Просмотр содержимого документа
«Доклад "Духовно-нравственное воспитание через приобщение к родному языку, культуре, традициям и обычаям народов Республики Башкортостан"»
Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Высшие духовные ценности
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:
индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
Объекты воспитания
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:
Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
В «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан» было отмечено, что национальное образование - это этнокультурная среда, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия, формирование у подрастающего поколения нравственного иммунитета в рамках государственно- общественной системы дошкольного, общего и дополнительного образования.
Приобщение детей к духовной культуре, аккумулирующей в себе многовековой опыт народов Башкортостана, вылившийся в этнопедагогические нормы и правила, способствует решению ряда задач по формированию подрастающего поколения, его морально- этического отношения к своей семье, сверстникам, родному народу и окружающим его этносам. Самобытные этнокультурные традиции - это тот нравственный стержень, без которого немыслимо существование самой национальной школы.
В филиале МОБУ СОШ д.Улукулево ООШ с.Суук-Чишма охват детей, изучающих родной язык, составляет 100 %. И это радует, ведь только через родной язык - язык матери — дети эффективно приобщаются к культуре своего народа, его духовным и нравственным ценностям. Наша школа работает по концепции «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе народной педагогики».
«Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.
В нашей школе, наряду с русским, изучаются родной (чувашский) язык с 1-ого класса, а также башкирский язык (как государственный) и английский язык. Эта работа ведется на основе Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», по которому каждый ребёнок имеет право на обучение на своем родном языке, на изучение своего родного языка.
Язык народа - никогда не увядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живёшь и учишься.
Мы живем в Башкортостане, изучаем башкирский язык, культуру Башкортостана, тем самым обогащаем себя духовно. И родной язык становится основным фактором формирования национально- духовных основ личности.
Изучение родного языка и литературы в школе имеет огромное значение как в познавательном, так и в воспитательном отношении, так как оно связано с конкретными условиями жизни народа, с его бытом и культурой. Приобщение учащихся к национальным традициям родного народа и его идеалам, понимание национального характера и красоты родной природы, освоение богатств языка и норм нравственности своего народа эффективно осуществляются именно через произведения родной литературы. Осваивая эстетическую культуру и богатство языка родного народа, учащиеся открывают для себя путь к глубокому восприятию иноязычной духовной культуры.
Учителя, которые обучают родной язык, стараются пробудить любовь к своему предмету у каждого ученика. Поэтому я (учитель чувашского языка и литературы Петрова А.П.) выбрала тему самообразования «Привитие любви к родному языку на уроках чувашского языка и литературы». Ежегодно дети участвуют в районных олимпиадах, конкурсах. В 2011г. Иванова Надежда, ученица 7 класса, заняла 2 место на районной олимпиаде. Я принимала участие в 11 Межрегиональной конференции в Уфе по теме «Актуальные проблемы диалектологии языков народов России».
-Васильева Л.С., Васильева П.А., Петрова А.П. принимали участие во Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой чувашскому просветителю П.М. Миронову в Уфе.
-Стало традицией участвовать на районной научно-практической конференции. Учащиеся 2-ого класса (Алёшин Д,, Поляков Н., Зайцева Ю.) заняли 1-ое место по теме «Чувашские считалки». Руководитель Степанова Л.А. Они издали сборник с иллюстрациями «Шутлавсем».
-В школе традиционно проводятся декады родного языка, где ставят инсценировки по народным сказкам, проводят вечера, посвященные известным поэтам и писателям. Ежегодно 21 февраля отмечается День родного языка.
- Альбина Петровна выступила с докладами на районных августовских секционных совещаниях (2012г. , 2013г.) Темы докладов: « Изучение родного языка в школе – основа духовного и культурного воспитания школьников», «Рабочая программа по родному языку и литературе в свете ФГОС: содержание, структура, планируемые результаты».
-Альбина Петровна участвовала во Всероссийской научно-практической конференции «Николаевские чтения» (2011г., 2014г.)
- Иванова Н., ученица 7 класса, заняла 1 место в конкурсе «Чувашская красавица» на районном фестивале «Мост дружбы» 2012г. награждена грамотой;
- Меркулова Г. заняла 2 место в конкурсе «Чувашская красавица» на районном фестивале «Мост дружбы» 2013г. награждена грамотой;
- Яковлева М., ученица 9 класса, заняла 1 место на районной олимпиаде по чувашскому языку и литературе (2013г.) награждена Почётной грамотой, принимала участие на республиканской олимпиаде по чувашскому языку и литературе;
- Макаровой О., ученице 8 класса, выдано свидетельство участника в Межрегиональной НПК «Николаевские чтения» (25 марта 2014г.), также 3 место на районной олимпиаде по чувашскому языку 2014 году.
- Ежегодно 25 апреля проходит День чувашской письменности. В этот день чувашские школы участвуют на районном фестивале-встрече «Мост дружбы». На котором активно участвуют учащиеся 5-8 классов. В 2014 году праздник проходил в нашей школе. Где Петрова А.П. провела конкурс
« Илемписем», обучающиеся ООШ с. Суук-Чишма заняли 2 место.
В этом же году провела общешкольное мероприятие « Суукчишминские красавицы», посвящённое Международному женскому дню.
- 3 место на 2 Республиканском молодёжном фестивале эстрадной песни и танца народов Башкортостана « Азамат-2014» в номинации « танец коллективный» в детской возрастной группе.
В ноябре 2015 года была съёмка на телевидение передачи « Это мы» телеканал БСТ.
Открытые уроки родного языка тоже помогают раскрыться душам детей, так как здесь они могут свободно изливать свои сокровенные чувства и мысли на родном языке. Все это, безусловно, важный шаг к воспитанию духовно богатой личности.
Как классный руководитель Альбина Петровна большое внимание уделяет духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, трудовому, этическому и эстетическому, спортивно-оздоровительному воспитанию, формированию сплочённого, дружного коллектива учащихся. Вместе с классом участвуют в школьных конкурсах.
По вопросу изучения родных языков школа тесно сотрудничает с родителями, работниками сельского дома культуры, заведующей историко-культурным центром «Суук-Чишма». Взаимодействие школы с родительской общественностью нацелено на то, чтобы семейное воспитание не находилось в противоречии с задачами, содержанием и направленностью воспитания в учебном процессе, не затрудняло их адаптацию к школьным требованиям и последующую интеграцию в общественную систему. С этой целью проводится целенаправленная работа по изучению и возрождению и широкой пропаганде основ национальной народной педагогики среди родителей, воспитанию у них чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, культуры.
В то же время контингент учащихся в языковом плане не является однородным. Часть детей в школу приходит без всякого знания чувашского языка, изучение чувашского языка в школе они начинают с нуля. Это в основном дети из смешанных и не чувашских семей. На сегодняшний день, к сожалению, родители не видят стимула для развития речи на родном языке. Родители для своего ребёнка выбирают тот язык, на котором можно получить образование, профессию.
Миссия учителей родного языка – сохранить бесценное богатство – язык и культуру своих предков. Для этого учителя активно внедряют современные педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, в учебный процесс.
Большую работу по привитию детям любви к народным традициям выполняет народный ансамбль «Шевле», которым руководит Матвеева С.С. В 2015 году она организовала поездку в г.Чебоксары, на Всероссийский чувашский национальный праздник «Акатуй». Съездили на 125-летний юбилей К.В.Иванова в Белебеевский район с.Слакбашево.
Таким образом, изучение и знание своего родного языка, языка своих родителей, дедов, прадедов обязательно для цивилизованного человека. Во-первых, это обогащает духовный мир ребенка, во- вторых, хорошие знания своего родного языка облегчают изучение других языков, в-третьих, служит сохранению культурных и духовных традиций народа. Ведь сегодня уже очевидно, что знание русского языка не предел, обязательно нужны международные языки Это - требование жизни. О необходимости знания родного языка говорил и Сухомлинский: «Сколько я знаю языков, столько раз я человек, но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты».
«Духовно-нравственное воспитание через приобщение к родному языку, культуре, традициям и обычаям народов Республики Башкортостан»