Активизация саморазвития личности учащегося средствами психолого-педагогического сопровождения
Активизация саморазвития личности учащегося средствами психолого-педагогического сопровождения
Стремительные перемены в социально-экономической жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью и собственным развитием. Сегодняшние выпускники школ должны обладать навыками самоорганизации, способностью самостоятельно учиться, умением устанавливать приоритеты в достижении своих вершин (акме), ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения, что предполагает повышение качества основной составляющей процесса обучения – учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация саморазвития личности учащегося средствами психолого-педагогического сопровождения »
Активизация саморазвития личности учащегося
средствами психолого-педагогического
сопровождения
Стремительные перемены в социально-экономической жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью и собственным развитием. Сегодняшние выпускники школ должны обладать навыками самоорганизации, способностью самостоятельно учиться, умением устанавливать приоритеты в достижении своих вершин (акме), ставить оперативные и стратегические цели и добиваться их достижения, что предполагает повышение качества основной составляющей процесса обучения – учебной деятельности.
В этой связи многие вопросы развития личности в образовательном процессе учебного заведения в целом и в учебной деятельности в частности нуждаются в дополнительном исследовании. Необходимость разработки теоретических и организационно-методических основ, способствующих саморазвитию личности учащегося, предопределяется рядом противоречий:
– между существующей в педагогической теории ориентацией на личность учащегося и практикой обучения, в которой недостаточно предоставлены личностные аспекты развития и саморазвития обучаемых как субъектов образовательного процесса;
– между назревшими потребностями современной школы в развитии и саморазвитии личности, активизации ее внутреннего потенциала и отсутствием теоретического обоснования и практического обеспечения процесса саморазвития личности учащегося;
– между новыми условиями, диктуемыми социальной средой и наличным индивидуальным опытом учащихся в организации и осуществлении саморазвития;
– между высокой интенсивностью и сложностью образовательного процесса в школе и отсутствием системности в организации учебной деятельности.
Вышеизложенные противоречия позволяют в целом на теоретико-методологическом уровне определить проблему нашего исследования, которая состоит в поиске условий и адекватных путей проектирования и реализации системы и технологии, обеспечивающих саморазвитие личности учащегося средствами психолого-педагогического сопровождения. Проблема саморазвития личности в учебной деятельности достаточно емка и неоднозначна; ее понятийный базис находится на пересечении исследовательских полей педагогики, философии, психологии, физиологии. В этой связи определяющее значение имеют труды педагогов (Ю. К. Бабанский, Л. Г. Вяткин, В. В. Давыдов, Г. И. Железовская, В. П. Жуковский, В. А. Сластенин, Д. Б. Эльконин) и психологов (Л. С. Выготский, Н. Ф. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн).
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплено достаточно много идей и положений, которые лежат в основе проблемы саморазвития личности. Большое значение имеют работы по теории личности Н. А. Бердяева, П. П. Блонского, Г. Гегеля, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и др. Концептуальные основы проблемы саморазвития личности находим в трудах А. Адлера, Л. С. Выготского, И. Канта, К. А. Левина, А. Маслоу, Е. П. Никитина и др. Несмотря на разносторонность охвата многих вопросов, следует отметить, что проблема саморазвития личности учащегося остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Конструирование в этой связи новых технологических решений будет способствовать расширению и обогащению исследовательского поля педагогической науки и активизировать саморазвитие личности учащегося.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы определяется следующим:
– социальным заказом общества на личность, способную к саморазвитию, актуализации своих возможностей в условиях динамично меняющейся реальности;
– необходимостью создания психолого-педагогических условий и адекватных средств, способствующих саморазвитию личности учащегося.
Представляется необходимым решение следующих задач:
– рассмотреть возможности повышения качества процесса обучения средствами психолого-педагогического сопровождения;
– выявить значение учебных предметов для развития личности, изучить стремление школьников к самоактуализации;
– разработать для педагогов и психологов методические рекомендации по активизации саморазвития личности учащегося.
Главное требование к современному образованию – его гуманистическая ориентация, взгляд на человека как на основную ценность, направленность на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности. В результате образование оказывается акцентированным на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить своё "Я", найти своё место и определить социальную роль в отношениях с внешним миром, активизировать личностное самосозидание.
Движущими силами саморазвития являются внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к сложившимся стереотипам, между старым и новым в жизни человека. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее высшие потребности: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации. Механизмом самоактуализации потребностей является познание; испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных качеств играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой деятельности ученика.
Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника. Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития. Для того, чтобы процессы саморазвития стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
3. Адекватные стиль и методы внешних педагогических воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
В целом под методами осуществления процесса саморазвития следует понимать способы воздействия на самого себя, направленные на самоизменение. К наиболее ярким методам работы над собой мы относим самообразование. Саморазвитие невозможно без определенного уровня знаний о своих психических свойствах, состояний, процессах, а также возможности их контролирования. Это обеспечивает самообразование, под которым следует понимать систематическую самостоятельную учебную деятельность личности. Самообразование – это источник получения знаний. Знания же по своему содержанию разнообразны, они выполняют различные функции. Овладевая ими, личность в то же время формирует себя, собственную жизненную позицию. Главной целью технологии саморазвития личности учащегося является создание условий для перевода развития в саморазвитие, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.
Нами была разработана динамическая трехступенчатая модель активизации саморазвития личности учащегося. Сущность модели состоит в том, чтобы обеспечить активизацию саморазвития личности учащегося как субъекта и творца своего жизненного опыта. Начальный этап – «Могу сам», второй этап – «Могу с другими», завершающий этап – «Могу для других».
Создание психолого-педагогических условий на каждом этапе будет способствовать активизации процесса самоизменения, саморазвития личности учащегося. В ходе исследования выявлялись психолого-педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективность процесса активизации саморазвития личности. Человек сам образует и развивает себя, а педагог и психолог лишь создают условия для образования личности. Возникает необходимость оптимизировать учебный процесс на основе личностно ориентированного педагогического воздействия.
Диагностика уровня способности к саморазвитию проводилась путем выявления значения учебных предметов для развития личности и изучения стремления школьников к самореализации.
Целью первого обследования было определение наличия условий для саморазвития личности, создаваемых средствами преподаваемых предметов.
Школьники должны не просто усваивать учебный материал. На первом месте для учителя должен стоять вопрос, зачем это нужно, что даст им это знание? Как оно может повлиять на личность ученика: что изменится в нем, как он может благодаря этому знанию улучшить себя, а также влиять на окружающий мир, обеспечить его сохранение и одновременно развитие? Как уже на данном этапе максимально включить ученика в решение реальных жизненных проблем, и тем самым уже на этапе обучения дать ему возможность быть созидателем, а не только потребителем.
Личностная значимость каждого изучаемого учебного предмета становится фактором, объединяющим в себе воспитание и обучение как взаимосвязанные компоненты образования, его приоритеты. Образование должно делать человека и мир лучше, способствовать их гармоничному развитию.
Изучение уровня способности личности к саморазвитию определялось у 32 учащихся 9-ых классов МОУ СОШ села Тиинска Мелекесского района, которым был предложен тест-опросник, состоящий из 18 суждений и нескольких вариантов ответа.
Кроме того, была выделена контрольная группа из 30 учащихся других сельских школ района, учеников 8- 9-ых классов. Определялась личностная значимость таких предметов, как русский язык, алгебра, биология, физика, история.
Высокие показатели свидетельствуют о личностной значимости изучаемого предмета для развития личности. Это выражается в том, что благодаря изучаемому материалу ученик начинает лучше понимать окружающий мир, происходящие в мире события и явления, лучше разбираться в людях и самом себе, строить отношения с окружающими. Школьник чувствует себя на занятиях в безопасности, спокойно и непринужденно. Он свободно может высказать свое мнение о происходящем на уроке и задать учителю интересующий вопрос. Учитель всегда оказывает необходимую помощь. Ученик имеет возможность проявить свои способности. По результатам проведенной нами диагностики такая ситуация складывается на уроках биологии, истории и для учащихся экспериментальной группы, и для учащихся контрольной группы.
Низкие результаты свидетельствуют о том, что изучаемый предмет не воспринимается учеником как значимый в плане личностного развития или этот вклад признается незначительным. От школьника требуется лишь знание учебного материала, учителя не интересует его мнение и отношение к изучаемому материалу. По мнению ученика, содержание предмета оторвано от реальности, от проблем, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Изучаемый предмет школьнику не интересен, он не видит смысла в его изучении. Ученик не имеет возможности проявить себя на занятиях, чувствует себя напряженно и скованно, а также не имеет возможности общаться со своими товарищами на уроках русского языка, алгебры и физики.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что преподавание учебных предметов только тогда будет способствовать развитию личности ученика, когда будут учитываться интересы и склонности школьников, создаваться условия для проявления их способностей, когда ребята будут привлекаться к совместной коллективной, творческой деятельности и понимать важность и значимость изучаемого предмета для своей дальнейшей жизни.
Цель второго обследования – определить уровень способности к саморазвитию школьников путем изучения стремления к самоактуализации.
Учащиеся, участвующие в предыдущем обследовании, были опрошены модифицированным вариантом «Самоактуализационного теста», включающим в себя шкалы: «познавательные потребности», «креативность», «самопринятие», «самоуважение» [ ]. По шкале познавательные потребности – количество подростков с высоким уровнем в первой группе (экспериментальной) выше, чем во второй, а со средним уровнем – во второй (контрольной) больше, чем в первой. Большой разрыв мы наблюдаем в результатах по шкале «креативность», уровень развития которой во второй группе гораздо выше, чем в первой. Также различие в результатах мы наблюдаем по уровню развития самопринятия, самоуважения: больше половины подростков второй группы имеют средний уровень развития этих качеств. Этот факт свидетельствует о том, что у части подростков не сформировано принятие себя, отсутствует позитивное отношение к себе как личности вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. У учащихся в недостаточной мере развита вера в себя и в свои возможности.
Речь идет о подростковом возрасте – периоде, когда трудно говорить о наиболее полной сформированности каких-либо личностных характеристик, личностных качеств. Возрастные особенности участников исследования не позволяют говорить о завершенности процесса самоактуализации в целом и по отдельным параметрам.
Учащимся также был предложен тест «Иерархия потребностей» (А. Маслоу), состоящий из 15 утверждений. Определялись доминирующие потребности, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности самовоспитания и самосовершенствования.
Было выявлено, что центральной потребностью подростка является потребность в межличностных связях, в уважении со стороны сверстников. Именно общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростка. Желание иметь друзей, занять определенное место в группе определяют внутреннюю жизнь подростка. В этом возрасте проявляются такие черты, как стремление к общению со сверстниками и твердость в утверждении своей независимости, самостоятельности.
Потребность в самореализации подросток удовлетворяет через борьбу за независимость. Поэтому одна из главных целей в создании условий для саморазвития личности – это запуск мотивационно-потребностного механизма «самости» личности ученика. Необходимо формировать у старшеклассников представления о способах и средствах самовоспитания, оказывать им педагогическую поддержку, развивать способность оценивать свои возможности и способность к сотрудничеству. Формировать целеполагание, развивать умение решать проблемы, выбирать и использовать современные средства и способы их решения.
Активизировать саморазвитие личности учащегося позволяет психолого-педагогическое сопровождение. Это особый вид гуманитарного сопровождения образовательного процесса, где сущностной характеристикой является взаимодействие учащихся, педагогов и психологов, создающих условия для саморазвития, самоактуализации.
Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий саморазвития: развивающей диагностики; тренингов личностного развития и саморазвития; психологического консультирования по проблемам активизации саморазвития.
Совместная деятельность учащихся, педагогов, психологов позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей каждого школьника и саморазвития личности, способной к полноценной реализации себя как части социума.
Нами были разработаны, апробированы авторские программы для педагогов «Повышение эффективности педагогической деятельности и совершенствование педагогического мастерства» и для подростков «Познай себя».
Изучаемые школьниками предметы не всегда способствуют развитию личности ученика или этот вклад совсем незначительный. Многих учителей не интересует мнение ученика, отношение к изучаемому материалу. Нередко содержание предмета далеко от реальности, от трудностей, проблем, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни. Преподавание учебных только тогда будет способствовать развитию личности, когда педагог будет учитывать интересы, склонности школьников, когда будут создаваться условия для активизации саморазвития личности. Ученик должен понимать необходимость изучаемого предмета для его дальнейшей жизни.
Встает вопрос: каким образом в учебном процессе каждый педагог мог бы в рамках преподавания своего предмета содействовать саморазвитию ученика? Как сделать так, чтобы учебный предмет стал для школьников личностно значимым?
Занятия с педагогами, проводимые нами, были направлены на повышение эффективности педагогической деятельности, совершенствование педагогического мастерства, обеспечение активизации саморазвития личности учащихся.
Тренинги для подростков, проводимые нами, были направлены на то, чтобы подросток нашел путь к себе, научился по-настоящему понимать, ценить и любить себя и других, что порождает потребность в саморазвитии, которая актуализируется в процессе работы над собой.
Повторная диагностика развития стремления к самоактуализации, самореализации, саморазвитию проводилась в конце учебного года по окончании проведения циклов занятий с педагогами, направленных на создание условий для развития личности средствами преподаваемых предметов, и тренингов для подростков, активизирующих стремление школьников к самоактуализации, саморазвитию.
По результатам первого обследования – определение личностной значимости учебного предмета как фактора и показателя способности ученика к саморазвитию – низкие показатели в экспериментальной группе были получены по таким предметам, как русский язык – 44%, алгебра – 72%, физика – 47%.
Как показал результат второго тестирования в экспериментальной группе количество учеников с высоким и средним уровнем саморазвития увеличилось. На высокий уровень значимости русского языка указали 32 % учащихся, алгебры – 30 %, физики – 18 %. Средний уровень: русский язык – 48 %, алгебра – 34 %, физика – 62 %; низкий уровень: русский язык – 20 %, алгебра – 36 %, физика – 20 %. В контрольной группе произошли незначительные изменения.
По результатам второго обследования – определение уровня способности к саморазвитию школьников путем изучения стремления к самоактуализации – были получены следующие данные: Высокий
уровень
саморазвития Средний
уровень
саморазвития Низкий
уровень
саморазвития
Экспериментальная группа 22% 59% 19%
Контрольная группа 18% 64% 18%
Второе тестирование по данной методике показало положительную динамику в экспериментальной группе: Высокий
уровень
саморазвития Средний
уровень
саморазвития Низкий
уровень
саморазвития
Экспериментальная группа 30% 62% 8%
Контрольная группа 20% 64% 16%
Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, педагогов. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания, которая приводит к культуре саморазвития личности, создающей предпосылки для самоосуществления, самореализации. Можно сделать соответствующие выводы:
1. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является доминанта постоянного нравственного самосовершенствования.
2. Процессы самопознания и саморазвития будут протекать более эффективно, если личности (на разных этапах её становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения.
Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и области практической деятельности. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Побуждающей силой к самоосмыслению и самопониманию выступают инновационные методы обучения. Гуманистический подход к образованию ставит в центр пе¬дагогики личность ребенка, предполагая разрабатывать конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями саморазвития личности.
Литература
Куликова Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности [Текст] / Л. Н. Куликова. – Хабаровск: ХГПУ, 2001.
Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности [Текст] / Л. В. Куликов // Психология здоровья / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
Лукьянова М. И. Моя профессия – детский психолог [Текст]: практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений / М. И. Лукьянова. – М.: АРКТИ, 2007. – 364 с.
Лукьянова М. И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы [Текст] / М. И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика.-М.: Владос, 2001.
Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики [Текст]: учебное пособие / А. Б.Орлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Практикум по социально-психологическому тренингу [Текст] / под ред. В. А. Михайлова. – 2002.
Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию [Текст] / К. Р. Роджерс / пер. с англ. М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Селевко Г. К. Технология саморазвития личности [Текст] Г.К.Селевко. – Народное образование, 1999.
Хуторской А. В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001.
Шустова И. Ю. Педагогическая поддержка как условие становления готовности к самоанализу старшеклассников [Текст] / И. Ю. Шустова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.