Демонстрационный экзамен как инновационная форма оценивания общих и профессиональных компетенций в спо
Демонстрационный экзамен как инновационная форма оценивания общих и профессиональных компетенций в спо
Демонстрационный входит экзамен в структуру итоговой аттестации выпускников колледжей и техникумов. Меняется сложившаяся практика, когда по итогам просто пишется дипломная работа или сдается теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна, но обязательно студент должен продемонстрировать, что он умеет и как он вписывается в те нормативы, которые говорят о том, что он классный специалист международного уровня. Труд специалистов со средним профессиональным образованием является прикладной деятельностью, такой, которую можно продемонстрировать. В первую очередь, экзамены будут введены в колледжах и техникумах, которые обучают 50- ти наиболее востребованным в РФ профессиям.
Сейчас 50 самых востребованных профессий - это зона интенсивного развития среднего профессионального образования, здесь рассматривается все самое новое, и потом это распространится на другие профессии. Демонстрационный экзамен – это оценка результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте, инновационная форма организации практического обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Демонстрационный экзамен как инновационная форма оценивания общих и профессиональных компетенций в спо»
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО
Гаврина И.В.
Брянский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Демонстрационный входит экзамен в структуру итоговой аттестации выпускников колледжей и техникумов. Меняется сложившаяся практика, когда по итогам просто пишется дипломная работа или сдается теоретический экзамен. Да, теоретическая часть нужна, но обязательно студент должен продемонстрировать, что он умеет и как он вписывается в те нормативы, которые говорят о том, что он классный специалист международного уровня. Труд специалистов со средним профессиональным образованием является прикладной деятельностью, такой, которую можно продемонстрировать. В первую очередь, экзамены будут введены в колледжах и техникумах, которые обучают 50- ти наиболее востребованным в РФ профессиям.
Сейчас 50 самых востребованных профессий - это зона интенсивного развития среднего профессионального образования, здесь рассматривается все самое новое, и потом это распространится на другие профессии. Демонстрационный экзамен – это оценка результатов обучения методом наблюдения за выполнением трудовых действий на рабочем месте, инновационная форма организации практического обучения.
Демонстрационный экзамен может стать инновационной формой получения профессионального образования при условии:
- взаимовыгодного сотрудничества компаний и образовательных учреждений;
- уточнения и согласования требований к квалификации (профессиональный стандарт как локальный документ, общие и профессиональные компетенции ФГОС);
- организации обучающего процесса подготовки и проведения демонстрационного экзамена для оценивания и подтверждения квалификации кадров;
- подготовки наставников компаний, членов оценочной комиссии и администраторов демонстрационного экзамена
Методика проведения демонстрационного экзамена и оценки квалификации разработана на основе европейского и финского опыта оценки и признания квалификаций работников компаний.
Признание квалификации основывается на подтверждении работодателем и обществом ценности компетенций (опыта, знаний, умений) работника, сформированных в результате предшествующего обучения и профессиональной деятельности.
Демонстрационный экзамен проводится с целью оценки и подтверждения квалификации кандидата, необходимой для выполнения работ в одной из областей трудовой деятельности. Чтобы полностью оценить компетенции во всех областях трудовой деятельности и в целом подтвердить квалификацию кандидата, демонстрационный экзамен на рабочем месте проводится поэтапно в продолжительный период времени (от недели до месяца).
Сдача демонстрационного экзамена – это реальная работа и деятельность. Демонстрационный экзамен сдается путем демонстрации на практике профессионального мастерства, определенного в базовом учебном плане.
Профессиональное мастерство оценивают специалисты трудовой жизни и образования. В настоящее время перед преподавателями профессионального образования, и не только, стоит проблема повышения интереса студентов и вовлечения их в процесс обучения.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Активизация познавательной деятельности — это двусторонний процесс.
Условия, активизирующие процесс познания, создает, преждев сего, преподаватель, а демонстрирует результат этих усилий — собственно познавательную активность, студент.
Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие - запоминание - сохранение - воспроизведение - интерпретация полученных званий. И именно конечная цепь процесса познания вся, целиком и полностью отражается в проведении демонстрационного экзамена - интерпретация полученных званий.
Традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства, в которых мы успешно используем форму демонстрационного экзамена как один из этапов. Конкурс профессионального мастерства является одной из форм внеурочной работы студентов. Он имеет большое образовательное и воспитательное значение в подготовке квалифицированных кадров, способствует формированию опыта творческой деятельности обучающихся, их самостоятельности. Как уже говорилось выше творческая активность – это и есть наивысшая степень познавательной активности студентов. Именно на демонстрационном экзамене достигается индивидуализация профессионального воспитания обучающегося.
Приоритетной становится деятельность обучающегося с его интересами, способностями, возможностями, перспективами. Конкурс профессионального мастерства – это еще и увлекательное соревнование среди обучающихся, приобщающее их к секретам мастерства и являющееся хорошей проверкой сформированности общих и профессиональных компетенций.
Конкурс существенно повышает качество обучения и приближает его к практической деятельности. Именно на социально-педагогическом уровне обусловлена потребность общества в высококвалифицированных специалистах. На конкурсе демонстрируется профессиональное мастерство, а оценивают его – компетентные специалисты.
Оценка при этом выставляется комплексно: сначала обсуждаются компетенции и критерии, по которым они оцениваются; за выполнением такого задания наблюдают специалисты - жюри, студенты – зрители; проводится собеседование по результатам выполнения задания.
Введение демонстрационного экзамена в конкурс профессионального мастерства чрезвычайно эффективно при наличии заинтересованного работодателя, принимающего участие в оценивании, но самое главное – оказывается огромное влияние на становление будущего специалиста – участника, и на студентов – зрителей. Такой вид конкурсного задания в форме демонстрационного экзамена серьёзно повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте.
Важно то, что сотрудничество с профессионалами, участвующими, как в подготовке конкурса, так и при его оценивании, помогает преподавателям более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения. Для студента преимущества такого опыта очевидны. Он не просто участвует в конкурсе, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Тот, кто побеждает в конкурсе, обязательно делегируется на региональный чемпионат. А это один из ведущих методов повышения познавательной активности студентов, ведь тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве. Не будем скрывать, что и для преподавателей колледжа есть плюсы, ведь мы можем более объективно оценить качествосвоих программ и материально-техническую базу.
Непрерывная совместная работа по корректировке учебного процесса в подготовке конкурса с элементами демонстрационного экзамена, которая позволяет обеспечиватьпостоянное взаимодействие педагогического коллектива и профессионального сообщества в рамках формирования требований к специалистам и программам их обучения, повышают не только статус учебного заведения, но и вовлекают в процесс обучения студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-vsovremennomobrazovanii