«Упражнения и задания по корректировке нарушений у детей начальной школы»
Выполнила
студентка Ш-31 группы
Кудря Екатерина
Ейск, 2018 г.
Содержание:
Пояснительная записка……………….…..3
Задания для детей с сенсорными нарушениями…………………..………….4-7
Задания для детей с интеллектуальными нарушениями…………………………...9-10
Задания для детей с нарушением речи……………………………………..11-13
Задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата………………14-15
Список литературы………………………16
Пояснительная записка
Брошюра разработана в помощь педагогам, при организации работы с детьми, имеющими разного рода нарушения.
Материал представлен в доступной форме и направлен на корректировку нарушений у детей младшего школьного возраста.
В брошюре представлены задания на корректировку таких нарушений, как : сенсорные (зрение, слух), интеллектуальные, речи, опорно- двигательного аппарата.
Задания для детей с сенсорными нарушениями
Нарушение зрения
Упражнение №1: «Любопытный»
Описание: Играющие садятся в круг. Один водящий – “любопытный” – становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?
Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.
Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится “любопытным”, а прежний “любопытный” садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.
Упражнение № 2: «Из каких фигур предмет?»
Цель: Развивать внимание, мыслительные операции анализа и синтеза, зрительное восприятие формы, локализацию.
Описание: Ребенку предлагается картина с изображением предмета из геометрических фигур и геометрические фигуры в соответствии с изображением. Ему надо выложить геометрические фигуры в нижние окошки, назвать их и сказать, что они изображают на картинке.
Упражнение № 3«Дополни изображение»
Цель: Развивать мелкую моторику, прослеживающие функции глаз.
Описание: Ребенку предлагается картинка – образец и картинка, на которой некоторые детали образца отсутствуют. Дается задание на дополнение изображения недостающими деталями и разукрашивание его.
Упражнение №4:«Раскрась по образцу»
Цель: Развивать прослеживающие функции глаз, зрительное восприятие цвета, формы и пространства.
Описание: Ребенку предлагается образец – квадрат, разделенный на 9 частей, в которых изображены геометрические фигуры разного цвета – и такой же незаполненный квадрат.
Задание: «Нарисовать в квадрате фигуры и раскрасить их в соответствии с образцом».
Упражнение №5: «Сложи, обведи, нарисуй»
Цель: Развивать зрительное восприятие формы, величины, пространства, мелкую моторику, воображение.
Описание: Ребенку предлагается образец и геометрические фигуры, из которых он в соответствии с образцом выкладывает изображение, обводит его и, закругляя углы, рисует предмет, затем его раскрашивает или штрихует.
Нарушение слуха
Упражнение №1:«Позови меня как будто ты кто-то…»
Цель: Учить детей определять голос по звукоподражанию.
Описание:Вызванный учителем ребенок, должен отгадать — каким животным издается звук, и узнать по голосу этого ребенка.
Упражнение №2: «Мир звуков».
Цель: Учить детей из многосложного мира звуков выделять отдельные звуки. Развивать внимание, умение детей вслушиваться в мир природных звуков.
Описание:Предложить детям послушать шум леса. Дети вслушиваются в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел…)
Упражнение №3: «Громко-тихо».
Цель: Коррекция слуха.
Описание: Детям раздают таблички с надписями «громко» и «тихо». Педагог озвучивает шумовые игрушки с разной силой звука. Дети определяют силу звука и поднимают соответствующую табличку.
Упражнение №4:«На что похож этот звук?».
Цель: Развивать у детей вариативность воображаемого образа, слуховую память.
Описание: Учитель включает запись одного из звуков, например, льющейся воды из-под крана. Дети должны дать несколько вариантов ответа: что напоминает им этот звук (бурлящая вода, горный поток, дождь…).
Упражнение №5: «Не ошибись».Цель: Коррекция слуха. Описание: Педагог называет слова (слухо-зрительное восприятие, таблички).Дети произносят обобщающее слово. Слова для использования: заяц, стул, кошка, самолет, щука, шапка, поезд, тарелка и т.п. Например: заяц – животное, щука- рыба и т.д.
Задание для детей с интеллектуальными нарушениями
Упражнение №1: «Классификация предметов».
Описание: Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3, овощей, 3, фруктов). Нужно их на три части разложить и объяснить, почему именно так разложил.
Можно использовать и другие картинки-мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие животные, домашние животные. И т.д.
Упражнение № 2: «История в картинках».
Описание: При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
Упражнение №3: «Положи куда надо».
Цель: Формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Описание: Ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.
Упражнение №4: «Найди свою пару».
Цель:Формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Описание:Педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
Упражнение № 5: «Как это можно использовать?»
Описание: Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать … карандаш (кирпич, бумага, ткань, книга, ложка, швабра и т.п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ-фишка. Выигрывает команда набравшая большее количество фишек.
Задания для детей с нарушениями речи
Упражнение №1: «Далеко и близко»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание: Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким. Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Упражнение №2: «Тишина»
Цель: Изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание: Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать) грохотом (громче) грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы) тихонько (произносится очень тихо) Ты слышишь? (произносится тихим голосом) Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы) Закапал по крыше… Упражнение №3: «Узнай по интонации»
Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики..
Описание: Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
Упражнение № 4: «Выдели слово»
Цель: Научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Описание: Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво». Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво. Тоже с остальными цифрами.
Упражнение № 5: «Лягушки и кукушки»
Цель: Изменение высоты голоса, автоматизация звука К. Описание: Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква, ква (произносится низким голосом) урчат лягушки. Ку – ку (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу: Ква – ква (произносим низким голосом), ку – ку (произносим высоким голосом).
Ква –ква ( произносим низким голосом), ку – ку ( произносим высоким голосом).
Задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Упражнение №1: Две «змейки»
Цель: Коррекция позвоночника.
Описание: И. П. – сидя, ладошки напротив друг друга на расстоянии 20 см..
Две змейки ползут вверх, переплетая друг друга.
Упражнение № 2: «Зайка серый умывается»
Описание: Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:
"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.
Вот он вымыл ротик, ушки.
Ах, какой же он послушный!
Не забудет он о лапках -
Их протрет чистейшей тряпкой.
И давай потом скакать -
"Нужно в гости ведь бежать!"
Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем.
Упражнение № 3: «Повтори»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Описание: Изображаем руками
1.Рыбок.
2.Море.
3.Паучка.
4.Чайку.
5.Бабочку.
Упражнение №4: «Мячик на волне»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Описание: И. П. – руки расправлены параллельно полу, чуть согнуты в локтях.
Совершать волнообразные движения с одной руки на другую, перекатывая мячик.
Упражнение №5: «Морская фигура»
Цель: Коррекция осанки.
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются - раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.:ТЦ «Сфера», 2003