kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великий чувашский просветитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о чувашском просветителе И.Я.Яковлеве. Жизнь и творчество ученого.

Просмотр содержимого документа
«Великий чувашский просветитель»

Я никогда не гонялся за чинами, окладами, по-вышениями, отличиями, а оставался всегда верен лишь делу образования родного мне народа - делу, в котором сознавал себя и способным и полезным, а отчасти и незаменимым.  Могу сказать с чистой совестью по отношению к Родине и родному мне народу, что…лучшую часть жизни отдав делу народного просвеще-ния… я остался до конца верен моим заветным идеалам юности. Много ли найдется в России та-ких счастливцев, которые, положа руку на сердце, повторили бы за мной то же самое?  И. Я. Яковлев

Я никогда не гонялся за чинами, окладами, по-вышениями, отличиями, а оставался всегда верен лишь делу образования родного мне народа - делу, в котором сознавал себя и способным и полезным, а отчасти и незаменимым.

Могу сказать с чистой совестью по отношению к Родине и родному мне народу, что…лучшую часть жизни отдав делу народного просвеще-ния… я остался до конца верен моим заветным идеалам юности. Много ли найдется в России та-ких счастливцев, которые, положа руку на сердце, повторили бы за мной то же самое?

И. Я. Яковлев

И. Я. Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). Мать умерла через три дня после рождения сына. Ваню усыновил крестьянин той же деревни Пахом Кириллов.  До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти.

И. Я. Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). Мать умерла через три дня после рождения сына. Ваню усыновил крестьянин той же деревни Пахом Кириллов.

До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти.

Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище в село Бурундуки. Обучение велось на русском языке и поэтому тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, чистописание, четыре правила арифметики, священное писание. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых – русских крестьян, которые приняли участие в его судьбе и отнеслись как к родному.

Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище в село Бурундуки. Обучение велось на русском языке и поэтому тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, чистописание, четыре правила арифметики, священное писание. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых – русских крестьян, которые приняли участие в его судьбе и отнеслись как к родному.

5 сентября 1860 года Яковлев неожиданно для себя оказался в землемерно-таксаторских классах, где изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы.  В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора.  Как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.

5 сентября 1860 года Яковлев неожиданно для себя оказался в землемерно-таксаторских классах, где изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы.

В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора.

Как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.

За время службы жалоб на него не было. Вос-питанный с детства в труде, он привык все делать честно, четко и обстоятельно.  Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам. Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих но-ги, последствия остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск, где он продолжает работать чертежником. Здесь Яковлев возобновил посещения дома Раевских и стал думать о посещении учебы уже в гимназии. И Яковлев уволился.

За время службы жалоб на него не было. Вос-питанный с детства в труде, он привык все делать честно, четко и обстоятельно.

Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам. Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих но-ги, последствия остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск, где он продолжает работать чертежником. Здесь Яковлев возобновил посещения дома Раевских и стал думать о посещении учебы уже в гимназии. И Яковлев уволился.

С тремясь к образованию, Яковлев задумывал-ся и о судьбе родного народа, он понял необхо-димость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством приобщения должны были стать родной язык и национальная письменность.  В 1867 году И. Я. Яковлев поступил в Симбир-скую мужскую гимназию. В годы учений он выс-тупал со статьями по просвещению чувашей, с рецензиями на учебники и учебные пособия. Все чаще его стала волновать идея обучения нерус-ских детей. Обучаясь в гимназии, он становится одновременно и учителем – в Симбирске откры-вает частную школу. К этому времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои сред-ства нескольких чувашских мальчиков и готовит их к учительской деятельности.

С тремясь к образованию, Яковлев задумывал-ся и о судьбе родного народа, он понял необхо-димость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством приобщения должны были стать родной язык и национальная письменность.

В 1867 году И. Я. Яковлев поступил в Симбир-скую мужскую гимназию. В годы учений он выс-тупал со статьями по просвещению чувашей, с рецензиями на учебники и учебные пособия. Все чаще его стала волновать идея обучения нерус-ских детей. Обучаясь в гимназии, он становится одновременно и учителем – в Симбирске откры-вает частную школу. К этому времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои сред-ства нескольких чувашских мальчиков и готовит их к учительской деятельности.

Пробовал свое перо молодой гимназист и в стихах. Энергию живого эмоционального слова Яковлев глубоко почувствовал при создании первого чувашского букваря, а также книг для чтения. В них Яковлев включил небольшие рас-сказы и назидательные притчи. Для него глав-ным было нравственно-этическая и воспитатель-ная направленность. Опытный педагог идет от простого к сложному: коротенькие рассказы призваны развить у маленьких наблюдатель-ность, любознательность, раскрывать перед ними те или иные стороны бытовой жизни, объяснить суть и тайны природных явлений.

