kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брошюра "Упражнения и задания по корректировке нарушений у детей начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

иммммммммммм рсашысышшшшшшшш пммммммммпппппппппппппп 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Упражнения и задания по корректировке нарушений у детей начальной школы"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОВЕРИЛ преподаватель _____________ «_»________201_г.




Брошюра на тему:

«Упражнения и задания по корректировке нарушений у детей начальной школы»




Выполнила

студентка Ш-31 группы

Кудря Екатерина





Ейск, 2018 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………….…..3

  2. Задания для детей с сенсорными нарушениями…………………..………….4-7

  3. Задания для детей с интеллектуальными нарушениями…………………………...9-10

  4. Задания для детей с нарушением речи……………………………………..11-13

  5. Задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата………………14-15

  6. Список литературы………………………16

Пояснительная записка

Брошюра разработана в помощь педагогам, при организации работы с детьми, имеющими разного рода нарушения.

Материал представлен в доступной форме и направлен на корректировку нарушений у детей младшего школьного возраста.

В брошюре представлены задания на корректировку таких нарушений, как : сенсорные (зрение, слух), интеллектуальные, речи, опорно- двигательного аппарата.






Задания для детей с сенсорными нарушениями

Нарушение зрения

Упражнение №1: «Любопытный»

Описание: Играющие садятся в круг. Один водящий – “любопытный” – становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?

Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.

Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится “любопытным”, а прежний “любопытный” садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.

Упражнение № 2: «Из каких фигур предмет?»

Цель: Развивать внимание, мыслительные операции анализа и синтеза, зрительное восприятие формы, локализацию.

Описание: Ребенку предлагается картина с изображением предмета из геометрических фигур и геометрические фигуры в соответствии с изображением. Ему надо выложить геометрические фигуры в нижние окошки, назвать их и сказать, что они изображают на картинке.

Упражнение № 3«Дополни изображение»

Цель: Развивать мелкую моторику, прослеживающие функции глаз.

Описание: Ребенку предлагается картинка – образец и картинка, на которой некоторые детали образца отсутствуют. Дается задание на дополнение изображения недостающими деталями и разукрашивание его.

Упражнение №4: «Раскрась по образцу»

Цель: Развивать прослеживающие функции глаз, зрительное восприятие цвета, формы и пространства.

Описание: Ребенку предлагается образец – квадрат, разделенный на 9 частей, в которых изображены геометрические фигуры разного цвета – и такой же незаполненный квадрат. 

Задание«Нарисовать в квадрате фигуры и раскрасить их в соответствии с образцом».

Упражнение №5: «Сложи, обведи, нарисуй»

Цель: Развивать зрительное восприятие формы, величины, пространства, мелкую моторику, воображение.

Описание: Ребенку предлагается образец и геометрические фигуры, из которых он в соответствии с образцом выкладывает изображение, обводит его и, закругляя углы, рисует предмет, затем его раскрашивает или штрихует.
























Нарушение слуха

Упражнение №1: «Позови меня как будто ты кто-то…»

Цель: Учить детей определять голос по звукоподражанию.

Описание: Вызванный учителем ребенок, должен отгадать — каким животным издается звук, и узнать по голосу этого ребенка.

Упражнение №2: «Мир звуков».

Цель: Учить детей из многосложного мира звуков выделять отдельные звуки. Развивать внимание, умение детей  вслушиваться  в мир природных звуков.

Описание: Предложить детям послушать шум  леса. Дети вслушиваются  в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум  листьев, пение птиц, жужжание пчел…)

Упражнение №3: «Громко-тихо».

Цель: Коррекция слуха.

Описание: Детям раздают таблички с надписями «громко» и «тихо». Педагог озвучивает шумовые игрушки с разной силой звука. Дети определяют силу звука и поднимают соответствующую табличку.

Упражнение №4: «На что похож этот звук?».

Цель: Развивать у детей вариативность воображаемого образа, слуховую память.

Описание: Учитель включает запись одного из звуков, например, льющейся воды из-под крана. Дети должны дать несколько вариантов ответа: что напоминает им этот звук (бурлящая вода, горный поток, дождь…).

Упражнение №5: «Не ошибись». Цель: Коррекция слуха. Описание: Педагог называет слова (слухо-зрительное восприятие, таблички).Дети произносят обобщающее слово. Слова для использования: заяц, стул, кошка, самолет, щука, шапка, поезд, тарелка и т.п. Например: заяц – животное, щука- рыба и т.д.



Задание для детей с интеллектуальными нарушениями

Упражнение №1: «Классификация предметов».

Описание: Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей, 3, фруктов). Нужно их на три части разложить и объяснить, почему именно так разложил.

Можно использовать и другие картинки-мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие животные, домашние животные. И т.д.

Упражнение № 2: «История в картинках».

Описание: При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.

Упражнение №3: «Положи куда надо».

Цель: Формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Описание: Ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.

Упражнение №4: «Найди свою пару».

Цель: Формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Описание: Педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

Упражнение № 5: «Как это можно использовать?»

Описание: Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать … карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т.п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ-фишка. Выигрывает команда набравшая большее количество фишек.






Задания для детей с нарушениями речи

Упражнение №1: «Далеко и близко»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание: Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким. Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.

Упражнение №2: «Тишина»

Цель: Изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание: Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была     (произносится голосом обычной силы)

тишина, тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)

Вдруг    (сила голоса начинает постепенно нарастать) грохотом   (громче)  грома    (еще громче)

сменилась она.      (громко)

И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы) тихонько       (произносится очень тихо)
Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…
Упражнение №3: «Узнай по интонации»

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики..

Описание: Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох! 

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я - яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

Упражнение № 4: «Выдели слово»

Цель: Научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе. 

Описание: Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом 
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво. Тоже с остальными цифрами.

Упражнение № 5: «Лягушки и кукушки»

Цель: Изменение высоты голоса, автоматизация звука К. 
Описание: Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку (произносится высоким голосом)  кричит кукушка.

Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом), ку – ку (произносим высоким голосом).

Ква –ква  ( произносим низким голосом),   ку – ку ( произносим высоким голосом). 




Задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Упражнение №1: Две «змейки»

Цель: Коррекция позвоночника.

Описание: И. П. – сидя, ладошки напротив друг друга на расстоянии 20 см..

Две змейки ползут вверх, переплетая друг друга.

Упражнение № 2: «Зайка серый умывается»

Описание: Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,

Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем.

Упражнение № 3: «Повтори»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Описание: Изображаем руками

1.Рыбок.

2.Море.

3.Паучка.

4.Чайку.

5.Бабочку.

Упражнение №4: «Мячик на волне»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Описание: И. П. – руки расправлены параллельно полу, чуть согнуты в локтях.

Совершать волнообразные движения с одной руки на другую, перекатывая мячик.

Упражнение №5: «Морская фигура»

Цель: Коррекция осанки.

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются - раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.




Список литературы

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.:ТЦ «Сфера», 2003

2. Источники сети Интернет.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Брошюра "Упражнения и задания по корректировке нарушений у детей начальной школы"

Автор: Кудря Екатерина Эдуардовна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства