kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

21 февраль-Халыкара туган тел көн

Нажмите, чтобы узнать подробности

21 февраля - Международный День родного языка. Наша Республика - многонациональная республика.Народы здесь живут дружно. Ведется обучение на русском, башкирском языкам. Дети изучают свой родной язык. С целью привития любви, интереса уважения к своему родному языку мы, учителя родных языков, проводим различные мероприятия на родных языках. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«21 февраль-Халыкара туган тел көн»


21 нче февраль – Халык -ара туган тел көне

Тел дигән дәрья бар,

Дәрья төбендә мәрҗән бар.

Белгәннәр чумып алыр,

Белмәгән карап калыр.

Нәкый Исәнбәт

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесмертный – речь.

И.А.Бунин

Татар теле – туган тел,

Безнең газиз булган тел

Әти-әни, әби-бабай

Безне сөя торган тел.

Шәйхи Маннур

1ведущий: Хәерле көн димен барчагызга,

Кояшлы көн телим гөлләргә,

Сөйкемлелек телим яшь кызларга

Ә батырлык сезгә - егетләргә!

2ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались не случайно. По решению ЮНЕСКО именно 21 февраля - Международный день родного языка . Сегодня большой праздник. И в этом зале собрались представители разных национальностей, чтобы воспеть свой родной язык – великий, необъятный, «живой, как жизнь».

1ведущий: 21 февраль – Халыкара туган тел көне. Дөньяда 7000 гә якын тел бар. Шуларның 83е киң таралган. Ә 383 тел бөтенләй юкка чыгарга мөмкин. Мәсәлән Силец Дини телендә 1 кеше, Африка урманнарында яшәүче ючи кабиләсе телендә 5 кеше генә сөйләшә.

2ведущий: Один из постулатов древности гласит: «Врата мудрости никогда не бывают закрытыми». Изучая родной язык, (а у нас в республике, это государственные языки –русский, татарский, а для других национальностей – это чувашский, марийский, мордовский и другие языки), вам, возможно, удастся чуть пошире распахнуть эту таинственную дверь мудрости.

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь,

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов,

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.


1ведущий Татар теле – ЮНЕСКО тарафыннан бөтендөнья халыкара аралашу теле дип саналган 14 телнең берсе. Бу – туган телебез белән горурланырлык мөһим фактор.

Алып баручы: туган тел. Һәркем өчен дә газиз сүз бу. Чөнки иң кадерле, бернәрсә белән дә алыштырылмый торган “әни”, “әти”,”әби”, “бабай” сүзләрен башлап туган телдә әйтәбез. Туган үскән ил-җирнең якынлыгын, Ватанның газизлеген без туган тел ярдәмендә тойганбыз. Шагыйрьләребезнең матур-матур шигырьләрен ятлап, әле дә куанабыз, рухланабыз. (ученица 1б класса Насретдинова Гөлназ читае стихотворение Габдуллы Тукая “Туган тел”)

2 ведущий: Великий татарский поэт Габдулла Тукай понимал, как необходимо для татарского народа приобщение к русской мировой культуре, сближение его с другими народами и их языками.

Нам издавна другом был русский народ.

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину.

Нанизаны словно на нитку одну.

1ведущий Татар халкы элек-электән җырга, моңга гына түгел, биюләргә дә бик оста халык була.

Биюченең итәкләре

Бии, бии кыскара

Биючегә сүз әйтмәгез

Бии-бии остара. (татарский танец)

2ведущий Родные языки множества наций, проживающих у нас в Татарстане «Нанизаны словно на нитку одну». Их цель одна – передать мудрость, накопленную веками – своим потомкам.

СТИХ на чувашском языке

1ведущий Туган җирем – Идел буе,

Һәркемнең бар туган иле

Туган җирем кебек назлы,

Җырдай моңлы татар теле. (ученица 1б класса Валеева Аделина)

2ведущий: Наш родной язык как хлебосольный хозяин радушно распахивает двери перед языками других национальностей, обогащаясь в свою очередь словами и выражениями. Ничто на свете не связано с человеком так прочно как язык. Нет на свете лучше средства общения. Чем лучше ты владеешь родным языком, а также другими языками, тем больше у тебя права называться человеком.

1ведущий Һәр халыкның туган теле – аның мәдәнияте, тарихи көзгесе. Шуңа да телебез сафлыгы, матурлыгы, аһәңлелеге өчен барыбызга да армый-талмый көрәшергә, эшләргә кирәк.

2 ведущий Говоря каждый на своем родном языке, гражданин мира привносит в него что –то свое, собственное, но всегда нужное и полезное.

1-й ученик. Прекрасные мастера слова М. В. Ломоносов, Н.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М. Горький высоко ценили русский язык. А.С.Пушкин писал: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими…»

2- ученик Язда уйнап-уйнап үскән,

Җәйдә буйлап-буйлап үскән,

Көздә уйлап-уйлап үскән

Туган телем канымдадыр! Шәүкәт Галиев

3-й ученик. Достоинствами русского языка вос­хищался К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке четкого выражения»

4-ученик Минем телем-

Меңәрләгән ишләре күк,

Тыйнак тел ул. Р.Фәйзуллин

5-й ученик. В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет язык «великим, могучим, правдивым и свобод­ным» (читается это стихотворение).

6-й ученик. Асыл сүзләреңне, туган телем,

Биреп торчы миңа азга гына.

Бөтенләйгә түгел – вакытлыча,

Тик җитәрлек гомер азагыма. Р.Миңнуллин

7-й ученик. Замечательный писатель А. Н. Толстой, восторгаясь богатством языка, писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью… Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

3-й ученик.

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи—

Выучи русский язык!

1 ведущий Потрогать, увидеть язык нельзя. Но однако, он все-таки есть! Исчезнет он- и мы попросту перестанем понимать друг друга. Язык- это слово, а слова, положенные на музыку становятся песней (ученица 7 б класса Рафикова Альфия)

2 ведущий У каждого из народов нашего края есть свои замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом, Танцы- воплощение души народа, его национальных традиций. РУССКИЙ ТАНЕЦ

1 ведущий: Родной язык. Он впитан с молоком.

Звучит как музыка, нам сердце услаждая

В международный день родного языка

На языке родном тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка.

2 часть

- А сейчас, дорогие ребята, уважаемые гости, мы проведем турнир «Люби и знай родной язык!» У нас определились (участвуют) две команды. Так давайте же покажем, что мы знаем, любим, относимся бережно к родному языку, а еще – умеем работать в команде.

Итак, первый конкурс (тур)

Ведущий. «Жемчужины родного языка» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова М.Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги»

У каждого народа о родном языке созданы пословицы, поговорки.

Ведущий: Задание: предлагается начало пословицы, а вы должны продолжить.

  • Что написано пером- не вырубишь топором.

  • Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.

  • Живое слово дороже мёртвой буквы.

  • Лучше ногой запнуться, чем языком.

  • Язык до Киева доведёт.

  • Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

  • Язык мой- враг мой: прежде ума ( наперёд ума) глаголет.

  • Языком не торопись, а делом не ленись.

  • Много говорено, да мало сказано.

  • Авыз күрке – тел, ... (тел күрке сүз.)

  • Бауның озыны, ... (сүзнең кыскасы яхшы)

  • Әйткән сүз - ... (аткан ук)

  • Яхшы сүз – җан азыгы, ... (яман сүз – баш казыгы)

  • Картларның сүзен ... (янчыкка җый)

  • Сөйдергән дә тел, ... (көйдергән дә тел)

  • Авыздагы сүзгә син хуҗа, ... (авыздан чыккач җил хуҗа)

2 конкурс (тур) Ведущий: Следующее задание будет посложнее.

- Найди пару

Беречь как зеницу ока.

Бездонная бочка.

Волосы встают дыбом.

Взорваться как порох.

Отвечать головой.

Бросать слова на ветер.

Гнаться за двумя зайцами.

Впитать с молоком матери.

Краем уха.

Как гром среди ясного неба.

Искры посыпались из глаз.

Зуд в языке.

Замыкаться в своей скорлупе.

Закинуть удочку.

Закрывать глаза.

Драть шкуру.

Дурной глаз.

Длинный язык.

Держать камень за пазухой.

Взять под свое крылышко.

Күздән утлар күренү

Аяз көнне яшен суккандай

Теле кычыта

Төпсез мичкә

Күз карасы кебек саклау

Сүзне җилгә ташлау

Күкерт кебек кабыну

Чәчләре үрә тора

Канат астына алу

Ана сөте белән кергән

Ике куян артыннан куу

Башың белән җавап бирү

Куенда таш йөртү

Озын телле

Тиресен тунау

Яман күз

Күз йому

Кармак салып карау

Үз кабыгына кереп бикләнү

Колак читем белән

   3 конкурс (тур) О красоте и богатстве языка высказывались многие мудрецы, государственные деятели, писатели. А знаете ли вы? (УГАДАЙТЕ цитату)

1) И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле (Г.Тукай)

2) И минем җандай кадерлем

И җылы, тере телем! (Х.Туфан)

3) Татарча да яхшы бел,

Русча да яхшы бел,

Икесе дә безнең өчен

Бик кирәкле, затлы тел. (Шәйхи Маннур)

4 конкурс  «Занимательно о русском языке»

          Русский язык- это не сухая наука, хотя и серьёзная. Однако и о серьёзном можно говорить с элементами шутки, занимательности. Предлагаем вам различные загадки, которые продемонстрируют вам, как богат, выразителен и интересен русский язык.

   Отгадайте шуточные загадки:

  • Что стоит посредине земли? ( буква «м»)

  • Что находится в начале книги? ( Буква «к»)

  • Что мы слышим в начале урока? ( Букву «у»)

  • В каком слове буква «я» находится 7 раз? («семья)

  • В каком слове 40 гласных? (сорока)

  • Какие два местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)

  • Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

  • Какой корень в слове «вынуть» (нет корня)

А теперь предлагаем отгадать метаграммы. Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

  • Меня в сказке вы отыщите,

Я в сказке Пушкина герой.

Но Л на Н лишь замените,-

Сибирской стану я рекой. ( Елисей – Енисей)

  • Когда я с Т, на мне плывут.

Когда я с Д, меня сорвут. ( Плот – плод)

  • С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С П – от вас не утаю-

Тоже в школе я стою. ( Карта- парта)

А сейчас попробуйте отгадать шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

  • На первом стоит часовой

Второе в лесу зеленеет.

На целое, только стемнеет,

Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (Пост- ель)

  • Первое –нота, второе – тоже,

А целое- на горох похоже. (фа- соль)

  • Первый слог – китайский напиток,

Второй – название буквы,

А целое – птица.( Чай-ка)

Теперь сыграем в такую игру: я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово, например: Анна –ванна.

  • Рот ( крот)

  • Ель (мель)

  • Вал (овал)

  • Игры ( тигры)

  • Лён ( клён)

  • Ров( кров)

  • Том(атом)

  • Лень( олень)

  • Рубка ( трубка)

  • Кол (укол)

Ведущий. Итог.

Надеемся, что сегодняшняя встреча с «великим и могучим» русским языком подтолкнёт нас к серьёзному изучению родного языка, чтобы в наших «умелых руках» он был в «состоянии совершать чудеса».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
21 февраль-Халыкара туган тел көн

Автор: Халикова Лариса Финатовна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393137


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства