kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад:"Работа с бумагой во внеурочное время с детьми с нарушением интеллекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад:"Работа с бумагой во внеурочное время с детьми с нарушением интеллекта"»

Доклад:

Работа с бумагой во внеурочное время с детьми с нарушением интеллекта.


Высокая миссия воспитателя – нести в мир детства все нравственные ценности,

помогать ребенку открывать этот мир во всем её богатстве и многообразии. А значит, все внеклассные занятия подчинены единственной цели - всесторонне развивать личность ребенка, ведь, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

За последние годы я работаю над проблемой «Художественно-творческий труд в процессе эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта».

Большое значение имеют занятия художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Дети с интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствия уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвития мелкой моторики рук, плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, процессы сравнения и обобщения затруднены, отличается несовершенство логического анализа и синтеза, снижение познавательных интересов.

И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку, особенно ребенку с наруше-нием интеллекта, для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты,

и гармонии.

С целью творческого развития своих воспитанников на протяжении несколько лет

я провожу внеклассные занятия по изготовлению поделок из бумаги.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

При организации внеклассных занятий по изготовлению поделок из бумаги учитываю:

  1. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.

  2. Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой,

воспитывать у детей нравственные понятия.

  1. К занятия нужно приступать в хорошем настроении, иначе у детей возникает стойкое отрицательное отношение к труду.

В процессе воспитательной работы при изготовлении поделок из бумаги для реа- лизации цели поставила перед собой ряд задач.

Обучающие:

  1. Обучать различным приемам работы с бумагой.

  2. Формировать умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

1.Развивать внимание, память логическое и пространственное воображения.

2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитывающие:

1.Воспитать интерес к работе с бумагой.

2.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

А также использую различные методы, в основе которых лежит способ организации занятий: словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ иллюстраций, наблюдения, работа по образу и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

а) объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

б) репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

в) частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поисковых задач совместно с педагогом.

г) исследовательский – самостоятельная работа.

Методы, в основе которых лежит форма организация деятельности детей на занятиях:

а) фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

б) индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;

в) групповой – коллективные работы в группах.

Особенно создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие. Повышается эмоциональность, отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Они подолгу рассматривают получившуюся картину, смеются, вспоминают, кто что вырезал. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. В результате расширяется словарный запас, совместная деятельность сближает ребят, делает отношение между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, большой формат позволяет чувствовать пространство, постигать законы композиции.

В процессе создания коллективных работ каждый ребенок старается лучше вспомнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех. Таким образом, у детей воспитывается нравственность, углубляются благородные чувства.

Детям не безразлично, как относятся к результату их творческой деятельности сверстники, воспитатели, родители. Они стремятся показать свою работу, вызвать интерес окружающих к изображенному. Стараюсь правильно с уважением относиться к творчеству своих воспитанников, потому в спальне имеется постоянно действующая выставка детских поделок не только из бумаги, но еще из других материалов. Ведь, для каждого ребенка чрезвычайно важно, чтобы именно его работы, независимо от

их качества, совершенства время от времени участвовали в выставках. И не только потому, что это труд, и к тому же нелегкий, в своих работах весь ребенок со своими взглядами. Это повышает самооценку ребенка, а коллективные просмотры приучают детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.


В работе с детьми по изготовлению поделок из бумаги больше уделяю внимание на коррекционную работу. Учу воспитанников самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам склеил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь, при выполнении поделок из бумаги детьми понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Учу детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Не упускаю случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка. Каждое занятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, прослушивание музыки).

И конечно же, на каждом занятии при работе с бумагой приучаю детей к сознательному выполнению техники безопасности с ножницами и клеем ПВА и санитарной гигиены. Для поддержания интереса детей на моих занятиях происходит частая смена деятельности.

Особое внимание уделяю простейшему виду творческой деятельности – аппликации. Выполнили с ними предметную аппликацию (где изображены различные отдельные предметы, люди или животные). Например: аппликация «Павлин».

Воспитанники мои учились вырезать из квадратов и прямоугольников разные ле-пестки, цветы и листья разной формы. Для этого квадрат или прямоугольник складывают несколько раз и вырезают выбранную форму. Из этих цветов воспитанники делали разные композиции.

Выполняли и сюжетные аппликации. Сюжетная аппликация выполняется по сказке, «песне», рассказу, стихам. Аппликации «Колобок» , «По- щучьему веленью» .

Немножко расскажу, как выполняли аппликацию из цветной бумаги «По- щучьему веленью». Раздала воспитанникам рисунки с изображением сказочного героя Емели с кадушками. Они обвели каждую деталь аппликации через копирку. Затем детали обводят на цветную бумагу и вырезают.

Этапы изготовления поделки:

1. Дети выбирают фон.

2. Изготавливают детали поделки из цветной бумаги с использованием образца поделки.

3.Вырезают детали.

4.Сборка поделки. Склеивают по образцу.


В группе у меня есть ученики, которые быстро работают, более развиты. Им задания усложняю: сделать одежду Емели более нарядной и т.д., а более слабым воспитанникам, даю готовые детали из цветной бумаги для склеивания, помогаю им. Некоторым воспитанникам разрешаю выполнить аппликацию по своему усмотрению, с изменениями, но с условием, что работа будет выполнена чисто, красиво, аккуратно. Рукам – работа, душе – праздник.

Любят воспитанники выполнять объемные аппликации. Детали не полностью наклеиваются на фон и за счет этого создается объемное изображение. Изготовили поделки: «Аисты», «Осенние листья» и др.

С помощью аппликации делали поздравительные открытки для мам, учителей на праздники, «валентинки» и многое другое.

Передо мной встала задача: «Как заинтересовать, увлечь детей новой творческой деятельностью с бумагой, которая бы удивила, увлекла, радовала их?».

Чтобы заинтересовать детей в выполнении поделок из бумажных полосок, я показывала им картины из книг А.Чиоти «Оригинальные поделки из бумаги», Джейн Джекинса «Узоры и мотивы из бумажных лент», слайды из интернета. Картины понравились. У них был первый вопрос: «А сможем ли мы выполнить такую интересную поделку? Освоим ли новую технику обработки бумажных полосок?».

И вот уже второй год «кипит» наша творческая работа «Аппликация из бумаги в технике «квиллинг». Квиллинг – это бумагокручение. Оно основано на умение скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремленность, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, предоставлять конечный результат. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью, создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квил-линга свивается в плотную спираль. В результате образуется плотная спираль, она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера. И затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатие и вмятины. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «глаз». Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиванием, прищипываем – используя свою фантазию мы всегда сможем придумать новые элементы квиллинга.

Чтобы научить детей этой технике я начала с простого ознакомления истории возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Познакомила детей с основными формами квиллинга «каплей», «долькой», «треугольником» и «глаз».

Вырезали полоски из цветной бумаги. И вот так у нас получилась первая коллек-тивная работа, композиция из основных форм. (Цветы)

А дальше стали выполнять более сложные поделки, с помощью квиллинга.

Наши работы:«Полевые цветы», « Подводный мир», «Море, солнце и песок» , «Белая сирень» , «Корзина с фиалками» и др.



На внеклассном занятии выполнили коллективную работу композицию «Райская птица».

Во вступительной беседе говорили о птицах – наших друзьях, которые приносят людям огромную пользу. Воспитанники рассматривают рисунки с изображением птиц. Я подчеркиваю, что птицы формой своего тела, разнообразным оперением радуют

глаз, украшают природу, доставляют радость своим пением.

После прослушивания голосов птиц в грамзаписи провожу беседу по вопросам.

- Давайте вспомним сказки, стихи о птицах (дети называют сказки, стихи).

Птицы в произведениях – символ света, радости, счастья (иллюстрация сказочной

птицы). Перед вами птицы необычные: гордые, с красивыми пышными хвостами,

с необыкновенными хохолками на голове с нарядными крыльями. Это и есть главные особенности сказочных птиц. Обратите внимание на цвет их оперения. Какой он?

Нарисовала я силуэт птицы и из заготовок, как мозаику собирали птицу.

Дети очень любят коллективные работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино, и создается свой добрый, фантастический мир.

Иногда делю детей на группы. Но сначала даю задание всем:

  1. Отмерь и отрежь две ленты, первая шириной 1-2 см, вторая 4-5 см, они могут быть разных цветов.

  2. Нарежьте широкую ленту бахромой.

  3. Склейте их концы, чтобы получилась одна полоска.

  4. Скрутите тугую спираль и прикрепите конец.

  5. Осторожно снимите и распустите цветок.


В группах дети выполняют свою индивидуальную работу: кто крутит спираль, кто собирает цветок, кто выполняет листочки. А выбранный художник в группах при помощи клея ПВА выкладывает на картон – основу аппликации из тех деталей, которые у них получились. Три группы в классе. Каждая группа выполняет свою интересную, красивую поделку, если у кого-то не получается, то оказываю помощь.

Поощряю стремление моих воспитанников принимать самостоятельные решения по ходу работы.

Таким образом, учу детей с нарушением интеллекта фантазировать, создавать

красивые композиции, умение проявлять творчества, формирую у них такие качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение и т.д. «Я тоже так могу! У меня тоже получится как у всех, красиво! Я тоже могу сам!».

При этом решается и психологическая задача – мне очень хочется, чтобы мои воспитанники были всегда в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Доклад:"Работа с бумагой во внеурочное время с детьми с нарушением интеллекта"

Автор: Щанкина Ирина Павловна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439310


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства