Доклад: «Роль педагога-наставника в учебном заведении»
Доклад: «Роль педагога-наставника в учебном заведении»
Кто такой педагог-наставник? Педагог-наставник – это особая категория, специфический работник в системе образования, миссия которого заключается не только в обучении, но и сопровождении подопечного. Наставничество базируется на координации и контроле действий, перенятии опыта у лидера, совместное развитие конкретной идеи или проекта. Педагог-наставник – это «универсальный солдат», миссия которого состоит в обучении и воспитании подопечного в конкретном русле: профессиональном, дисциплинарном, проектном, научном и пр. Это своего рода учитель, который курирует и дополнительно в усиленном режиме развивает сопутствующие стороны, навыки и пр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Роль педагога-наставника в учебном заведении»»
Доклад: «Роль педагога-наставника в учебном заведении»
В системе образования действует не просто определенный формат обучения. Учебный процесс предполагает не только передачу знаний, но и опыта. Второй аспект реализуется прежде всего с помощью наставничества.
Кто такой педагог-наставник? Педагог-наставник – это особая категория, специфический работник в системе образования, миссия которого заключается не только в обучении, но и сопровождении подопечного. Наставничество базируется на координации и контроле действий, перенятии опыта у лидера, совместное развитие конкретной идеи или проекта. Педагог-наставник – это «универсальный солдат», миссия которого состоит в обучении и воспитании подопечного в конкретном русле: профессиональном, дисциплинарном, проектном, научном и пр. Это своего рода учитель, который курирует и дополнительно в усиленном режиме развивает сопутствующие стороны, навыки и пр.
Среди ключевых функций и полномочий педагога-наставника можно выделить:
Общеразвивающая, предполагающая углубление знаний учащегося, подопечного лица в рамках конкретной темы, предмета ил направления;
Координационная или консультационная, призванная содействовать и координировать действия подопечного при выполнении заданий;
Контрольная, предполагающая тщательное отслеживание действий подопечного лица, их оценку и выработку рекомендаций по совершенствованию, построение плана мероприятий или программы для подготовки качественного проекта/задания;
Коммуникационная, предполагающая установление тесного контакта между подопечным, наставником и иными лицами для развития идеи, проекта или темы;
Методологическая и методическая, которая заключается в содействии и выборе методов для реализации намеченной траектории, подборе информационной и иной базы;
Психологическое сопровождение подопечных, предполагающая контроль и создание позитивного психологического климата в коллективе, установление доверительных отношений с подопечными, грамотную мотивацию учащихся;
Наставничество – это особая среда в образовательной нише, предполагающая опору на реальный опыт, лидерские качества и содействие в развитии доверенной аудитории или круга лиц.
Педагог-наставник – это универсальный специалист, который помимо банального или классического обучения (передача знаний) является еще и посредником в практическую или научную жизнь. Он на личном примере и опыте демонстрирует возможности дальнейшего развития, помогает сформировать индивидуальный путь профессионального, научного или иного роста.
Стать педагогом-наставником может далеко не каждый квалифицированный преподаватель. К данной кандидатуре предъявляют специфические требования:
Наличие опыта работы в качестве преподавателя не менее 3-4 лет (или хотя бы 1 года);
Наличие опыта консультанта среди школьников, студентов или иных подопечных лиц и наличие достижений у «подкурируемых индивидов»;
Наличие лидерских качеств и умение вести за собой подопечных;
Умение развивать не только профессиональные или научные качества, но и содействовать личностному росту индивидов, слушателей;
Наличие определенных достижений в профессиональной или «подответственной» области: наличие публикаций или индивидуальных достижений в поверенной нише, теме, проектной деятельности, наличие успехов у подопечных под началом консультанта и пр.;
Наличие свободного времени или лояльная нагрузка, позволяющая помимо классического преподавания заниматься наставничеством, кураторством и пр.
Система наставничества успешно используется на всех ступенях отечественного и зарубежного образования. В рамках образования она действует по минимуму и чаще всего реализуется сугубо на добровольной основе посредством привлечения учащихся к исследовательской деятельности, участию в различных олимпиадах, соревнованиях и пр.
Особенности работы педагога-наставника
Деятельность преподавателя-наставника чаще всего носит индивидуализированный характер. Как правило, наставничество предполагает тесное взаимодействие с определёнными подопечными при выполнении порученных им заданий. Допускается взаимодействие с небольшими группами при выполнении проектных работ. Деятельность педагога-наставника специфична.
Среди явных характерных черт наставничества можно выделить следующие моменты.
Педагог-наставник выбирает методы взаимодействия и сотрудничества с воспитанниками, исходя из специфики их деятельности: тема, глубина погружения, тип заданий, текущий уровень подготовки подопечного и пр.
Чаще всего педагог-наставник помогает в выборе темы проекта или задания, разъясняет нюансы и консультирует по сложным моментам и вопросам, помогает спланировать ход работы, контролирует процесс ее реализации и качество получаемых результатов и пр.
Самыми популярными методами работы педагога-наставника выступает консультирование, наблюдение, совместная работа и пр.
Педагог-наставник тщательно планирует свою работу и деятельность подопечного. Для этих целей он формирует план, где отмечаются этапы развития подопечного, примерные мероприятия и сроки их реализации, варианты контроля и оценки достижения воспитанника и пр. В состав плана педагога-наставника входят следующие моменты:
Выделение основных видов деятельности при работе с подопечным: общеразвивающая часть, воспитательная работа, коррекционная работа, работа с нормативными документами и регламентами, контроль;
Проектирование мероприятий в рамках каждого вида деятельности с отражением примерных сроков реализации и определение точечных мероприятий. Например, в рамках работы по предмету (общее развитие) можно выделить изучение действующих требований ФГОС и проектирование пути по развитию индивида, формирование индивидуального плана подготовки, взаимопосещение занятий и пр.;
Планирование наставнической деятельности с выделением времени на посещение занятий или контроль деятельности подопечного, проведение консультаций, корректировку плана мероприятий и пр.
Важно отметить, что деятельность педагога-наставника и классического преподавателя отличается.
Таким образом, деятельность педагога-наставника гораздо глубже и шире по сравнению с обычным преподавателем, учителем. Ему предстоит не только развивать общие представления и умения, но и проектировать индивидуальный путь по совершенствованию специалиста и достижению новых высот и вершин.
Именно система наставничества в системе образования содействует развитию инноваций и решению существующих проблем.