kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность учителя по реализации образовательного маршрута обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность учителя по реализации образовательного маршрута обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя по реализации образовательного маршрута обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении»

Деятельность учителя по реализации образовательного маршрута обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного ученика, включающий совокупность учебных предметов (курсов), курсов внеурочной деятельности на основании выбора ученика, дополнительных общеразвивающих программ и мероприятий познавательного характера.

Индивидуальный образовательный маршрут – это последовательность этапов реализации индивидуальной образовательной Программы (плана) с учётом конкретных условий образовательного процесса.

Индивидуализация обучения – это, с одной стороны, организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой стороны – различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Индивидуальный образовательный маршрут не имеет нормативно регламентированной структуры и содержания. Школа самостоятельно определяет компоненты индивидуальной образовательной Программы или индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Способ построения ИОМ характеризует проблемы ученика, склонного к неуспешности в освоении образовательной программы, отражает динамику его учебных достижений и позволяет вовремя корректировать компоненты образовательной деятельности.

Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями обучающегося, а главное – выявленными дефицитами его учебной деятельности.

Основные признаки неуспешности обучающихся

Учитель определяет признаки неуспешности обучающихся в освоении образовательных программ на основе наблюдений, по результатам диагностики отдельных параметров личностного развития, оценки проверочных работ, письменных и устных заданий. К признакам неуспешности обучающихся можно отнести следующие характеристики:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

  • ученик не может воспроизвести определения понятий, терминов, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий; эти признаки проявляются при постановке обучающимся соответствующих вопросов;

  • трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости;

  • слабое состояние здоровья: низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78 % слу-

чаев);

  • несформированность приемов учебной деятельности, универсальных учебных действий; если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки;

  • полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать;

  • недостаточное развитие мотивационной сферы.

Вариативные образовательные маршруты

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ученика должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени.

В классе, как правило, есть обучающиеся, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей. По итогам ВПР и других оценочных процедур выявляются дефициты образовательных результатов. Учитель может объединять обучающихся в соответствующие группы и планировать учебный процесс на основе дифференциации содержания и видов деятельности. Индивидуальные образовательные маршруты могут иметь 4 варианта:

  1. Вариативный образовательный маршрут для обучающихся с опережающими темпами развития.

  2. Вариативный образовательный маршрут для обучающихся с ослабленным здоровьем.

  3. Вариативный образовательный маршрут для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.

  4. Вариативный образовательный маршрут для одаренных обучающихся с различными специальными способностями.



Структура Индивидуального образовательного маршрута

Проектирование индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с низкими образовательными результатами может включать следующие компоненты:

Диагностика. В ходе диагностики определяются стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности, стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, уровень освоения программ. Анализируются результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; уровень мотивации, продукты творческой деятельности, достижения в конкурсах, проектах, соревнованиях.

Целеполагание. На основе анализа диагностики осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. ИОМ разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с обучающимся. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и принуждать.

Содержание образовательного маршрута:

  1. При разработке многопредметной индивидуальной образовательной траектории обучающийся знакомится с тематическими разделами учебных предметов, которые составляют базовые содержательные единицы в освоении учебных программ. Выбор содержательных дидактических единиц обусловлен выявленными дефицитами обучающегося в области метапредметных и предметных результатов.

  2. При разработке монопредметной индивидуальной образовательной траектории обучающийся определяется с тематическими блоками, которые не освоены в полном объеме на базовом уровне и требуют дополнительного времени, способов, технологий освоения учебной программы.

  3. Следующий этап – выбор курсов внеурочной деятельности с позиции содержательной интеграции в предметную область, не освоенную обучающимся на базовом уровне.

  4. ИОМ включает дополнительные общеразвивающие программы, которые выбирает обучающийся на основе своих интересов и увлечений. Педагог может порекомендовать обучающемуся дополнительные общеразвивающие программы, которые сориентированы на восполнение выявленных дефицитов в достижении метапредметных и предметных результатов.

  5. ИОМ предусматривает воспитательный ресурс социализации обучающихся с включением мероприятий, обеспечивающих формирование волевых качеств, коммуникативных умений, регулятивных универсальных действий. Технологии проектно-исследовательской деятельности включают обучающегося в командную работу продуктивной деятельности.

  6. Самообразование может быть компонентом ИОМ на основе цифровых ресурсов, подобранных педагогом.

  7. Педагог-психолог предлагает цикл тренингов для индивидуальной или групповой работы по активизации развития психических процессов познавательной деятельности, дает рекомендации по организации самостоятельной работы в области развития памяти, восприятия, внимания.

Формирование индивидуального плана. Обучающийся вместе с учителем (классным руководителем, педагогом-психологом) составляет матрицу занятий и форм организации разной деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, домашней. Наряду с традиционными формами обучающийся может включать в индивидуальный план дистанционный формат занятий, выполнение проверочных работ или самостоятельных заданий.

Итоговый отчет. Анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося позволяют сделать вывод о положительной динамике в достижении обучающимся индивидуальных образовательных результатов по освоению учебных программ на базовом уровне.

Оптимальный вариант Индивидуального образовательного маршрута обучающегося формируется при интеграции (связанности, согласованности, взаимовлиянии) урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Реализация требований ФГОС общего образования в условиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ ориентирует общеобразовательные организации на достижение широкого спектра результатов в области функциональной грамотности обучающихся, на понимание приоритета формирования метапредметных результатов, общеучебных умений и способов учебной деятельности.

Единый критериальный подход в оценке метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования обеспечивается измерителями ВПР, НИКО, ГИА. Задача общеобразовательных организаций – создать внутреннюю систему оценки качества образования на основе заданных критериев – планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), которые встраиваются в функциональную грамотность обучающихся – интегральный результат качества образования.

Современные оценочные процедуры содержат разные статистические данные для анализа результатов и выявления дефицитов в учебных достижениях обучающихся. В практике учителей расширяются возможности разработки Индивидуального образовательного маршрута по итогам выполнения ВПР. В данном случае акцентируется внимание педагога на оперативной текущей работе с обучающимся по отдельным темам учебного предмета на уроках и в рамках домашнего задания. Формы работы с обучающимся имеют практический характер с подбором дополнительных заданий.

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении детей с низким уровнем учебной мотивации

При выборе способов индивидуального подхода к обучающимся следует:

  1. Опираться на знание их личностных особенностей.

  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

  3. Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  4. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.

  5. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

  6. Исключить замечания с отрицательной эмоциональной окраской. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика, не задевая его личностных качеств.

  7. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Коробенкова Татьяна Вячеславовна

Дата: 14.12.2025

Номер свидетельства: 678991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства