логичность раскрытия темы

0-15, где: 0 – не раскрыта тема,

15– максимальный балл

4.

Степень самостоятельности

мышления

0-10, где: 0 – нет авторского мнения,

10 – максимальный балл

5.

Корректность выводов

0-12, где: 0 – нет выводов,

12 – максимальный балл

6.

Новизна работы

0-8, где: 0 – нет описания новизны,

8 – максимальный балл

7.

Аккуратность выполнения и

культура оформления текста

0–15, где 0 – текст оформлен неаккуратно и неграмотно, 15 – максимальный балл

8.

Владение терминологией

0-15, где 0 – отсутствие специальных терминов и понятий исследования, 15 – максимальный балл


Перевод баллов в оценку


Количество баллов

Оценка


0-25

«Неудовлетворительно» - низкий уровень

26-50

«Удовлетворительно» - средний уровень

51-75

«Хорошо» - уровень выше среднего

76-100

«Отлично» - высокий уровень


Критерии оценки проектной и исследовательской работ

(базовый уровень)


Критерий оценки

Проектная работа,

баллы

Исследовательская работа, баллы


1.

Умение сформулировать актуальность

0-8, где: 0 – не сформулирована актуальность,

8– максимальный балл

0-10, где: 0 – не сформулирована актуальность,

10– максимальный балл

2.

Структура работы

0-8, где: 0 – структура не соответствует,

8– максимальный балл

0-10, где: 0 – структура не соответствует,

10– максимальный балл

3.

Умение работать с научной литературой

0-8, где: 0 – нет обзора литературы, нет грамотности цитирования, 8– максимальный балл

0-10, где: 0 – нет обзора литературы, нет грамотности цитирования, 10– максимальный балл

4.

Аккуратность выполнения и культура оформления текста

0–10, где 0 – текст оформлен неаккуратно и неграмотно, 10 – максимальный балл

0–10, где 0 – текст оформлен неаккуратно и неграмотно, 10 – максимальный балл

5.

Наличие и степень

разработанности методов исследования

0-12, где 0 – отсутствие исследовательских методов, 12- максимальный балл

0-8, где 0 – отсутствие исследовательских методов, 8- максимальный балл

6.

Культура оформления текста


0-12, где 0- нет соответствия требованиям к оформлению, 12- максимальный балл

0-12, где 0 - нет соответствия требованиям к оформлению,

12- максимальный балл

7.

Эрудированность автора

в рассматриваемой области


0 - 14, где 0 - отсутствует владение материалом,

терминологией, знакомство с современным состоянием

проблемы,

14-максимальный балл

0-14, где 0- отсутствует владение материалом,

терминологией, знакомство с современным состоянием

проблемы,

14-максимальный балл

8.

Практическая значимость

0 – 12, где 0 – описание практической значимости отсутствует,

12 – максимальный балл

0 –8, где 0 – описание практической значимости отсутствует,

8 – максимальный балл

9.

Результаты исследования

0-8, где: 0 – отсутствуют результаты проектирования, 8– максимальный балл

0-8, где: 0 – отсутствуют результаты исследования,

8– максимальный балл

10.

Приложение

0-8, где: 0 – отсутствует приложение,

8– максимальный балл

0-10, где: 0 – отсутствует приложение,

10 – максимальный балл


Перевод баллов в оценку


Количество баллов

Оценка

0-25

«Неудовлетворительно» - низкий уровень

26-50

«Удовлетворительно» - средний уровень

51-75

«Хорошо» - уровень выше среднего

76-100

«Отлично» - высокий уровень


Приложение 4

Анкета «Патриот» (по Д.В. Быкову)

Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос, предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

Данная анкета может быть рекомендована к использованию для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент - анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение.

Цель анкетирования:

  • определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций;

  • определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот»;

  • определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения к окружающему социуму.


Анкета

Ф. И. __________________________________ Возраст_________________ Пол_____________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие предложенные вопросы и задания.


  1. 1. Считаете ли вы себя патриотом?


Да



Нет



Частично



Не знаю


2. Кто на Ваш взгляд в большей степени повлиял на формирование ваших

патриотических чувств:


Школа



Родители



Окружающие люди, друзья



СМИ



Органы власти



Другое (написать)

3. Как Вы для себя определяете понятие «патриотизм»?

3.1. По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя

понятие «патриотизм»?


Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.



Непримиримость к представителям других наций и народов



Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России.



Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения.



Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни.



Стремление трудится для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире



Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи



Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка.



Другое (написать)

    1. Если Вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем

причина Вашего непонимания?


Нет желания



Нет возможности



Считаю это не актуальным


4. Перед вами список индивидуально – психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

  1. 1. Определите по 10 бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у Вас.

  2. 2. Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное отметить)


активная деятельная жизнь



жизненная мудрость



здоровье (физическое и психическое)



интересная работа



красота природы и искусства



любовь



материальное обеспечение жизни



наличие хороших и верных друзей



общественное признание



познание (образование, кругозор)



продуктивная жизнь



развитие (постоянное совершенствование)



развлечения



свобода(самостоятельность)



счастливая семейная жизнь



счастье других (всего народа)



творчество



уверенность в себе(внутренняя гармония)



аккуратность(чистоплотность)



воспитанность (хорошие манеры)



высокие запросы



жизнерадостность



исполнительность



независимость



непримиримость к недостаткам в себе и других



образованность



ответственность (чувство долга, умение держать слово)



рационализм (умение здраво и логично мыслить)



самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)



смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов



твердая воля (умение не отступать перед трудностями)



терпимость (умение прощать)



широта взглядов (уважать чужую точку зрения)



честность (правдивость, искренность)



эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)



чуткость (заботливость)


5. Отметьте что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?


умение ценить настоящую дружбу



готовность помочь другу в трудную минуту



взаимопонимание



честность, порядочность, принципиальность



приятная внешность



хорошие манеры



умение модно одеваться



сила воли



смелость



решительность



интерес, знание литературы, искусство, музыка



интерес к политике



наличие фирменных вещей, дисков и т.п.



наличие денег на всякие расходы



способности


6. Из предложенных вариантов ответов, выберите тот, который в наибольшей степени выражает Вашу точку зрения


Я люблю, когда другие люди меня ценят



Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы



Я люблю приятно проводить время с друзьями


7. Закончите предложения.

Каждый из нас верит...

Каждый из нас имеет…

Каждый из нас готов…

Подвиги героев заставили нас задуматься…

Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

Быть достойным гражданином своей страны значит быть…


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДООП "Школа исследователя"

Автор: Хасанова Раиля Зуфаровна

Дата: 12.10.2020

Номер свидетельства: 559811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства