kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад из опыта работы"Практическое использование нетрадиционных форм урока как средство повышения обучения и интереса к мордовскому (мокшанскому) языку".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается о нетрадиционных уроках,  которые проводятся  в форме игр и соревнований. Дается описание хода конкретных уроков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад из опыта работы"Практическое использование нетрадиционных форм урока как средство повышения обучения и интереса к мордовскому (мокшанскому) языку".»

Филиал «Вечкенинская СОШ» МБОУ «Парапинская СОШ»









Доклад из опыта работы на тему:

«ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К МОРДОВСКОМУ (МОКШАНСКОМУ) ЯЗЫКУ»

























Доклад подготовила: учитель мордовского (мокшанского) языка

и литературы Семенова Роза Петровна



Здравствуйте, коллеги! Приближается новый учебный год. Я хочу поделиться с вами опытом практического использования нетрадиционных форм урока как средство повышения обучения и интереса мокшанскому языку.

Ученики смотрят с надеждой на учителя, радуются малейшему проявлению учительского творчества. Чтобы хоть как-то изменить отношение наших учеников к знаниям, приблизить их к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры, я пытаюсь, используя нестандартные уроки, прежде всего, изменить условия приобретения этих знаний. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения. Они не просто повышают мотивацию детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умение правильно выражать свои мысли на литературном языке как устно, так и письменно. Учащиеся могут декламировать стихотворение, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на мокшанском языке, умение реагировать и дать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями мордовского народа.

Стремление «помериться силами», проверить знания, умения, навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-то новое, с пользой для себя провести время придают деятельности учащихся осознанно мотивированный характер.

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Я провожу следующие типы нетрадиционных уроков:

-Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, КВН, игра, викторина, путешествие.

Провела урок – путешествие по теме «Лексика» в 5 классе.

Цели: обобщение знаний учащихся по теме «Лексика»;

развитие устной и письменной речи;

расширение кругозора учащихся;

привитие интереса уч-ся к предмету, развитие познавательной

активности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация.

К проведению урока была проведена большая подготовительная работа.

Учащимися предлагается маршрутный лист, потом дети выбирают транспорт, снаряжение – все, что необходимо для путешествия. Ученики выбрали для путешествия поезд, который изображен на слайдах презентации. Назначили подготовленного ученика экскурсоводом.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования, где нужно учащимся выполнять разные задания.

После вступительного слова учителя начинается путешествие по станциям.

Первая станция « Город Лексика».

1) Ученики отвечают на вопросы.

-Что такое лексика?

- Какие знают служебные и самостоятельные части речи?

2) Двум ученикам раздают карточки, где написаны предложения. Они находят главные члены предложения, определяю, чем они выражены.

3) Учитель читает два предложения, взятых из художественного произведения. Дети определяют произведение, называют автора.

Поезд останавливается на второй станции « Станция слов».

Учащиеся отвечают на такие вопросы:

-Почему люди, разговаривая, понимают друг друга?

-Назовите слова, которые имеют не одно значение?

-Назовите слова, которые употребляются в прямом и переносном значении?

-Что такое метафора?

Станция « Город Синонимы».

Учитель рассказывает, что эта станция очень красивая. Остановились отдохнуть и послушать сказку о том, как жили слова. Слова были несчастливы. Волшебник из города «Лексика» поможет им стать счастливыми. Волшебник был очень умным, собрал одни слова в один отряд, дал им название «Синонимы». Но не все слова могли войти сюда. А только какие? Ученики называют правило о синонимах. Рассказывают о роли синонимов в нашей речи.

На слайде дается задание:

Из текста найти синонимы и записать в тетрадь.

Станция « Река Антонимы».

Учитель продолжает сказку. Рассказывает, как волшебник собрал слова другого отряда и дал им название «Антонимы. Но и сюда не все слова могли войти. Помните, какие слова называют антонимами?

Следующее задание – выборочный диктант. Учащиеся пишут только антонимы. Выписав антонимы, дети отгадывают загадки.

Пятая станция « Посёлок Омонимы»

1.Учащиеся отвечают на вопрос: Какие слова называются омонимами?

2.Проводится игра «Кто быстрее?

На слайде даны в столбике слова. Нужно с этими словами составить предложения так, чтобы слова в предложении были омонимами.

Шестая станция « Село Омоформы»

Учитель продолжает сказку.

Дети дают определение омоформам. Выполняют задание. Составляют из слов предложения, чтобы данные слова были в предложении омоформами.

Седьмая станция «Фразеологизмы»

Ученики дают определение фразеологизмам.

На слайде дается небольшая сценка. Дети читают ее. Выписывают слова фразеологизмы в тетрадь. Следующее задание - закончить фразеологизмы.

Путешествие заканчивается. Делается итог. Выставляются оценки. Ученикам дается на дом задание написать сочинение «Весна».

Урок: Тематическая викторина по теме «Прилагательное» в 6 классе

Цели: обобщение знаний учащихся по теме «Прилагательное»;

умение работать коллективно, замечать свои ошибки и ошибки

товарищей; воспитание любви к мокшанскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, ручки, тетради.

Ведется определённая подготовка к уроку. Класс делится на две команды.

Каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана, готовит эмблемы, учит девиз. Перед началом игры выбирается жюри, который будет оценивать ответы команд. За каждый правильный ответ ставится 3 балла.

После вступительного слова учителя начинается представление команд.

Команды занимают свои места, начинается игра.

На слайдах командам даны задания.

Слайд 3. Вступительное слово учителя.

Слайд 4 Задание 1


Задание 1команде Задание 2 команде

Что такое прилагательное? Назовите разряды прилагательных.

Что обозначают качественные прилагательные? Что обозначают относительные прилагательные?

Как образуется сравнительная степень прилагательных? Как образуется превосходная степень прилагательных?

С помощью, каких суффиксов образуются прилагательные? Какой смысл придают прилагательным – ня, -кя,-за,-на суффиксы.

Какие прилагательные называются производными? От каких частей речи образуются прилагательные.

Слайд 4 Задание 2.

Найти из стихотворения С. Самошкина «Белая берёза» найти прилагательные, определить разряд.

Слайд 6 Задание 3

Образовать прилагательные от существительных, подобрать к ним синонимы.

Слайд 7 Задание 4

Перевести прилагательные на русский язык

Слайд 8 Задание 5

Каждой команде даны пословицы. Найти прилагательные. Первой команде поставить прилагательные в сравнительной степени, а второй команде в превосходной степени.

Слайд 9. Задание 6

Дать характеристику с помощью антонимов Игане и Жадному Филе из сказки Ф. Атянина «Сельведь – богатырь».

Физкультминутка.

Слайд 10. Задание 7

Одна команда рассказывает стихотворение, а другая на слух определяет прилагательные.

Слайд 11. Задание 8.

По данным словам вспомнить произведения мокшэрзянских писателей.

Слайд 12. Задание 9

Подняться или спуститься по лестнице, где слова начинаются с букы К.

Слайд13. Задание 10

Найти прилагательные, которые стали существительными.

Слайд 14. Задание 11

Из данных предложений найдите различие у выделенных прилагательных.

Слайд 15. Задание 12

Найти из предложения прилагательные, сделать морфологический разбор.

Все задания рассмотрены, жюри проверяет работы учащихся, подсчитывает баллы. Объявляет результаты. Награждает команды грамотами. Итог урока подводит учитель.


Урок КВН

Тема: « Как ты знаешь мокшанский язык?»

Урок проводится в форме соревнований между двумя командами.

Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов. Каждая команда выбирает название и капитана. На урок приглашается жюри (родители, администрация)

Ход игры.

1.Вступительное слово учителя.

2. Выступление команд.

3. Игра команд.

Слайд 3. Задание 1.

Превратить слово «берёза» (келуть) в слово «дуб» (тумокс), изменив в каждом слове по одной букве. Назвать эти слова.

Слайд 4. Задание 2.

Метограмма :

С буквы К начинается самая ближайшая планета.

С буквы Т начинается самая вкусная еда.

С буквы Л начинается зимняя пора.

С буквы П показывается то, что всегда связано с человеком.

Слайд 5. Задание 3.

На рисунке слайда изображен круг. Все слова существительные состоят из двух слогов и начинаются со слога ка. Дописать нужно существительные. Побеждает та команда, кто быстрее выполнит задание.

Слайд 6.Задание 4.

Запишите числительные 25, 32, 15,10,9,74,100,1992 словами.

Слайд 7. Задание 5.

Отгадайте загадки.

Днём спит, а ночью людей пугает.

Зимой шубка серенькая, а летом рыженькая.

Встаю – поднимается, ложусь - опускается.

У кого уши больше, чем голова.

Физкультминутка.

Слайд 8. Задание 6.

Написать как можно больше слов, где хоть один слог заканчивается на букву й.

Слайд 9. Задание. 7

Найти одушевленные существительные.

Яблоко, черный, выхожу, я, десять, ванды.

Слайд 10. Задание 8.

Составить как можно больше слов в основном склонении в именительном падеже от слова «очки» («сельмованомат»).

Слайд 11. Задание 9.

Какие глаголы спрятались между этими буквами.

Самстямсокамсиземсъргоземсрадомсувамсокоргодомсивомсявомс

Глаголы перевести на русский язык.

Слайд 12. Задание 10.

Какое слово подойдёт к картинкам. (На картинке изображены лапти, сапоги женщины - мордовочки, широкий вышитый пояс).

Все задания рассмотрены, выполнены. Жюри подсчитывает, сколько баллов набирает каждая команда. Объявляет результаты. Награждает команды грамотами.

По мордовскому (мокшанскому) языку с учениками 8-9 класса проводила урок-викторину под названием «В мире грамматики». В организации и проведении уроков-викторины выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Викторина состоит из нескольких конкурсов («Вопрос - ответ», «Составь слово», Весёлая грамматика», «Половинки», «Вертолётина», «Доскажи словечко», «Кто такой», «Фразеологические обороты»).

С учащимися 5-6 классов проводила урок - викторину «Знайте мокшанский язык на оценку «5» по пройденным темам первого полугодия. В викторине участники выполняют следующие конкуры: «Угадайте ребус», «Дополни пословицы и поговорки», «Назовите на рисунке изображенные предметы», «Выбрать правильный вариант ответа на вопрос», «По определению определить, что это?», «Выбор по схеме словосочетания», «Нахождение в предложении обстоятельства», «Подобрать к схеме предложение», «Найти распространённое предложение», «Найти побудительное предложение», «Найти слова, где букв больше чем звуков», «Найти ошибку в переносе слова», «Найти слова, где буква ё обозначает два звука» «Найти ошибку в написании слов с мягким знаком» и т.д.

Такая нетрадиционная форма урока способствует закреплению знаний и умений учащихся, повышается грамотность, развивается интерес к глубокому изучению мордовского (мокшанского) языка, расширяется словарный запас, прививается любовь к родному языку, а главное доставляет учащимся радость от результатов труда.

Нестандартными могут быть отдельные этапы урока. К примеру, нестандартное начало урока, с целью стимулировать творческие поиски учащихся.

1. Словарный (слуховой, зрительный) диктант. Этот диктант проводится в самом начале урока как комментированный, предупредительный, объяснительный, с записью только в тетрадях или на доске.

Положительное в таком начале урока — то, что все дети сразу включаются в учебную работу. Словарный диктант может диктоваться учителем.

2. Разговорная пятиминутка.

Что происходит в мире? Постановка такого вопроса в начале урока дает возможность выйти словеснику на разговор о том, чем живет страна, мир, молодежь. Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. Эти разговорные пятиминутки (так можно их условно назвать), естественно, могут начинаться иначе. Например: Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу «Встреча школьников с учеными». Кто смотрел эту передачу? Хотели бы вы участвовать в такой встрече? Что бы вы спросили у ученых? И т. д. Или: Кто сегодня слушал радиопередачу для детей? Что вам больше всего запомнилось? И т. д.

3. Пятиминутные «разминки». Это своеобразные «разминки» для развития сообразительности. В течение 5 минут нужно ответить на вопрос кратко, точно, с необходимыми объяснениями. За такой ответ ставится «отлично».

Желательно, чтобы отбор пятиминуток был не случаен, а связан с задачами данного или предстоящих уроков, с задачами повторения (возвращения к изученному) и т.д.

Найти соответствующий материал нелегко, его надо систематически собирать из книг по занимательной грамматике, научно-популярной литературы, из журнала «Якстерь тяштеня» т. д. Приведу только несколько примеров (к темам программы, изучаемых в начале года, в конце года).

1. Правописание слов с буквенными сочетаниями дс, дьс, тс, тьс . На наши уроки часто будут приходить два спорщика — Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано кан (дс, ц)а. Речевичок настаивает на буквенном сочетании дс, а Слушок говорит, что надо писать ц. А как вы думаете, ребята? (Аналогичные примеры путса, ведьса, кудса и т. д.)

2. Где вторая половинка слова?

3. Существительное. «Поиграем в прятки» Даются слова: сура, келу, пула,

толга и т.д. Найти спрятавшиеся слова.

4. Существительное. «Умные вопросы».

Какую воду можно принести в решете?

У каких деревьев нет листьев?

Чем заканчивается день и ночь?

В какую посуду не наливают воду?

Под какое дерево спрячется заяц, если пойдёт дождик?

5. Правописание слов с мягким знаком. Кто больше назовет таких слов, где с написанием мягкого знака изменяется смысл слова?» (Слова типа кал-каль, мар-марь, сал - саль, вазня-вазьня и др.)

6. Глагол. «Содасак ли эсь кяльцень». Переведите глаголы с русского языка на мокшанский язык. (Бежать, узнать, ехать, поклониться и т.д.)

Такие «разговорные» формы работы должны проводиться регулярно (хотя бы раз в неделю), чтобы ученики увидели в словеснике человека, который хочет с ними общаться не только по поводу того, что изучается на уроке, но и по поводу того, что происходит в жизни. Детям становится понятно, что учителю хочется говорить с ними, знать их вкусы, склонности, суждения, потому что они, ученики, ему интересны. Но и учитель должен быть интересным собеседником, искренним и уважительным, без этого общение не состоится.

Для развития речи учащихся использую такие формы уроков: как урок сочинение-миниатюра, урок сочинение – описание, урок сочинение по картине, урок сочинение о композиторах и музыкальных произведениях, сочинение о скульпторах и скульптурах. Такие уроки воспитывают любовь к мокшанскому языку, дети научатся слышать красоту звучания языка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенова Роза Петровна

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 523072


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства