kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Беседа «Флотские поверья и легенды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моряка в течение всей его жизни сопровождают самые различные поверья, леген­ды и морские неписаные правила. Причиной возникновения некоторых из них стали дли­тельные пристальные наблюдения мореплавателей за самыми разными явлениями при­роды.

Просмотр содержимого документа
«Беседа «Флотские поверья и легенды»»

Моряка в течение всей его жизни сопровождают самые различные поверья, леген­ды и морские неписаные правила. Причиной возникновения некоторых из них стали дли­тельные пристальные наблюдения мореплавателей за самыми разными явлениями при­роды. Особенно живучи те поверья, которые появились в результате совпадения момента действия скрытых сил природы с каким-либо несчастьем, случившимся на корабле или с самим кораблем. 

Рассказы бывалых морских волков были подобны снежному кому, катящемуся с горы, который обрастал по мере того, как рассказчик добавлял к ним что-то новое, стараясь украсить дополнительными «фактами». В конце концов подобные повествования пре­вращались в своеобразные морские «охотничьи рассказы», где с трудом можно понять, где тут правда, а где чистая выдумка. 

Известно, что многие поверья идут с давних времен. И уж конечно, многие чисто морские таинственные явления природы — водяные смерчи, фосфоресцирующие волны, голос моря, огни свято­го Эльма, ураганные ветры, штормы и тому подобное — не могли не способствовать рож­дению большого числа легенд, вслед за которыми возникали поверья и обычаи, предпи­сывающие, что и как нужно делать моряку, чтобы избежать ужасных последствий этих явлений. 

В Англии, например, до сих пор существует мнение, что выход в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го числа, совершенно немыслим и должен быть под любым предлогом перенесен. Ибо пятница, как гласит предание, день распятия Христа. В конце XVIII века это суеверие настолько сильно распространилось, что английское правительство решило дока­зать абсурдность приметы. Построили корабль под названием «Пятница», который зало­жили в пятницу, спустили на воду тоже в пятницу, выход судна в первый рейс состоялся в пятницу. Но такова ирония судьбы: судно вместе с командой пропало без вести. 

Но не все мореплаватели относили пятницу к несчастливым дням. Например, порту­гальцы и испанцы считали ее благоприятным для отплытия днем, ибо Колумб начал свое первое плавание, во время которого была открыта Америка, именно в пятницу. 

В России роль несчастливого дня ис­стари отводилась понедельнику, да и 13-е число было также не в почете. Эти дни во флоте всегда считались несчастливыми. Нелюбовь к понедельнику и злополучной «чертовой дюжине» сохранилась в сердцах моряков и до наших дней. 

Были и такие, совсем уж нелепые при­меты, как, например, чихание: при отплы­тии на левом борту — признак предстоя­щего кораблекрушения, на правом — уда­ча в плавании. Если моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что не в силах сдержать чиханий, он бегом бросался на правый борт.

С незапамятных времен мореходы стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и маги­ческих средств, призванных уберечь суд­но от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль «испытанным» способом вызвать ветер было его высвис­тывание. У русских моряков и сейчас в ходу пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но свистать надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные заготовленные сви­стки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в край­нем случае. Высвистывали ветер мелодич­ными трелями, повернувшись в ту сторо­ну, откуда ждали его появления. Количе­ством посвистов определялись сила ветра и его продолжительность. Простое бездум­ное посвистывание на судне строго кара­лось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам. Так, например, свистеть во время шторма зна­чило усилить ветер. 

Из многочисленных легенд, родив­шихся в далеком прошлом, есть и легенда о «Летучем голландце». Иной раз и сегод­ня мы узнаем о таинственном бесследном исчезновении судов вместе с их экипажа­ми либо о пропаже всей команды и стран­ствии по волнам безлюдного судна. 

Героем этого интересного средневеко­вого сказания является шкипер голландс­кого парусника Ван Страатен (по другим источникам — Ван дер Декен). Продолжи­тельные сильные ветры не давали ему воз­можности обогнуть мыс Горн. В тяжелых зимних условиях корабль штормовал уже долгое время. И обозленный шкипер по­зволил себе неуважительно отнестись к имени самого Господа Бога. Он заявил, что обогнет мыс Горн, даже если ему придет­ся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство невесть откуда раз­дался страшный громоподобный глас: «Да будет так — плыви!» 

И вот до сей поры старается Ван Стра­атен обогнуть мыс Горн, да все тщетно. Легенда утверждает, что иной раз суда встречают его в море и что это всегда не к добру. 

Многие другие поверья, родившиеся в древности, а также обычаи, связанные с ними, и нынче живы на наших кораблях. Например, праздник Нептуна при пере­ходе экватора. 

Из Кронштадта в первое русское кру­госветное плавание 7 августа 1803 года вышли два небольших парусных шлюпа «Надежда» и «Нева». Ими командовали капитан-лейтенанты Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. Корабли 14 ноября впервые вошли в Южное полушарие. В честь этого события личный состав кораблей надел парадную форму, были подняты стеньговые флаги и произведен салют из орудий обо­их шлюпов. «Ур-р-ра!» — гремело над вол­нами, отсвечивавшими ослепительными солнечными бликами. Затем на флагманс­ком корабле устроили инсценировку: ми­фический морской царь Нептун, сопро­вождаемый красочной свитой, состоящей из телохранителей, русалок, чертей и дру­гих «придворных», медленно и важно ше­ствовал с бака на шканцы, где была пост­роена команда «Надежды». Дул легкий пассат, и корабли лежали в дрейфе в не­скольких метрах друг от друга, чтобы и экипаж «Невы» смог принять участие в торжестве. 

Вид Нептуна был грозен, и мало кто из надеждинцев узнавал в нем своего квар­тирмейстера Павла Курганова - длинная лохматая борода из мочала, такие же лохматые брови закрывали почти все лицо. На голых плечах — мантия из старой паруси­ны. В мускулистой правой руке — громад­ный трезубец, на славу сработанный кора­бельным кузнецом Михаилом Звягиным. 

Черти, перепачканные камбузной са­жей, корчили такие рожи, что все пока­тывались со смеху. Моряки дергали «не­чистую силу» за веревочные хвосты. Шум, крики, хохот раздавались на палубах ко­раблей. 

Важно и невозмутимо Нептун прибли­зился к офицерам, стоявшим поодаль, и, трижды стукнув трезубцем о палубный настил, спросил: «Кто есть капитан суд­на сего? Какие люди и куда путь держат? Как осмелились потревожить меня в цар­ствии моем? ». Вперед выступил высокий худощавый офицер. Почтительно, но с до­стоинствами поклонился: «Сим судном командую я, флота капитан-лейтенант и кавалер Иван Федоров сын Крузенш­терн. Все мы россияне, а путь наш долог и многотруден, потому и просим тебя, грозный владыка морских пучин, даро­вать нам попутного ветра и ниспослать благополучия в плавании». 

Нептун свирепо посмотрел окрест, грохнул трезубцем о палубу и громовым голосом сказал: «Выть по сему!» А затем потребовал от капитана выкуп — бочонок рома для себя и свиты — и приказал всех, кто впервые пересек экватор, подвергнуть морскому крещению. 

С веселым смехом и шутками телох­ранители владыки морского окунули в ку­пели, которые были заранее изготовлены из дерева и запасных парусов, всех участ­ников плавания. Этой процедуре подверг­лись все без исключения, кроме Крузенш­терна и Лисянского, ранее плававших в Южном полушарии на кораблях британ­ского флота.

После этого морской царь поздра­вил экипажи с благополучным перехо­дом в южные владения его царства, раз­решил кораблям следовать далее, пообе­щав на всем маршруте ниспослать им попутного ветра, и затем величаво уда­лился.

Этот веселый морской праздник со времени плавания «Надежды» и «Невы» стал в русском флоте традиционным. 

Тех, кто переходил экватор, как было принято в русском флоте, называли «бывалыми-солеными». Обычно «бывалые» на всю жизнь сохраняли удостоверение, выданное им Нептуном, — доказательство своего морского опыта и гарантию того, чтобы не подвергаться морскому крещению повторно.

Вот примерное содержание такого шутейного удостоверения:

«Всем русалкам, сиренам, змеям, китам, акулам, дельфинам, скатам, пиявкам, крабам, а также и всем многим другим нашим верноподданным. Удостоверяется сим, что (далее следует должность, корабль, звание, фамилия, имя и отчество) признан нами достойным быть сопричисленным к нашим верноподданным бывалым-соленым как пересекший экватор и подвергшийся крещению морской водою с посвящением в орден океанских глубин. Нептун, владыка морей и океанов и морских стихий».

Далее указывались широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность и название судна. Подпись Нептуна скреплялась специально изготовленной на этот случай «гербовой печатью» владыки морей.

Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы — в нулевом градусе, то есть в точке, которая у моряков называется «центром Земли» или «золотой точкой». В эпоху парусного флота моряки, пересекшие экватор в этом месте, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабачках, положив ногу на стол.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Беседа «Флотские поверья и легенды»

Автор: Будайчиев Виталий Кенасович

Дата: 18.10.2018

Номер свидетельства: 481092

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства