Просмотр содержимого документа
«Динамика показателей технической подготовки юных волейболистов.»
Методическая работа
по теме: Диагностика показателей технической подготовки юных волейболистов 12-13 лет.
выполнил: Шаповалов Юрий Алексеевич
тренер-преподаватель по волейболу.
Введение
Технические приемы волейбола относятся к сложно-координационным движениям и поэтому требуют от педагога-тренера тщательной предварительной подготовки. Большинство тренеров в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих педагогов и тренеров, анализ литературных источников. Поток информации, который обрушивается на тренера, весьма разнообразен и противоречив. Перед тренером-педагогом возникает задача правильного выбора и принятия решения, которое бы способствовало росту спортивного мастерства его учеников.
Как отмечают специалисты Ф.А. Иорданская, 1998; Ю.Н. Клещев, 2004; Ю.Д. Железняк, 1998; А.В. Беляев, 2006, Д.Д.Донской, сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого из обучаемых редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности обучаемых.
Следовательно, главной задачей процесса совершенствования технического мастерства является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей юных спортсменов.
Результаты научных исследований и практический опыт показывают, что существует ряд возрастных периодов развития, характеризующихся морфо-функциональными изменениями организма, педагогическое значение таких периодов очевидно. На этом акцентировал внимание еще Л.С. Выготский, предлагая установить определенные сроки обучения с учетом границ критических периодов развития детей. Для теории и практики физического воспитания в проблеме критических периодов представляет особый интерес то, что индивидуум с неодинаковой степенью реагирует на позитивные воздействия, направленные на формирование и развитие его жизненно важных качеств, способностей, навыков и умений. Очевидно, это связано с тем, что в такие периоды организм легче, чем в другие, поддается воздействиям извне, если процессы, происходящие в организме, соответствуют по направленности внешним воздействия.
Актуальность. Для освоения того или иного технического приема юные спортсмены должны достигнуть определенного уровня развития основных, необходимых для данного упражнения физических качеств. Поскольку существует дифференциация упражнений по уровню сложности, то на первый план выдвигается задача точного подбора на каждом этапе обучения сложно-координационных движений, соответствующих данному периоду развития физических качеств учащихся. В этой связи при обучении техническим приемам волейбола возникает необходимость разделения технических приемов по элементам сложности и включение их в обучение согласно этому разделению.
Таким образом, в книгах, пособиях и в методических указаниях в целом еще нет конкретных рекомендаций по различным техническим приемам с учетом возраста занимающихся и сложности изучаемого материала.
Нам представляется, что их дальнейшая разработка должна идти по направлению учета возрастных, морфологических, физиологических особенностей, психологических возможностей школьников; учета национальных и региональных традиций и особенностей физической культуры, состояния материальных баз, профессиональных возможностей учителя физической культуры.
Объект исследования: тренировочный процесс юношей-волейболистов 12 – 13 лет.
Предмет исследования - особенности планирования, организации и нормирования нагрузок при проведении тренировочных занятий волейболом.
Цель исследования – разработать и обосновать методику тренировочных занятий волейболом юношей 12 – 13 лет, соответствующих данному периоду развития физических качеств учащихся и способствующих совершенствованию их технической подготовленности.
Задачи данного исследования:
1. Рассмотреть основы построения учебно-тренировочного занятия.
2. Проанализировать цели, задачи и основное содержание учебно-тренировочного занятия.
3. Определить уровень физической и технической подготовленности.
Методологическую основу исследования составили современные научные представления: о теории и методике физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, 1987-1990; Л.П. Матвеев, 2003; Г.Г. Наталов, 2005; В.Н. Платонов, 2004; Н.И. Пономарев, 1996), программных основах физического воспитания (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988-1992; В.Л. Карпман, 1988; К. Купер, 1989; Б.Х. Ланду, 2004; Е.Г. Мильнер, 1991), особенностях влияния физической культуры на детский организм (Н.Д. Граевская, 2004; В.И. Дубровский, 2002; Г.А. Макарова, 2000-2004), теории и методики спортивных игр, в частности волейбола (А.В. Беляев, 1990-2006; Ю.Д. Железняк, 1991-1998; Ю.Н. Клещев, 1995; Ю.М. Портнов, 1998).
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке программы учебно-тренировочных занятий волейболом с детьми среднего школьного возраста. При этом определены длительность сроков овладения основами выполнения технических приемов.
Теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в дополнении теории и методики учебно-тренировочного процесса сведениями о способах обучения техническим приемам в волейболе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности одновременного решения задач технической и физической подготовки, в выработке конкретных рекомендаций по различным техническим приемам с учетом возраста занимающихся и сложности изучаемого материала.
Результаты исследования применимы в практике работы спортивных секций, а также в школьном учебном процессе.
Методы и организация исследования.
Исследование улучшения технической подготовленности юных волейболистов с использованием методики стимулируемого развития точности движений
Логика нашей дипломной работы обусловила проведение опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 2 группы: экспериментальная (ЭГ)- 16 испытуемых 12-13 лет занимающихся в школьной волейбольной секции ОСОШ №2 п. Орловского, и контрольная (КГ)- 16 испытуемых 12 – 13 лет, занимающихся в ДЮСШ на отделении волейбола п. Орловского. Эксперимент проводился с сентября 2016 года по декабрь 2010 года.
Нами ставилась задача - определить уровень физической и технической подготовленности испытуемых.
Основным методом исследования являлась диагностика физической и технической подготовленности юношей-волейболистов. Осуществлялась она путем использования системы тестов, которые объединены в два блока:
один позволяет определить физическое состояние мышечной системы (силу и силовую выносливость рук, туловища, ног);
другой — состояние технической подготовленности.
Содержание тестов и оценка результатов тестирования оформлены в специальных таблицах
Таблица 1.
Определение уровня физической подготовленности для юношей-волейболистов 12-13 лет
Контрольное упражнение (тест)
Уровень
ДЮСШ
Школа
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
Бег на 30 м, с
5,7
5,6-5,4
5,0
6,3
6,2-5,5
5,0
Бег 92 м, с ( с изменением направления)
28,7
28,6-28,3
28,0
Не проводится
Челночный бег 3х10 м, с
Не проводится
10,0
9,6-9,1
8,8
Прыжки в длину с места, см
170
180-190
200
135
155-175
190
Прыжок вверх с места толчком двух ног, см
40
45
50
30
35
50
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:
Сидя
5,7
5,8-6,0
6,1-6,5
Не проводится
Стоя
10,8
11,0-11,5
12,0-13,0
Подтягивание на высокой перекладине из виса лёжа кол. Раз (М)
Не проводится
4
11-15
19
Уровень физической подготовленности оценивается по результатам всех тестов.
Уровней физической подготовленности и здоровья - 3.
Вот их характеристики:
1-й — низкий,
2-й — средний (переходная зона),
3-й — оптимальный .
1-й уровень - низкий. Сниженный уровень мышечной и функциональных систем. Низкие резервы организма, низкая физическая работоспособность, недостаточная адаптация в условиях неблагоприятных факторов (например, длительное статическое напряжение мышц при умственной работе).
2-й уровень - средний. Уровень мышечной и функциональных систем удовлетворительный. Резервы организма и физиологические показатели близки к норме, но имеет место несовершенный уровень отдельных систем. Физическое развитие организма недостаточное.
3-й уровень - высокий, или оптимальный. Достаточность уровня мышечной и функциональных систем. Резервы организма, работоспособность, адаптация достаточные.
Система упражнений, направленная на совершенствование точности дифференцирования мышечных усилий, включает в свое содержание двигательные задания, требующие разного мышечного напряжения, варьирования объема движений в зависимости от направленности и места тренировочного занятия в системе подготовки волейболистов; изменения темпа и ритма движений и др. Это дает возможность прогнозировать величину прилагаемых мышечных усилий, повышает способность к экстраполяции движений при внезапно возникающей игровой ситуации.
Мышечная система. Тесты 1 - 6.
1.Бег 30 м. - скоростные качества.
2. Бег 92 м. (с изменением направления) - координационные качества.
3. Челночный бег 3х10 м. – координационные качества.
4. Прыжки в длину с места, см - скоростно-силовые качества.
5.Прыжок вверх с места толчком двух ног - скоростно-силовые качества.
6. Метание набивного мяча 1 кг. Из-за головы двумя руками, м. - силовые качества.
7.Подтягивание на высокой перекладине из виса лёжа - силовые качества.
Контроль уровня технической подготовленности предполагает три вида оценки: оценка самой спортивной техники; определение результата, достигнутого благодаря использованию данной техники; оценка эффективности применения техники в соревновательных условиях.
Уровень технической подготовленности планируется в контрольных упражнениях; за основу количественных оценок берётся результат, например, количество случаев достижения мячом цели.
Чтобы определить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагаем выполнять технические приемы игры в волейбол.
Таблица 2.
Определение уровня технической подготовленности юношей- волейболистов 12-13 лет (ЭГ).
№
п.п.
Контрольные упражнения (тест)
Начало
эксперимента
Конец
эксперимента
1
Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4
5
5
2
Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4
3
4
3
Передача сверху у стены, стоя лицом, спиной (чередование)
3
4
4
Подача на точность (верхняя прямая)
3
4
5
Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5
3
3
6
Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1
2
3
7
Приём подачи из зоны 5 в зону 2 на точность
2
3
8
Приём подачи из зоны 6 в зону 3 на точность
4
9
Блокирование одиночное нападающего удара из зоны 4 (2) по диагонали
2
О способностях к овладению тактикой судят по наблюдениям в играх. Такие наблюдения помогают определить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее приобретенные двигательные умения и навыки. По поведению в игре можно судить о развитии у занимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение разных способов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении, преодоление препятствий и т. д.
Используются также подвижные игры, где можно определить быстроту реакции в сочетании с быстротой перемещения и другими действиями: «День и ночь» (зрительные сигналы), «Вызов», «Попробуй унеси», «Невод»; различные варианты игры «Салки»; игры с мячом: «Охотники и утки», «Защита крепости», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Пионербол» (двумя и четырьмя мячами).
Таблица 3.
Первая учебно-тренировочная группа занимающихся на отделении волейбола ДЮСШ (КГ).
№ п.п.
ФИО
Год рождения
Рост
Вес
1
Вадим А.
2004
175
59
2
Андрей Б.
2004
162
42
3
Денис Д.
2004
160
45
4
Денис Г.
2003
168
41
5
.Даниил Д.
2005
164
46
6
Артем М.
2004
155
42
7
Иван М.
2004
160
45
8
Руслан Н.
2003
164
43
9
Лев К.
2003
166
47
10
Алексей П.
2005
154
41
11
Максим П.
2003
168
45
12
Алексей Р.
2004
160
45
13
Иван С.
2004
160
41
14
Игорь С.
2004
160
40
15
Даниил Б.
2004
155
40
16
Константин Ч.
2004
165
42
Таблица 4.
Вторая группа юношей, занимающихся в школьной секции волейбола (ЭГ)
№ п.п.
Ф.И.О.
Год рождения
Рост
Вес
Стаж занятий
1
Сергей С.
2004
159
42
2
2
Сергей Г.
2005
159
40
2
3
Никита Г.
2004
162
41
2
4
Иван Д.
2004
160
45
2
5
Владислав К.
2003
155
46
2
6
Георгий К.
2004
163
42
2
7
Максим К.
2004
165
43
2
8
Владислав К.
2004
155
42
2
9
Дмитрий К.
2004
168
43
2
10
Дмитрий Д.
2004
163
47
2
11
Петр Р.
2004
160
48
2
12
Евгений М.
2005
157
45
2
13
Алексей Н.
2004
166
49
2
14
Даниил Ч.
2005
155
43
2
15
Николай Ш.
2004
160
48
2
16
Дмитрий Ш.
2004
165
50
2
Результаты тестирования физической и технической подготовленности обеих групп мы поместили в таблицы 5,6,7,8,9,10,11,12.
Таблица 5.
Результаты тестирования физической подготовленности на начальном этапе контрольной группы
№ п.п.
Ф.И.О.
Бег 30 м , с.
Бег 92 м , с.
Прыжок в длину с места
Прыжок вверх с места
Метание набивного мяча 1 кг. Из-за головы (сидя)
Метание набивного мяча 1 кг. Из-за головы (стоя)
%
1
Вадим А.
5,3
28,0
210
47
5,8
10,9
100
2
Андрей Б.
5,6
27,9
200
49
5,7
11
100
3
Денис Д.
5,4
28,6
200
49
5,9
11
100
4
Денис Г.
5,5
28,0
210
47
6,0
11
100
5
.Даниил Д.
5,5
28,0
200
47
6,1
11,6
100
6
Артем М.
6,0
28,7
190
46
6,0
11,3
67
7
Иван М.
6,0
28,5
180
45
5,7
11
50
8
Руслан Н.
5,3
28,3
190
47
60
11,3
83
9
Лев К.
5,6
28,1
200
46
6,0
11,9
100
10
Алексей П.
5,4
28,0
205
49
6,2
11,5
100
11
Максим П.
5,5
28,1
200
49
6,1
11
100
12
Алексей Р.
5,8
28,7
190
46
5,7
10,8
67
13
Иван С.
5,6
28,0
200
49
5,5
11,1
83
14
Игорь С.
5,8
29,2
200
49
5,9
11
67
15
Даниил Б.
58,5
28,4
200
48
6,2
11
100
16
Константин Ч.
5,4
28,0
205
49
6,2
11,5
100
Таблица 6.
Результаты тестирования физической подготовленности на конечном этапе контрольной группы
№ п.п.
Ф.И.О.
Бег 30 м , с.
Бег 92 м , с.
Прыжок в длину с места
Прыжок вверх с места
Метание набивного мяча 1 кг. Из-за головы (сидя)
Метание набивного мяча 1 кг. Из-за головы (стоя)
%
1
Вадим А.
5,0
27,8
210
51
65
13,5
100
2
Андрей Б.
5,4
27,3
220
52
6,6
13,8
100
3
Денис Д.
5,1
27,5
210
52
6,5
13,8
100
4
Денис Г.
5,1
26,9
220
50
6,8
14,0
100
5
.Даниил Д.
5,5
27,8
210
53
7,1
14,2
100
6
Артем М.
5,6
28,1
210
50
6,5
13,5
83
7
Иван М.
5,9
28,0
210
48
6,5
13,5
67
8
Руслан Н.
5,5
27,5
215
50
6,6
14,0
100
9
Лев К.
5,5
28,0
215
51
6,9
14,5
100
10
Алексей П.
5,0
27,0
210
50
6,6
13,7
100
11
Максим П.
5,5
27,8
210
53
6,9
14,0
100
12
Алексей Р.
5,6
28,5
210
48
6,5
13,8
67
13
Иван С.
5,3
27,5
210
55
6,5
13,9
100
14
Игорь С.
5,6
29,0
220
53
6,7
13,5
83
15
Даниил Б.
5,2
28,0
210
52
7,0
13,5
100
16
Константин Ч.
5,4
27,3
220
50
7,0
14,3
100
Таблица 9.
Результаты тестирования физической подготовленности экспериментальной группы на начальном этапе.
№ п.п.
Ф.И.О.
Бег 30 м, с
Бег 92 м, с
Прыжок в длину с места
Прыжок вверх с места
Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы (сидя)
Метание набивного мяча 1 кг. из-за головы (стоя)
%
1
Сергей С.
5,6
28,5
150
35
5,0
10,0
33
2
Сергей Г.
5,5
28,6
155
40
5,0
10,5
33
3
Никита Г.
5,7
28,3
150
30
5,2
10,7
33
4
Иван Д.
5,5
28,4
170
40
5,5
11,0
50
5
Владислав К.
5,7
28,5
168
40
5,7
11,0
67
6
Георгий К.
5,8
29,0
160
35
5,7
10,8
33
7
Максим К.
5,3
28,3
175
40
6,0
11,1
67
8
Владислав К.
5,7
28,6
170
35
5,6
10,7
33
9
Дмитрий К.
5,5
28,5
170
35
5,4
10,5
33
10
Дмитрий Д.
5,6
28,3
180
40
5,8
10,7
50
11
Петр Р.
5,8
28,7
175
40
5,7
11,0
50
12
Евгений М.
5,7
28,7
150
30
5,0
10,3
33
13
Алексей Н.
6,0
28,6
160
35
5,3
10,8
33
14
Даниил Ч.
5,7
28,7
170
40
5,7
10,5
50
15
Николай Ш.
5,5
28,3
185
40
5,9
11,0
67
16
Дмитрий Ш.
5,8
28,6
160
35
5,7
11,3
50
Таблица 10.
Результаты физической подготовленности на конечном этапе экспериментальной группы.
№ п.п.
Ф.И.О.
Бег 30 м , с
Бег 92 м , с.
Прыжок в длину с места
Прыжок вверх с места
Метание набивного мяча 1 кг. (сидя)
Метание набивного мяча 1 кг. (стоя)
%
1
Сергей С.
5,3
27,7
175
45
6,5
13,6
67
2
Сергей Г.
5,1
27,8
175
50
6,8
11,3
67
3
Никита Г.
5,4
27,5
170
42
6,1
12,5
33
4
Иван Д.
5,0
27,3
195
50
6,3
13,5
67
5
Владислав К.
5,2
27,9
200
50
7,0
13,8
83
6
Георгий К.
5,3
28,2
190
47
6,2
12,6
17
7
Максим К.
5,0
27,5
205
50
7,3
13,7
83
8
Владислав К.
5,3
27,9
200
45
6,2
13,0
33
9
Дмитрий К.
5,1
27,6
195
45
6,0
13,8
50
10
Дмитрий Д.
5,2
27,5
210
55
6,6
14,2
100
11
Петр Р.
5,3
28,0
200
50
6,9
14,3
83
12
Евгений М.
5,5
28,0
175
45
6,1
13,5
50
13
Алексей Н.
5,4
28,2
185
45
6,5
13,9
50
14
Даниил Ч.
5,3
27,9
190
50
7,3
14,1
83
15
Николай Ш.
5,1
27,6
210
50
7,1
14,5
100
16
Дмитрий Ш.
5,3
27,9
185
45
7,2
14,6
67
. Результаты исследования
В результате проведенных нами исследований были получены следующие данные:
Динамика показателей физической и технической подготовленности на начальном этапе эксперимента
Динамика показателей физической и технической подготовленности на конечном этапе эксперимента.
Исходя из анализа диаграмм видно, что на начальном этапе
исследования экспериментальная группа показала результат по физичес-кой подготовленности 45 %, а по технической подготовленности 36 %, что в два раза ниже физической - 89% и технической - 71% подготовлен-ности контрольной группы.
Наконец исследования мы провели повторное тестирование исходя из данных которых видно, что показатели физической подготовленности у экспериментальной группы увеличились до 60%, а у контрольной группы понизились до 88%; техническая подготовленность у экспериментальной группы увеличилась до 70%, также у контрольной группы увеличилось до 84%.
Исходя из исследований видно, что эффективность данной программы имела положительное влияние на рост физической и технической подготовленности экспериментальной группы и практически не оказала влияние на контрольную группу. Уровень роста физической и технической подготовленности повысился в экспериментальной группе связи с применением в обучении новой для них программы.
Практическая работа по обучению технике игры в волейбол
Техническая и тактически подготовка условно может быть подразделена: на начальную подготовку (обучение технике движений) и подготовку, связанную с совершенствованием технико-тактического мастерства. При этом нужно сказать, что овладение техникой игры и совершенствование технического мастерства идут параллельно с развитием физических способностей волейболиста.
Важный вопрос начальной подготовки - одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучается несколько позже, а блокирование - после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большему разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой подаче и в нападающем ударе).
Кроме того, положительно сказывается на обучении и контроль неоднозначных по своей структуре движений (прием свободно падающего мяча и прием мяча от нападающего удара).
Предпочтительным условием каждого занятия по разучиванию является применение "новинок" в изменяющихся условиях игровой обстановки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения эксперимента можно сделать вывод о том, что динамика показателей технической подготовленности у юношей волейболистов 12-13 лет повышается по средствам овладения ими специальных физических и технических упражнений в совокупности, а также применение в тренировочном занятии разработок направленных на учет возрастных, морфологических и физиологических особенностей занимающихся.
Моделирование процесса развития точности движений в волейболе предоставляет новые возможности для эффективного управления подготовкой юных спортсменов с применением комплекса целенаправленных педагогических воздействий, значительно расширяющих пространство для реализации технического потенциала занимающихся, формированию их творческих способностей, вовлечению в активное совместное творчество и соучастие в организации и проведении учебно-тренировочных занятий.
Разделение технических приемов по элементам сложности и включение их в обучение способствует более эффективному освоению целого упражнения. Творческий подход тренера к обучению по методике разделения целостного упражнения приводит к логическому осмыслению выполнения упражнений и применении их в практической деятельности в занятии волейболом. С учетом индивидуальных способностей каждого занимающегося, и его субъективным восприятием в игровой деятельности.
Литература
1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. - 2002. - N 3. – с. 27 – 34.
2. Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры.- М., 1991.-384 с.
3. Волейбол. Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 1999. -392 с.
4. Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры / под ред. В.С. Хомутского. - М., 2004.
5. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Основные компоненты личностно-ориентированного физкультурного воспитания учащихся начальной школы. - Коломна, 1999. – 267 с.
6. Гончарова Е.Д. Урок волейбола. // Физическая культура в школе. – 2004. -№6. – с. 18 – 22.
7. Грибачёва М.А. Критерии оценки при обучении волейболу. // Физическая культура в школе. -2002. - №2. стр. 8 - 12.
8. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М: Физкультура и спорт, 1995. – 308 с.
9. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы. - М., 2001. – 164 с.
10. Кузин В.В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 2. с. 5 – 11.
11. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. – с.10 – 13
12. Маввидис А., Софиадис Н. Мантис К. Развитие скорости и специфической выносливости у детей 9 лет при использовании краткосрочной программы тренировки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 3. - с. 21 – 25.
13. Малыхина М.В., Протченко Т.А., Полянская Н.В. и др. Личная физическая культура учащихся общеобразовательной школы: проблема отбора содержания. - Коломна, 2005. - 428 с.
14. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. - М., 1999. – 296 с.
15. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 208 с.