kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Доброта нужна всем. Этимология. Урок-исследование.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о доброте, о важности доброго отношения к окружающим. Рассматривается вопрос  этимологии данного слова.

Просмотр содержимого документа
«« Доброта нужна всем. Этимология. Урок-исследование.»»

Открытый урок по родному (русскому ) языку в 3 классе

по теме « Доброта нужна всем. Этимология. Урок-исследование.»





1 .Эпиграф к уроку на доске : Мало знать, надо и применять

Мало хотеть, надо и делать.

Вопрос классу : «Что такое эпиграф?» (цитата, высказывание,

которое стоит во главе чего-нибудь, краткое изречение, которое

автор помещает перед произведением).

2.Начнём наш урок. В добрый час, ребята. А вы знаете, что в старину пожелание «в добрый час» говорили не только при прощании и напутствии на какое- либо важное дело, но и в других ситуациях. Раньше люди верили в злых духов, в нечистую силу и выражение «в добрый час» говорили, чтобы себя и других от злых духов. И я вам говорю: «В добрый час, ребята, чтобы наш урок интересно, увлекательно.»

- Как вы думаете,чем мы будем с вами заниматься? (ответы учеников)

- Всё правильно. Великий русский педагог К. Ушинский говорил, что мы должны не только учиться, а учиться добру.

На доске : Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

- Что такое душа?

- Как вы думаете, а у слова есть внутренний мир? А какой он?

Т.о, слово тоже имеет свой внутренний мир, своё содержание.

- Почему Слово – дело великое? (ответы дают ученики).

- Какие бывают слова нам прочитает …… (стихотворение рассказывает ученик) «Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые.

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

3.- Какие пословицы и поговорки вы можете сказать о языке? (ученики вспоминают пословицы и поговорки)

4. Сегодня мы проведём урок – исследование. Тема нашего исследования – слово. Слово не простое, а очень важное. А какое, узнаем чуть позже.

На доске разным мелом написано Д у м о б л р к о с т а

Из уроков ИЗО вы знаете, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите те буквы, которые написаны тёплыми цветами, и составьте из них слово. (Доброта)

- Что же такое доброта? Чтобы узнать всю правду о слове,мы должны узнать историю о его происхождении. А в этом нам поможет наука ЭТИМОЛОГИЯ.

- Кто знает, что такое этимология? ( это наука о происхождении слова, его первоначальное значение). Существует такой словарь, этимологический. Этот словарь можно назвать книгой мудрости.

Слово «добро» является русским и имеет корни ещё в праславянском языке в период 3-5 века нашей эры. Оно раньше имело несколько значений: храбрый, сильный, могучий, плотный, крепкий. Само слово ассоциируется с деревом ДУБ и с него берёт своё начало. А свой современный смысл слово получило после создания «Азбуки». Ведь алфавит создан не просто так, а как некий текст.

А – аз-я, Б – буки – буква, В – веди- знаю, ведаю, Г – глаголь –говорю, Д – добро, Е – есть- существует. И всего было 47 букв.

ДОБРО – буква в славянском алфавите,которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова – добро, добродетель.

-Что значит слово «добрый»? (отзывчивый, расположен душевно к людям, стремится делать другим добро)

- Какие прилагательные можно образовать от слова «доброта»? (ответы учеников)

- Какие синонимы можно подпбрать к слову «доброта»? (ответы учеников)

- Что такое синонимы? Антонимы?

Подобрать антоним к слову «злоба». Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста.

5.На экране выходят задание по пословицам : собрать рассыпавшиеся пословицы. Например, А злое, доброе, калечит, лечит, слово (Доброе слово лечит, а злое – калечит).

6. - Напомните мне, из чего могут состоять слова? (из корня, суффикса, окончания, приставки)

- Давайте выясним, из каких частей состоит наше слово «доброта» (ученик работает у доски, разбирает слово по составу)

- Значит, при помощи чего образовано слово? (суффикс от)

- Какие слова называются однокоренными? (отвечаю ученики)

- Давайте проведём соревнование: чья пара больше придумает родственных слов к слову «доброта» (даётся 2-3 минуты). Например, добрейший, добренький, предобрый и т.д.

Запись на доске : Добро, побеждает, в, всегда, сказке, зло. Предложение рассыпалось, давайте его соберём (один ученик работает у доски).

7.Читается стихотворение «Мы учились доброте» (каждый ученик рассказывает по одному куплету).

8. – Ребята, чему мы сегодня научились? Что мы вспомнили? (этимология, лексика, словообразование).

Сегодня в наш класс вошла доброта. Это произошло благодаря ВАМ, ребятки. Спасибо вам, ребята, за ваш честный, добросовестный труд. Вы очень хорошо поработали на уроке.

Оцените сами же свою работу на уроке, как, на какую оценку, по вашему мнению, вы работали на этом уроке (ученики поднимают заранее полученные ими цветные квадратики. Например, красные – оценка 5, жёлтые – 4, фиолетовые – 3).






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
« Доброта нужна всем. Этимология. Урок-исследование.»

Автор: Садыкова Резеда Расиховна

Дата: 23.09.2019

Номер свидетельства: 520617

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства