Здоровьесберегающие технологии на уроках СБО и трудового обучения
Здоровьесберегающие технологии на уроках СБО и трудового обучения
Цель: Обеспечить ушольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках СБО и трудового обучения»
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА И СБО
Девять десятых нашего счастья
зависит от здоровья.
Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий
счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Здоровьесберегающие технологии предполагают не только сохранение, но и формирование, укрепление здоровья учеников, воспитание у них культуры здоровья, охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своём здоровье и о здоровье своих учащихся.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, развивать способности ребенка: его ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающая технология это:
условия обучения ребенка в школе
рациональная организация учебного процесса
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
1. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Гигиенические условия в кабинетах: СБО и с\х труда
1.1 Температура и свежесть воздуха, озеленение мастерской
1.2 Рациональность освещения класса и доски
1 . 3 Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
1.4 Чистота и уют в классе;
1.5 Личная гигиена (мытьё рук и внешний вид);
1.6 Парты и стулья по росту учащихся (величина стола);
1.7 Правильная осанка (положение корпуса, рук, ног);
1.8 Освещение в мастерской;
1.9 Организация питьевого режима;
1.10 Обеспечение учащихся спецодеждой.
2. Схема «Требования и нормы к урокам»:
2.1 Техника безопасности
2.2 Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока.
2 . З Чередование различных видов заданий (статистических и динамических; словесных, наглядных, аудиовизуальных, самостоятельной работы и др.)
3 . Психологический микроклимат на уроке, наличие на уроке эмоциональных разрядок (шуток, загадок и т.д.)
4 .Физкультминутки и физкультпаузы
упражнения для снятия общего и локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также важен эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
5 . Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности (интереса к знаниям, радость от активности, интерес к изучаемому материалу, организация выставок образцов готовых изделий, детских работ и т.д.)
6 .Творческий подход к обучению
Творческие проектына уроках СБО
Творческие проекты по изготовлению изделий из теста
Творческие проекты на уроках сельскохозяйственного труда:
7 . Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; а также использование музыкального сопровождения во время практической работы на уроках с\х труда и СБО.
8. Демонстрационный материал и пособия (операционные карты, предметные и технологические карты, индивидуальные карточки –задания должны быть читаемыми, доступными, крупными, интересными, яркими, чтобы было интересно читать и рассматривать.
9 . Момент наступления утомления учащихся, снижение их учебной активности. (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
10 .Воспитание у учащихся
культуры здоровья
На уроках СБО включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
В 5-9 классах изучаются темы :
«Личная гигиена»
«Питание»
«Семья и здоровье»
«Одежда и обувь»
Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
Список использованных материалов
Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319
Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа»,2006, № 8. С. 105
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.