Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя по реализации образовательного маршрута обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении»
Деятельность учителя по реализации образовательного маршрута обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении
Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного ученика, включающий совокупность учебных предметов (курсов), курсов внеурочной деятельности на основании выбора ученика, дополнительных общеразвивающих программ и мероприятий познавательного характера.
Индивидуальный образовательный маршрут – это последовательность этапов реализации индивидуальной образовательной Программы (плана) с учётом конкретных условий образовательного процесса.
Индивидуализация обучения – это, с одной стороны, организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой стороны – различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуальный образовательный маршрут не имеет нормативно регламентированной структуры и содержания. Школа самостоятельно определяет компоненты индивидуальной образовательной Программы или индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Способ построения ИОМ характеризует проблемы ученика, склонного к неуспешности в освоении образовательной программы, отражает динамику его учебных достижений и позволяет вовремя корректировать компоненты образовательной деятельности.
Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями обучающегося, а главное – выявленными дефицитами его учебной деятельности.
Основные признаки неуспешности обучающихся
Учитель определяет признаки неуспешности обучающихся в освоении образовательных программ на основе наблюдений, по результатам диагностики отдельных параметров личностного развития, оценки проверочных работ, письменных и устных заданий. К признакам неуспешности обучающихся можно отнести следующие характеристики:
пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
ученик не может воспроизвести определения понятий, терминов, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий; эти признаки проявляются при постановке обучающимся соответствующих вопросов;
трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости;
слабое состояние здоровья: низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78 % слу-
чаев);
несформированность приемов учебной деятельности, универсальных учебных действий; если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки;
полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать;
недостаточное развитие мотивационной сферы.
Вариативные образовательные маршруты
Способ построения индивидуального образовательного маршрута ученика должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени.
В классе, как правило, есть обучающиеся, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей. По итогам ВПР и других оценочных процедур выявляются дефициты образовательных результатов. Учитель может объединять обучающихся в соответствующие группы и планировать учебный процесс на основе дифференциации содержания и видов деятельности. Индивидуальные образовательные маршруты могут иметь 4 варианта:
Вариативный образовательный маршрут для обучающихся с опережающими темпами развития.
Вариативный образовательный маршрут для обучающихся с ослабленным здоровьем.
Вариативный образовательный маршрут для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.
Вариативный образовательный маршрут для одаренных обучающихся с различными специальными способностями.
Структура Индивидуального образовательного маршрута
Проектирование индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с низкими образовательными результатами может включать следующие компоненты:
Диагностика. В ходе диагностики определяются стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности, стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, уровень освоения программ. Анализируются результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; уровень мотивации, продукты творческой деятельности, достижения в конкурсах, проектах, соревнованиях.
Целеполагание. На основе анализа диагностики осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. ИОМ разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с обучающимся. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и принуждать.
Содержание образовательного маршрута:
При разработке многопредметной индивидуальной образовательной траектории обучающийся знакомится с тематическими разделами учебных предметов, которые составляют базовые содержательные единицы в освоении учебных программ. Выбор содержательных дидактических единиц обусловлен выявленными дефицитами обучающегося в области метапредметных и предметных результатов.
При разработке монопредметной индивидуальной образовательной траектории обучающийся определяется с тематическими блоками, которые не освоены в полном объеме на базовом уровне и требуют дополнительного времени, способов, технологий освоения учебной программы.
Следующий этап – выбор курсов внеурочной деятельности с позиции содержательной интеграции в предметную область, не освоенную обучающимся на базовом уровне.
ИОМ включает дополнительные общеразвивающие программы, которые выбирает обучающийся на основе своих интересов и увлечений. Педагог может порекомендовать обучающемуся дополнительные общеразвивающие программы, которые сориентированы на восполнение выявленных дефицитов в достижении метапредметных и предметных результатов.
ИОМ предусматривает воспитательный ресурс социализации обучающихся с включением мероприятий, обеспечивающих формирование волевых качеств, коммуникативных умений, регулятивных универсальных действий. Технологии проектно-исследовательской деятельности включают обучающегося в командную работу продуктивной деятельности.
Самообразование может быть компонентом ИОМ на основе цифровых ресурсов, подобранных педагогом.
Педагог-психолог предлагает цикл тренингов для индивидуальной или групповой работы по активизации развития психических процессов познавательной деятельности, дает рекомендации по организации самостоятельной работы в области развития памяти, восприятия, внимания.
Формирование индивидуального плана. Обучающийся вместе с учителем (классным руководителем, педагогом-психологом) составляет матрицу занятий и форм организации разной деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, домашней. Наряду с традиционными формами обучающийся может включать в индивидуальный план дистанционный формат занятий, выполнение проверочных работ или самостоятельных заданий.
Итоговый отчет. Анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося позволяют сделать вывод о положительной динамике в достижении обучающимся индивидуальных образовательных результатов по освоению учебных программ на базовом уровне.
Оптимальный вариант Индивидуального образовательного маршрута обучающегося формируется при интеграции (связанности, согласованности, взаимовлиянии) урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Реализация требований ФГОС общего образования в условиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ ориентирует общеобразовательные организации на достижение широкого спектра результатов в области функциональной грамотности обучающихся, на понимание приоритета формирования метапредметных результатов, общеучебных умений и способов учебной деятельности.
Единый критериальный подход в оценке метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования обеспечивается измерителями ВПР, НИКО, ГИА. Задача общеобразовательных организаций – создать внутреннюю систему оценки качества образования на основе заданных критериев – планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных), которые встраиваются в функциональную грамотность обучающихся – интегральный результат качества образования.
Современные оценочные процедуры содержат разные статистические данные для анализа результатов и выявления дефицитов в учебных достижениях обучающихся. В практике учителей расширяются возможности разработки Индивидуального образовательного маршрута по итогам выполнения ВПР. В данном случае акцентируется внимание педагога на оперативной текущей работе с обучающимся по отдельным темам учебного предмета на уроках и в рамках домашнего задания. Формы работы с обучающимся имеют практический характер с подбором дополнительных заданий.
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении детей с низким уровнем учебной мотивации
При выборе способов индивидуального подхода к обучающимся следует:
Опираться на знание их личностных особенностей.
Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
Исключить замечания с отрицательной эмоциональной окраской. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика, не задевая его личностных качеств.
Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.