Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ моделей изменений в образовании Финляндии, Канады, Южной Кореи, Китая, Сингапура, США»
Презентация выполнена Подмогаевой А.В.
г.Екатеринбург
Сравнительный анализ моделей изменений в образовании Финляндии, Канады, Южной Кореи, Китая, Сингапура, США
Особенности образования в Финляндии
Равенство
- Школ.
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.
- Родителей.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
- Учеников.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.
- Учителей.
Нет «любимых» или «ненавистных». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
- Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.
Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).
Бесплатные услуги
Кроме самого обучения бесплатны:
обеды;
экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Обучающиеся знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
Особенности образования в Канаде
После получения степенибакалаврастудент может продолжить обучение по программемагистратурыисключительно по той специальности, которую он изучал в предыдущие годы.
В Канаде нет единого образовательного подхода: каждая провинция в этих вопросах ориентируется на потребности региона, его исторические и культурные особенности. Например, обучение на востоке и юго-востоке страны преимущественно ведется нафранцузском языке, тогда как в остальных регионах —на английском. Стоит также сказать, что в Канаде возможен выбор школы погендерному признаку: для девочек, для мальчиков, а также смешанной.
Общие черты в системах образования США и Канады
Учебные заведения США и Канады нацелены на воспитание в школьниках самодисциплины, ответственности, независимости мышления и лидерских качеств. Преподаватели помогают ребятам развивать аналитические способности, учат их самостоятельно принимать решения, отстаивать свою точку зрения и применять полученные знания в реальной жизни.
Ученики открыто и свободно общаются с учителями. Если у них возникают какие-либо проблемы, они не боятся обратиться к ним за советом.
Особенности образования в Южной Кореи
В Корее применяется практика перемешивания преподавательского состава: учитель не может долгие годы не менять места работы. Цель такой ротации - формирование однородности системы образования, так как власти полагают, что скопление в одном заведении сильного педагогического состава неизбежно приведет к получению учениками привилегий при поступлении в высшее учебное учреждение.
Традиционно на уроках не принято задавать вопросы, поэтому корейские обучающиеся всегда сидят молча и не перебивают учителя. Если что-то им непонятно, то подходят после урока за консультациями.
После сдачи экзаменов или зачетов все результаты предоставляются ученикам в конвертах, и никто не объявляет на весь класс, кто и какую оценку получил .
Особенности образования в Китае
Утро в школе начинается с зарядки, потом линейка, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз. Под успокаивающую музыку и голос диктора в записи школьники нажимают на специальные точки. Помимо утренней зарядки есть зарядка дневная ― около двух часов дня.
Школьное образование в Китае построено так, что дети постоянно должны конкурировать друг с другом за звание лучшего. В классе висит рейтинг успеваемости учеников, что стимулирует учиться лучше. Система оценивания в Китае похожа на американскую. Оценки ― от А до F, где A ― самая высокая, соответствует 90―100 %, а F ― неудовлетворительным 59 %.
Чтобы стать счастливым обладателем аттестата, необходимо сдать экзамены по математике, физике, политологии, истории, химии, информатике, языкам.
Особенности образования в США
Школьное образование в США разделяется на несколько этапов. Оно всегда начинается с начальной школы (elementary school), охватывающей возрастную категорию от пяти до двенадцати лет. Большинство предметов преподает один учитель, который начитывает установленную программу, включающей как гуманитарные, так и точные предметы.
Уклон делается в сторону изучения родного языка обучающихся. Распределение по классам происходит посредством IQ теста, который определяет уровень знаний учеников:
С – ученики с низким показателем;
B – учащиеся со средним показателем знаний;
A – одаренные ученики.
Средняя школа (middle school) предполагает наличие учеников с одиннадцати по четырнадцать лет. Учащиеся получают знание в течение трех лет у разных учителей, специализирующихся на конкретных предметах. Среди тех областей знаний, которые должны присутствовать обязательно, присутствуют английский язык, естественные науки, физическая подготовка и математика. На данном этапе возможен выбор факультативных предметов. Все ученики разделяются на два класса – обычный и продвинутый.