Пробовал свое перо молодой гимназист и в стихах. Энергию живого эмоционального слова Яковлев глубоко почувствовал при создании первого чувашского букваря, а также книг для чтения. В них Яковлев включил небольшие рас-сказы и назидательные притчи. Для него глав-ным было нравственно-этическая и воспитатель-ная направленность. Опытный педагог идет от простого к сложному: коротенькие рассказы призваны развить у маленьких наблюдатель-ность, любознательность, раскрывать перед ними те или иные стороны бытовой жизни, объяснить суть и тайны природных явлений.

Яковлев окончил гимназию в июне 1870 года первым учеником.  25 июня состоялось вручение аттестатов и медалей, золотой был награжден «Яковлев – сын крестьянина из чуваш».

Яковлев окончил гимназию в июне 1870 года первым учеником.

25 июня состоялось вручение аттестатов и медалей, золотой был награжден «Яковлев – сын крестьянина из чуваш».

И. Я. Яковлев поехал в Казань для поступления в университет на филологический факультет. Он занимался упорно, давал частные уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской словесности» была предложена как основа для написания кандидат-ской диссертации. В мае 1875 года студент Яков-лев успешно сдает экзамены. Ему разрешили предоставить работу для получения степени кандидата. Вернувшись в Симбирск, Яковлев активно включается в работу. В его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской диссер-тации. Вот почему в университете ему пришлось учиться 5 лет, вместо 4-х, пожертвовав один год историческому делу – созданию алфавита, букваря и национальной школы.

И. Я. Яковлев поехал в Казань для поступления в университет на филологический факультет. Он занимался упорно, давал частные уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской словесности» была предложена как основа для написания кандидат-ской диссертации. В мае 1875 года студент Яков-лев успешно сдает экзамены. Ему разрешили предоставить работу для получения степени кандидата. Вернувшись в Симбирск, Яковлев активно включается в работу. В его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской диссер-тации. Вот почему в университете ему пришлось учиться 5 лет, вместо 4-х, пожертвовав один год историческому делу – созданию алфавита, букваря и национальной школы.

28 августа 1875 года его назначили инспекто-ром чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет, а 1872 – одобрило создание ново-го алфавита, а изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба письменности зависела уже от самого народа.

28 августа 1875 года его назначили инспекто-ром чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет, а 1872 – одобрило создание ново-го алфавита, а изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба письменности зависела уже от самого народа.

Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чуваш-ской школы в Симбирске. Его учебная программа постоянно обновляется, включаются новые пред-меты, большое место отводится практическим занятиям учащихся. С 1877 года школа называ-лась Симбирской центральной, а с 1890 года – учительской. Здесь будущие учителя изучали Закон Божий, языки, историю, географию и мате-матику ремесла. Серьезное внимание уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков.

Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чуваш-ской школы в Симбирске. Его учебная программа постоянно обновляется, включаются новые пред-меты, большое место отводится практическим занятиям учащихся. С 1877 года школа называ-лась Симбирской центральной, а с 1890 года – учительской. Здесь будущие учителя изучали Закон Божий, языки, историю, географию и мате-матику ремесла. Серьезное внимание уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков.

В 1878 году Яковлев поднял вопрос об органи-зации при Симбирской чувашской школе жен-ского отделения с курсами двухклассного учи-лища. Министерство не дало согласия из-за отсутствия средств, но Яковлев все равно начал набирать девушек в будущее женское училище, заведовать которым он поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой – при-емной дочери профессора Н. И. Ильминского. Она была наставницей, воспитательницей и впервые 10 лет существования школы – единственной учительницей, бесплатно неся бескорыстную службу.

В 1878 году Яковлев поднял вопрос об органи-зации при Симбирской чувашской школе жен-ского отделения с курсами двухклассного учи-лища. Министерство не дало согласия из-за отсутствия средств, но Яковлев все равно начал набирать девушек в будущее женское училище, заведовать которым он поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой – при-емной дочери профессора Н. И. Ильминского. Она была наставницей, воспитательницей и впервые 10 лет существования школы – единственной учительницей, бесплатно неся бескорыстную службу.

В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе муж-ское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Эти школы царское правительство поддерживать не спешило.  При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды, ферма. Все это укрепляло её материальную базу. Школа занимала одно из первых мест в Казан-ском учебном округе по прилежанию, успеваемос-ти. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди её воспитанников – К.В. Иванов, Н.В. Шубоссинни, Н.М. Охотников и многие другие.

В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе муж-ское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Эти школы царское правительство поддерживать не спешило.

При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды, ферма. Все это укрепляло её материальную базу. Школа занимала одно из первых мест в Казан-ском учебном округе по прилежанию, успеваемос-ти. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди её воспитанников – К.В. Иванов, Н.В. Шубоссинни, Н.М. Охотников и многие другие.

В 1920 году на базе школы возник институт народного образования – первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я. Яковлева и его школы.

В 1920 году на базе школы возник институт народного образования – первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я. Яковлева и его школы.

За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868-1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учеб-ного округа (1875-1903) Яковлев открыл и пре-образовал множество сельских школ, создал  14 приходов. Он выпустил более 1400 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры.

За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868-1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учеб-ного округа (1875-1903) Яковлев открыл и пре-образовал множество сельских школ, создал

14 приходов. Он выпустил более 1400 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры.

Подводя итоги своей полувековой деятельности по прос-вещению чувашей, вынужденный оставить должность руководителя Симбирской чувашской учительской школы, Яковлев не перестает думать о судьбе, будущем чуваш-ского народа, его языке и культуре. В «Духовном завеща-нии чувашскому народу» (1921) он пишет, чтобы его сопле-менники не утратили в душе веру в Бога. Яковлев особо подчеркивает, как важно для чувашей жить в дружбе и сог-ласии с русским народом. Он также просит, чтобы получив-шие образование чувашские сыны и дочери чувашского народа не забывали о своих сородичах. В то же время учи-тель напоминает о том, что не надо гнушаться бедности людей, а также чуждаться языка родного. Он напоминает чувашам о необходимости изучать и постоянно развивать родной язык, что вовсе не отрицает любви и уважения к русскому языку. Яковлев подчеркивает важность заботли-вого и бережного отношения к семье – «опоре народа и государства». Он прекрасно знал традиции народа: трудолюбие, верность в любви и дружбе, заботу о ближних, чесность, стремление к справедливости, скромность и т.д.

Деятельность И.Я.Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского народа, равноправие и дружба народов России.

Деятельность И.Я.Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского народа, равноправие и дружба народов России.

И.Я.Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран.  И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.  Умер Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

И.Я.Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран.

И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.

Умер Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Великий просветитель оставил талантливейшее потомство. Старший сын А.И.Яковлев – профес-сор, средний сын Н.И. Яковлев – инженер, музы-ковед. Достойные продолжатели рода – внучка О.А.Яковлева, кандидат исторических наук, внук И.А.Яковлев стал доктором физико-математичес-ких наук. Еще две внучки: Е.А.Некрасова - доктор искусствоведения, А.А.Некрасова – профессор Государственного института театрального искус-ства. Есть известные имена и среди правнуков И.Я.Яковлева. А.Б.Покровская – народная артист-ка РФ, А.Б.Покровский – концертмейстер Москов-ской консерватории, В.В.Павлов – заслуженный артист РФ, Е.В.Павлова –кандидат искусствове-дения, Франсуаза Варе – профессор медицины (Франция), М.О.Ефремов – заслуженный артист РФ. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа.

Великий просветитель оставил талантливейшее потомство. Старший сын А.И.Яковлев – профес-сор, средний сын Н.И. Яковлев – инженер, музы-ковед. Достойные продолжатели рода – внучка О.А.Яковлева, кандидат исторических наук, внук И.А.Яковлев стал доктором физико-математичес-ких наук. Еще две внучки: Е.А.Некрасова - доктор искусствоведения, А.А.Некрасова – профессор Государственного института театрального искус-ства. Есть известные имена и среди правнуков И.Я.Яковлева. А.Б.Покровская – народная артист-ка РФ, А.Б.Покровский – концертмейстер Москов-ской консерватории, В.В.Павлов – заслуженный артист РФ, Е.В.Павлова –кандидат искусствове-дения, Франсуаза Варе – профессор медицины (Франция), М.О.Ефремов – заслуженный артист РФ. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа.

Алексей (1878-1951)  Лидия (1879-1942)  Наталья (1880-1882)  Николай (1883-1949)  Александр (1884-1888 )

Алексей (1878-1951) Лидия (1879-1942) Наталья (1880-1882) Николай (1883-1949) Александр (1884-1888 )

Именем И.Я. Яковлева наз-ваны Чувашский государст-венный педагогический университет в Чебоксарах, 5 улиц в городах и районах Чувашии. Ему установлен памятник перед зданием Национальной библиотеки в столице республики

Именем И.Я. Яковлева наз-ваны Чувашский государст-венный педагогический университет в Чебоксарах, 5 улиц в городах и районах Чувашии. Ему установлен памятник перед зданием Национальной библиотеки в столице республики

Дайте мне умереть с надеждою на то, что начатое мною и моими сотрудника-ми дело не только не погибнет, но и будет сохранено, станет расти, разви-ваться – к благу Родины и человечест-ва !  И. Я. Яковлев

Дайте мне умереть с надеждою на то, что начатое мною и моими сотрудника-ми дело не только не погибнет, но и будет сохранено, станет расти, разви-ваться – к благу Родины и человечест-ва !

И. Я. Яковлев


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Великий чувашский просветитель

Автор: Вишневская Лидия Николаевна

Дата: 29.03.2018

Номер свидетельства: 464185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок-викторина "Великий чувашский просветитель И.Я.Яковлев""
    ["seo_title"] => string(64) "urok_viktorina_vielikii_chuvashskii_prosvietitiel_i_ia_iakovliev"
    ["file_id"] => string(6) "345089"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474491533"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "" Мой край - Мордовия моя""
    ["seo_title"] => string(23) "moi_krai_mordoviia_moia"
    ["file_id"] => string(6) "351064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477052498"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства