Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчества Мышление» (РИТМ) Презентация»
Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическаяначальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.
Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) переработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом и дополнен новыми учебниками (иностранный язык, окружающий мир, физкультура). В состав УМК входят программы, методические пособия, рабочие тетради. Учебные линии по основным предметам обеспечены дидактическими материалами, тестами и комплектами наглядных пособий. Все компоненты УМК интегрированы в единую методическую систему, имеют современный макет, объемный методический аппарат, профессионально исполненные иллюстрации.
В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.
В ходе изучения курса математики учебники включаются в активную самостоятельную и групповую деятельность, важнейшим результатом которой является развитие гибкости, критичности и вариативности их мышления. Методический аппарат предметной линии направлен на развитие логических умений: понимания учебной задачи, самостоятельного планирования своих действий по его решению, выбора для этого оптимальных способов.
Методика, положенная в основу предметных линий по иностранному языку, призвана сформировать у младших школьников элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Принцип диалога культур, реализованный в курсе английского языка, позволяют ребенку плавно войти в иноязычное коммуникативное пространство. Курс немецкого языканаправлен на взаимосвязанное формирование всех видов коммуникативных умений – аудирования, говорения, чтения и письма. Содержание курсов иностранного языка способствует формированию у ребенка ощущения принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу – российской гражданской идентичности.
В предметной линии по окружающему миру осуществляется интеграция естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, что закладывает основы формирования целостной картины мира, решает задачи формирования экологического мышления, культуры здорового и безопасного образа жизни, системы национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающихся на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.
Предметная линия по изобразительному искусству ориентирована на эстетическое развитие личности на основе освоения лучших образцов художественного наследия народов России и мира. Она построена на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и отражает коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.
Эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся при использовании предметной линии по музыке осуществляется через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонично развитой личности. Курс музыки выстроен на широкой интегративной основе с предметами гуманитарно-эстетического цикла. В его основу положен принцип формирования универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
В предметной линии по технологии и физической культуре содержатся неординарные методические приемы формирования необходимых предметных и метапредметных умений, а также качеств личности выпускника начальной школы. Линии практико-ориентированы и представляют широкие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности младших школьников.
УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Учебники, входящие в состав УМК «Классическая начальная школа»:
1. Азбука – О.В. Джежелей.
2. Русский язык – Т.Г. Рамзаева.
3. Литературное чтение.– О.В.Джежелей.
4. Английский язык – В.В. Бужинский, С.В.Павлова, Р.А. Старикова.
5. Немецкий язык – Н.Д. Гальсакова, Н.И. Гез.
6. Математика – Э.И.Александрова.
7. Окружающий мир – Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И. Сивоглазов.
8. Изобразительное искусство – В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.
9. Технология.– Н.А. Малышева, О.Н. Масленикова.
10. Музыка – В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.
11. Физическая культура – Г.И. Погадаев.
Отзывы о программе «Классическая начальная школа»
Отзывов по этой программе практически нет. Можно только отметить, что учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой используют в своей работе многие учителя, считая их одними из самых лучших. При этом большинство этих учителей работают по другим УМК.
Под основной задачей обучения младших школьников авторы комплекта понимают формирование теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения. Но формировать теоретические понятия на «пустом месте» нельзя, так как «пустая голова не мыслит» (П.П. Блонский). Очевидно, что в ходе работы у учащихся будет накапливаться и чувственный опыт, создающий надежную базу для перехода от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению.
В младших классах наряду со знаниями важная роль отводится умениям и навыкам. В процессе обучения они становятся средством развития личности. Именно овладение такими навыками как чтение, письмо, счет становится фундаментом для дальнейшего успешного обучения и является одной из базисных задач данного комплекта. Главный результат обучения авторы видят в формировании способности ученика пользоваться этими знаниями в разных ситуациях.
Поэтому комплект «Классическая начальная школа» дает возможность учителю систематически стимулировать ребенка к самостоятельной деятельности. В учебно-методический комплект входят учебники, рабочие тетради и методические пособия для учителя.
Рабочие тетрадисоставлены в четком соответствии с темами учебников. Они помогут учащимся более полно и глубоко усвоить изучаемое, так как содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Кроме того, использование на уроках и дома тетрадей на печатной основе позволит учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных (с точки достижения планируемых результатов обучения) записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, введены необходимые условные обозначения, детально продуман аппарат ориентировки. Тетради содержат разнообразные задания, позволяющие педагогам грамотно дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления, а всевозможные игры, кроссворды, шарады сделают как домашние, так и школьные занятия более яркими и эмоциональными. В пособия для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и основные методические подходы к изучению программного материала. Учителям дается не только общее представление о содержании изучаемых тем, но и предлагаются оригинальные методические подходы, формы и приемы обучения. В ряде случаев даны краткие сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволит педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.
Система учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» («РИТМ»)предназначена для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Она построена на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Система реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС. Авторы учебников – известные ученые и методисты, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования. Учебно-методический комплект (УМК) «РИТМ» выпускает издательство «Дрофа».
Система учебников «РИТМ» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
Все учебники, кроме «Азбуки» Тимченко Л.И., Кореповой К.Е., Грехневой Г.М. и «Литературного чтения» Грехневой Г.М., Кореповой К.Е. , включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).
Кроме того, ранее УМК «РИТМ» также включал в себя завершенные предметные линии учебников:
- Английский язык «Rainbow English» (2-4 классы). Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.. - Немецкий язык (2-4 классы). Авторы: Гальскова Н.Д., Гез Н.И. - Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы светской этики. Авторы: Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы православной культуры. Авторы: Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы исламской культуры. Авторы: Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы иудейской культуры. Авторы: Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы буддийской культуры. Авторы: Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С.
Все учебники системы «РИТМ» входили в предыдущий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Система учебников «РИТМ» отличается сочетанием современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования. УМК всех предметных линий, образующих комплекс, обеспечивают устойчивую мотивацию младших школьников к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных в ФГОС НОО, формирование универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться и готовности к саморазвитию.
Особенности программы «РИТМ»: - интеграция всех предметов программы начальной школы; - вариативность на всех уровнях; - обширная информационно-образовательная среда; - использование современных образовательных ресурсов.
Основные принципы реализации целей обучения. Каждый ребенок: - должен быть успешен; - включается в активную учебно-познавательную деятельность; - получает возможность раскрыть свою индивидуальность; - учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Информационно-образовательная среда программы «РИТМ» дополняется рабочими тетрадями, мультимедийными приложениями, словарями, дидактическими материалами, тренажерами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц.
Возможность выбора образовательной траектории и единая информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Ранее программа «РИТМ» также включала в себя завершенные предметные линии учебников, которые не вошли в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253): русский язык Ломакович С.В.,Тимченко Л.И., литературное чтение (в том числе обучение грамоте) Джежелей О.В. и математику Александровой Э.И.
УМК «Классическая начальная школа» авторами учебников являются известные методисты и учёные, оказывающие серьёзное влияние на становление современного начального образования (Т.Г. Рамзаева, О.В. Джежелей, Л.И. Тикунова, Э.И. Александрова, В.С.Кузин и другие) дидактическую основу учебных пособий составляют классические принципы дидактики особенностью является органическое соединение традиционной методики с последними достижениями современной психологии и новейшими подходами к решению методических проблем, а также опора на педагогику сотрудничества авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера все учебники нацелены на развитие самостоятельности и в добывании знаний, и в оценке результатов собственной деятельности книги содержат не только индивидуальные, но и коллективные задания, которые учат детей взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою позицию, слушать и понимать товарищей использование тетрадей на печатной основе позволяет учителю регулировать нагрузки опыт практической деятельности способствует формированию теоретических понятий, которые составляют фундамент успешного обучения не только в начальных классах, но и в дальнейшем.