Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации обучения в классе фортепиано»
Технология уровневой дифференциации обучения в классе фортепиано
(из опыта работы)
Из опыта воспитания и обучения
игре на фортепиано
Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского означает разделение на части, формы, ступени. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Для нас, преподавателей музыкальных школ, дифференцированное обучение не новшество, так как изначально обучение индивидуальное и дети в нашей школе занимаются по адаптированным программам:
Первая группа - ученики с высокими учебными способностями, то есть «схватывающие на лету», с хорошей памятью.
Вторая группа - учащиеся со средними способностями. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности.
Третья группа - учащиеся с низкими учебными способностями. Они медлительны, быстро утомляются, с большими пробелами в знаниях, но при особом индивидуальном подходе они могут достичь неплохих результатов в обучении.
При таком обучении в дальнейшем возможен переход учащегося из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышения учебной направленности, выражающейся в интересе к получению знаний.
Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт, соединяющий в себе индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья и ситуация в семье.
Успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Но при этом такая позиция не должна снижать требовательности к ученику. При обучении важно не только учить ребенка по адаптированной программе, а, прежде всего, наладить контакт «ученик ↔ педагог» и научить его учиться. Большая роль на начальном этапе отводится беседе. Педагогу необходимо научить ребёнка общаться, беседовать, искренне радоваться его удачам, поддерживать его в трудные, сложные моменты, ненаигранно посочувствовать, пожалеть ребёнка. Обратить внимание на его новый наряд, платье, туфли, причёску. Вызвать его на беседу, снять напряжение и только после этого можно приступать к занятиям.
На начальном этапе обучения у ребёнка необходимо пробудить интерес к музыке. В последнее время появилось немало интересных, красочно иллюстрированных нотных изданий, с крупно напечатанными нотами. Есть прописи, обучающие нотной грамоте, загадки, кроссворды, раскраски. Детям они очень нравятся. Случается, забудешь дать новое задание в прописи, ребёнок обязательно напомнит. Кроме этого в классе должны быть всевозможные иллюстрации, пособия и даже игрушки. На занятиях полезно использовать метроном, который может показать нам, в каком конкретном месте мы ускоряем или замедляем; производить запись исполнения детьми музыкальных произведений с последующим прослушиванием; просматривать записи выступлений, уроков, концертов.
Концерты - это очень важная форма эмоционального обогащения. Они наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение, будь то выступление самих детей или взрослых. Однажды, после посещения концерта, дети долго удивлялись, как можно запомнить столько нотного текста и при этом выразительно его исполнять, и стали приходить на занятия более подготовленными.
Небольшая заметка в газете, поощрение, грамота - всё это путь к более успешному обучению. Успеваемость по специальности одной из моих учениц заметно улучшилась после того, как её фотографию разместили на стенде лучших учащихся школы. Она начала серьёзно и без капризов заниматься дома и в классе.
В старших классах большой популярностью пользуется Интернет. Дети печатают популярные или их любимые песни, мелодии. Приносят на урок, обсуждают и с удовольствием их играют. Я это приветствую, даже если мне музыка совсем не нравится и не отвечает моему восприятию. В данной ситуации педагогу необходимо выяснить, почему пьеса понравилась ученику, и, не ущемляя его интересы, обозначить положительные и отрицательные стороны музыкального произведения.
Со временем у учащихся прививается не только желание к самостоятельному успешному творчеству, но и развивается хороший вкус к музыке. Одним нравится сочинять песни, мелодии, другим музицировать. Музицырование - не только развитие музыкальных способностей, а, прежде всего, душевного состояния ребёнка и в большей степени его здоровья. По какому пути следует идти с тем или иным учащимся, на каком уровне общаться с ним и его родителями? Здесь преподаватель должен применить весь педагогический опыт, мудрость и рефлексию. Обучение должно быть направлено на то, чтобы ученики смогли применить накопленный музыкальный опыт и свободно общаться с инструментом без учителя. Иногда в классе я применяю любимый детьми способ обучения, когда ученик является педагогом. Дети среднего или старшего класса занимаются с учащимися младших классов. Вот здесь происходит самое интересное: ребёнок-учитель начинает использовать весь опыт, полученный от преподавателя. Это жесты, словосочетания, поведение учителя. Иногда это происходит забавно и смешно, а иногда наводит на размышления.
Зная загруженность детей в общеобразовательных школах, минимума их свободного времени, необходимо воспитывать у них продуктивность занятий. Многим ученикам для более успешного обучения можно рекомендовать не многочасовое сидение за инструментом, а упражнения, которые заставили бы голову ясно работать. В своё время я испробовала много разных упражнений для развития фортепианного мастерства у учащихся, но пришла к выводу, что нужны только самые необходимые, доступные, легко запоминающиеся упражнения, те от которых ученик быстро видит результат, при этом затратив на это минимум времени. Например, довольно хороший крепкий ученик не может запомнить текст наизусть. В отчаянии у него «опускаются руки», наступает полная растерянность. Здесь для начала необходимо его «собрать», то есть настроить ученика на работу. Начинаем спокойно, теоретически разбирать пьесу, отыскивая в ней наиболее лёгкие, доступные исполнению элементы: тональность, повторяющиеся эпизоды, гаммы, аккорды, движение мелодии вверх или вниз, основные ступени. Видя, что учащийся запомнил и мыслит логически, я неожиданно для него убираю ноты и прошу исполнить этот эпизод наизусть. Ученик в растерянности. Как можно не проигрывая, сыграть наизусть? Здесь он начинает «включать голову», концентрирует внимание и неожиданно для себя играет наизусть. Безусловно, в дальнейших самостоятельных занятиях этот опыт срабатывает. И придя на урок, ученик радостно заявляет, как ему удалось легко справиться с довольно трудной задачей.
Некоторые учащиеся на вопрос:
− Ты дома сам выучишь или лучше со мной? отвечают:
− лучше с педагогом.
Дети понимают, что им необходимо набраться опыта для дальнейшего успешного освоения программы. А это уже радует, так как это ещё одна из форм научить учиться, заставить их думать, анализировать. При таком подходе к обучению, учащийся может легко разобраться с нотным текстом. Разучить и исполнить произведение своим близким, друзьям, гостям. Подобная самостоятельность дорогого стоит.
При обучении музыке стоит учитывать не только разделение программы по развитию ребёнка, но и не забывать о его состоянии здоровья. Музыкальные способности мы, как правило, выявляем ещё при поступлении в школу, а вот физическое развитие сразу распознать сложно. И если это не учитывать, то придется долго ходить по лабиринтам в поисках надежды на успешное музыкальное воспитание и развитие технических навыков ребёнка. Можно до бесконечности менять программу, а ребёнку от этого легче не станет. И сейчас я думаю, что со мной согласятся многие. Работать становится всё труднее - с катастрофической скоростью растёт большое количество проблемных детей. Представьте себе умную, добрую, причём способную ученицу, которая в одну секунду может превратиться в напряженно-агрессивного ребёнка с судорожными кистями рук. Или хороший музыкальный мальчик, но какой-то заторможенный, медлительный с такой же реакцией и проблемной моторикой. Небольшое умственное напряжение и он начинает проявлять определённо-психопатические наклонности, чтобы таким образом увильнуть от обучения. Столкнувшись с первыми трудностями, дети вынуждают родителей освободить их от занятий в школе, выбрать что-нибудь другое, что не требует такой загруженности. Подобные ситуации не что иное, как результат слабой нервной системы, синдрома усталости. Тоже самое с этим учеником происходит в общеобразовательной школе. Причём слёзная истерика может чередоваться со смехом.
Мама, улыбаясь, успокаивает:
− Вот видите, он уже смеётся.
А это есть не что иное, как несовершенство воспитания и не исключено функциональное расстройство. По моему многолетнему наблюдению, средний ученик без особо ярких музыкальных данных, но, имея полноценное здоровье, достигает больше хороших результатов в музыкальном воспитании, нежели одарённый, но физически плохо развитый. Поэтому педагогу, имея в классе проблемных детей, нельзя концентрировать внимание только на чисто музыкальных задачах, полагаясь далее на его самые яркие природные данные. Например, в классе есть ученик с дистонией мышц. Игра на рояле требует определённых физических усилий, а у ребёнка ещё и отсутствует работоспособность и внимание. Это здоровый ребёнок? Можно его обучать традиционным методом? Проще от такого ученика избавиться, заменив его на перспективного. Но если родители заинтересованы и понимают, что музыкотерапия помогает избавиться от недугов, что только кропотливая работа педагога и доверие ему своего ребёнка помогут избежать в дальнейшем серьёзных проблем. При этом педагог, в свою очередь, должен применить весь свой опыт и мастерство в обучении игре на инструменте. Ведь, что такое игра на инструменте? Это пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики. Отсюда поступление кислорода к головному мозгу, развитие памяти, мышления и даже речи. Не зря, именно у детей ясельного возраста в детском саду в группе множество игр для развития мелкой моторики. Это разборка пирамидок, составление мозаики, лепка из пластилина и так далее. Обучение игре на инструменте в дальнейшем развивает математические способности. Ежедневный «тренаж» пальцев несёт целый комплекс оздоровления организма. И, чем раньше родители отдают предпочтение занятиям музыкой, тем полезнее для ребёнка.
Выбрав профессию педагога-музыканта, и посвятив этому много лет, я знаю, что без родительского участия и помощи все усилия педагога сводятся к нулю. Я всегда говорю, что ребёнок учится до тех пор, пока этого хотят его родители.
Спрашиваю:
− Таня, ты хочешь научиться игре на фортепиано?
− Нет.
− А мама хочет?
− Да.
Я говорю:
− Значит научишься.
Если раньше музыкальное образование в основном было направлено на одарённых детей, то сейчас всё больше в школу приходят учащиеся с разным уровнем развития. При этом родители видят в своих детях «вундеркиндов» и стараются определить их во всевозможные спортивные кружки, художественную и музыкальную школу одновременно.
Спрашиваю у родителей:
− А вы могли бы тянуть такую загруженность?
Ответ потрясающе-ошеломляющий:
− Он молодец! Везде успевает!
Сейчас очень модно хвалиться учёбой своего ребёнка одновременно в нескольких заведениях. При этом родители даже не догадываются, под какой удар ставят здоровье своего ребёнка. Ни для кого не секрет, что с каждым годом здоровых детей рождается всё меньше. Уже в раннем возрасте у детей сколиоз, смещение шейных позвонков, слабое зрение, разлад в совмещении зрительно-слуховой, мыслительно-двигательной деятельности. В итоге, в музыкальной школе всё чаще стали появляться дети с заторможенным умственным развитием. И, если это не замечать, а работать в традиционной манере, то можно у ребёнка развить дополнительно ещё множество заболеваний (вегето-сосудистые, заболевания сидячего образа жизни и так далее). Сколиоз - это большое препятствие для опоры ног, чёткой регуляции движений. При этом наблюдается не только задержка психомоторных действий, но и замедленная реакция, непокорность движения рук и пальцев, боли в спинных и шейных мышцах. Всё это тесно связано с работой головного мозга. А это уже проблемный ребёнок. И хуже всего, когда родитель этого не замечает или просто не хочет замечать. В последнем случае, я считаю, что с такими родителями и детьми лучше расстаться и посоветовать им что-нибудь полезнее, чем уродовать ребёнка многочасовыми занятиями.
Также в класс приходят обучаться закомплексованные, трудно идут на контакт с преподавателем, или просто ленивые. Я считаю, что от этих комплексов есть очень хорошее средство: концерты, посещение музеев, выезд на природу или просто чаепитие один на один в классе. Здесь можно раскрепостить ребёнка, найти его любимую тему для разговора.
Нельзя не вспомнить о конкурсах, будь то школьный или международный. Дети в них любят и хотят участвовать, где только можно. Это их подтягивает, организует, они приобретают большой культурный сценический опыт, общаются с детьми и, самое главное, слышат очень много хорошей музыки. Иногда это их очень увлекает, особенно когда занимают призовые места. Другие учащиеся класса, наблюдая за ними, стремятся быть похожими на них, не остаются равнодушными. При общем желании «ученик↔родитель↔педагог», и с довольно средним учащимся можно достичь очень хороших результатов. Но не все родители, к сожалению, думают одинаково. Некоторые считают, что музыка не прокормит, а, следовательно, думают, что музыкант это не специальность. Поэтому они ведут детей в музыкальную школу так, для общего развития, чтобы ребёнок не «бродил» по городу. При этом они не утруждают и не обременяют себя и ребёнка. Поэтому их дети приходят на урок, словно в гости и приятному времяпровождению. При таком подходе педагогу необходимо очень тщательно продумывать программу, увлекать детей популярной музыкой, близкой пониманию ребёнка. На спонсорские деньги мы приобрели в класс синтезатор. Игра на синтезаторе очень увлекает детей, они больше занимаются дома, чтобы у них осталось время поиграть на синтезаторе. Здесь они подбирают мелодии по слуху, поют, аккомпанируют, работают над музыкой джазового и эстрадного направлений. С использованием синтезатора всё это решается успешно, что, несомненно, делает процесс обучения более разнообразным, увлекательным и современным.
Нельзя опускать такие формы работы, как детское творчество в любых его проявлениях, от простейших рисунков, до музыкальных пьес, песен, стихотворений. Обязательно надо помочь ученику оформить то, что он создал, поощрить, ознакомить других учащихся с его творчеством.
Часто дети нам рассказывают то, чего не скажут своим родителям. Значит, они доверяют своему педагогу. При таких отношениях гораздо легче идёт учебный процесс, ребёнок не закомплексован, следовательно, можно достичь неплохих результатов в его воспитании и обучении.
Выдающийся пианист и педагог Г.Нейгауз сказал:
− Полное взаимопонимание учителя и ученика - одно из важных условий плодотворности педагогического процесса.
И я ни сколько не жалею ни о затраченных усилиях, ни об испытанных страданиях, так как, во-первых, они дают познание, во-вторых, «дорога полного благополучия и успеха» - не моя дорога, а люди, постоянно стремящиеся к тому, чтобы любой ценой отобрать у жизни для себя самое лучшее, а другим предоставить самое худшее, не моего романа герои, они мне просто противны[6,146].
Путь педагога-пианиста труден, тем более что сейчас обучаются дети очень разные по своим природным музыкальным данным. Поэтому кому, как не педагогу очень важно внимательно следить за развитием каждого ученика. И если необходимо, то весь процесс обучения начинать с начального этапа по ступеньке, добиваясь положительного результата.
В.А.Сухомлинский писал:
− Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
Каждый ученик, изучающий какой-либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс неразрывно связан с воспитательным[7,260].
И если иногда, недовольные собой, сомневаясь в успехах, вы будете охвачены унынием, вспоминайте совет Листа, человека многих дарований и способностей:
− Вооружитесь терпением по отношению к самому себе.
Список литературы
Хрестоматия «Актуальные проблемы педагогики и психологии». Тема 2.2. Психологические основы воспитания и обучения.
Хрестоматия. Тема 2.2.4. Теория и практика воспитания и социализация детей в современных социально-экономических условиях. Воспитательные системы.
Хрестоматия. Раздел 2. Психологические основы воспитания и обучения.
Хрестоматия. Раздел 2. Сиротюк А.Н. «Дифференцированное обучение школьников с учётом нейропсихологических особенностей».
А.Фомина «Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей».
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
А.Стоянов «Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано».