Акмеологический подход в современной системе профессионального образования
Акмеологический подход в современной системе профессионального образования
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий не только в образовательный процесс, но и при разработке содержания и технологий повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения-основного персонала- для решения задач повышения качества образования. И в этой связи особое внимание необходимо уделять процессу непрерывного повышения их профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики, психологии, акмеологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Акмеологический подход в современной системе профессионального образования»
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий не только в образовательный процесс, но и при разработке содержания и технологий повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения-основного персонала- для решения задач повышения качества образования. И в этой связи особое внимание необходимо уделять процессу непрерывного повышения их профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики, психологии, акмеологии.
Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершины профессионализма, творческого долголетия человека [1, с. 108].Акмеология(от др.-греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) — наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии развития. Её создателем явился Н.А. Рыбников.
В 1928 году он предложил использовать этот термин, как науку «о развитии зрелых людей». Затем в середине 20-го века Ананьев определил её в систему наук о человеке. Естественно, что это наука изучает не только достижения человека в период его зрелости, но и то, что привело его к этому. Она буквально определяет, при каких условиях человек сможет достичь максимального развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Изучение этого помогает понять смысл жизни человека Н.В.Кузьмина, на основе понятия продуктивности педагогической деятельности, формирует ряд положений для обоснования педагогической акмеологии: положения о профессионализме, деятельности и личности педагога, о факторах достижения или не достижения вершин профессионализма в педагогическом труде [4, с.752]. В исследовании Л.Ф. Фурси выявлена взаимосвязь уровня самосознания, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности, и творческой самореализации в профессиональной деятельности [2, с.216]. По мнению А. К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев:
-эффективность педагогической деятельности;
устойчивая педагогическая направленность;
понимание ценностных ориентаций профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;
использование гуманистических технологий и способов в трудовой деятельности;
достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом [5,с.43].
Таким образом, акмеологический подход в современной системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование реализации творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов с целью достижения профессиональных успехов.
Преподаватели, мастера производственного обучения, мотивированные на непрерывное совершенствование собственного профессионализма, сталкиваются с состоянием профессионального истощения как закономерного явления, сопровождающего профессионализацию педагога и снижающего ее эффективность. В связи с этим актуальным является разработка средств психолого-педагогической поддержки личностно-
профессионального развития педагога, которая может осуществляться в пространстве повышения квалификации.
Анализ работ, посвященных проблемам повышения квалификации (Т.Ю. Алексашина, В.Г. Воронцова, И.Д. Демакова и других) позволяют сделать вывод о том, что система повышения квалификации может в разной степени влиять на личностно- профессиональное развитие педагогов:
обеспечивать достаточно быстрые его темпы;
определять новые направления;
стимулировать личностно-профессиональное развитие как процесс саморазвития [10, с.22].
Акмеологический подход в процессе повышения квалификации направлен на помощь педагогу в становлении его как субъекта личностно-профессионального развития; способствует осмыслению педагогом проблем собственной профессиональной деятельности, помогает оценивать возможности и пути из разрешения; выявляет и предупреждает состояние профессионального истощения; обеспечивает осознанное включение педагога в процесс повышения квалификации. [6, с.19].
Такой подход реализуется на основании диагностики личностно-профессионального развития педагога, интегральной характеристикой которого является способность педагога быть субъектом этого развития.
Акмеологический подход в процессе повышения квалификации представляет собой комплексную технологию, включающую следующие методы: психодиагностика, представление и анализ профессионального опыта, осмысление профессионального движения, сензитивный и коммуникативный тренинги, овладением методами саморегуляции [9, с.7]
Результатом такого подхода предполагается:
стабилизация психоэмоционального состояния (оно приобретает более позитивную направленность);
развитие навыков рефлексии (выявление собственных затруднений, видение их разрешения);
ориентация на использование собственных ресурсов и возможностей;
актуализация потребности в саморазвитии;
развитие желания оказывать поддержку коллегам.
Литература
Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006, 108 с.
Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? Издательство Института психотерапии, 2003 г., 216 с
Гришина И.В., Шевелев А.М. и др. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. С-Пб.: КАРО. 2006, 63 с.
Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. - Воронеж. 2004, 752 с.
Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж: НПО "МОДЭК". 1996, 43 с.
Маркова А.К. Психология профессионала. М.: Издательство РАГС. 1996, 19 с.
Модель высокого качества Европейского фонда управления качеством. С-Пб. 2002, 167 с.
Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 4
Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. С-Пб.: КАРО. 2003, 7 с.
Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. М.: Новая школа. 2001, 22 с.