kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Акмеологический подход в современной системе профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий  не только в образовательный процесс, но и  при разработке содержания и технологий повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения-основного персонала- для  решения задач повышения качества образования.  И в этой связи особое внимание  необходимо уделять процессу непрерывного повышения их профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики, психологии, акмеологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Акмеологический подход в современной системе профессионального образования»

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. Отбор и структурирование нового содержания профессионального образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий не только в образовательный процесс, но и при разработке содержания и технологий повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения-основного персонала- для решения задач повышения качества образования. И в этой связи особое внимание необходимо уделять процессу непрерывного повышения их профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики, психологии, акмеологии.

Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершины профессионализма, творческого долголетия человека [1, с. 108] .Акмеология (от др.-греч. akme — вершина, др.-греч. logos — учение) — наука о вершинных достижениях человека, являющаяся частью психологии развития. Её создателем явился Н.А. Рыбников.

В 1928 году он предложил использовать этот термин, как науку «о развитии зрелых людей». Затем в середине 20-го века Ананьев определил её в систему наук о человеке. Естественно, что это наука изучает не только достижения человека в период его зрелости, но и то, что привело его к этому. Она буквально определяет, при каких условиях человек сможет достичь максимального развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Изучение этого помогает понять смысл жизни человека Н.В.Кузьмина, на основе понятия продуктивности педагогической деятельности, формирует ряд положений для обоснования педагогической акмеологии: положения о профессионализме, деятельности и личности педагога, о факторах достижения или не достижения вершин профессионализма в педагогическом труде [4, с.752]. В исследовании Л.Ф. Фурси выявлена взаимосвязь уровня самосознания, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности, и творческой самореализации в профессиональной деятельности [2, с.216]. По мнению А. К. Марковой, профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев:

-эффективность педагогической деятельности;

  • устойчивая педагогическая направленность;

  • понимание ценностных ориентаций профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

  • использование гуманистических технологий и способов в трудовой деятельности;

  • достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом [5,с.43].

Таким образом, акмеологический подход в современной системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование реализации творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов с целью достижения профессиональных успехов.

Преподаватели, мастера производственного обучения, мотивированные на непрерывное совершенствование собственного профессионализма, сталкиваются с состоянием профессионального истощения как закономерного явления, сопровождающего профессионализацию педагога и снижающего ее эффективность. В связи с этим актуальным является разработка средств психолого-педагогической поддержки личностно-

профессионального развития педагога, которая может осуществляться в пространстве повышения квалификации.

Анализ работ, посвященных проблемам повышения квалификации (Т.Ю. Алексашина, В.Г. Воронцова, И.Д. Демакова и других) позволяют сделать вывод о том, что система повышения квалификации может в разной степени влиять на личностно- профессиональное развитие педагогов:

    1. обеспечивать достаточно быстрые его темпы;

    2. определять новые направления;

    3. стимулировать личностно-профессиональное развитие как процесс саморазвития [10, с.22].

Акмеологический подход в процессе повышения квалификации направлен на помощь педагогу в становлении его как субъекта личностно-профессионального развития; способствует осмыслению педагогом проблем собственной профессиональной деятельности, помогает оценивать возможности и пути из разрешения; выявляет и предупреждает состояние профессионального истощения; обеспечивает осознанное включение педагога в процесс повышения квалификации. [6, с.19].

Такой подход реализуется на основании диагностики личностно-профессионального развития педагога, интегральной характеристикой которого является способность педагога быть субъектом этого развития.

Акмеологический подход в процессе повышения квалификации представляет собой комплексную технологию, включающую следующие методы: психодиагностика, представление и анализ профессионального опыта, осмысление профессионального движения, сензитивный и коммуникативный тренинги, овладением методами саморегуляции [9, с.7]

Результатом такого подхода предполагается:

      1. стабилизация психоэмоционального состояния (оно приобретает более позитивную направленность);

      2. развитие навыков рефлексии (выявление собственных затруднений, видение их разрешения);

      3. ориентация на использование собственных ресурсов и возможностей;

      4. актуализация потребности в саморазвитии;

      5. развитие желания оказывать поддержку коллегам.

Литература

        1. Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006, 108 с.

        2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? Издательство Института психотерапии, 2003 г., 216 с

        3. Гришина И.В., Шевелев А.М. и др. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. С-Пб.: КАРО. 2006, 63 с.

        4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. - Воронеж. 2004, 752 с.

        5. Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж: НПО "МОДЭК". 1996, 43 с.

        6. Маркова А.К. Психология профессионала. М.: Издательство РАГС. 1996, 19 с.

        7. Модель высокого качества Европейского фонда управления качеством. С-Пб. 2002, 167 с.

        8. Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 4

        9. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. С-Пб.: КАРО. 2003, 7 с.

        10. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. М.: Новая школа. 2001, 22 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Акмеологический подход в современной системе профессионального образования

Автор: Васина Надежда Ивановна

Дата: 31.07.2020

Номер свидетельства: 555229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства