kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены функции и направления работы учителя-дефектолога в образовательном учреждении. Показан наглядный материал для занятий с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога»

Система коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности.

Образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья учитываются новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

Диагностическое направление

- первичное (начало сентября),

- промежуточное обследование (январь)

- итоговое (конец мая) дефектологическое обследование.

- систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;

- проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности. Результаты оформляются в виде дефектологического представления на обучающегося. Результаты заключений отражаются в «Карте динамического развития» ребенка.

Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации данной работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В подгруппы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в подгруппах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек).

Важное место в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится занятиям с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с обучающимися 5-9 классов. В коррекционной работе большое значение имеет формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы обучающихся на материале разных учебных дисциплин. Имеется в виду формирование «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

Аналитическое направление

Данное направление предполагает проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, также анализируется и оценка взаимодействия специалистов.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям обучающихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Специалистами (учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом) разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья. Дополнительное обследование обучающихся может проводиться по запросу родителей и учителей. Учителем-дефектологом проводятся индивидуальные консультации, а также выступления на методических объединениях педагогов.


Организационно-методическое направление

Данное направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

При подготовке консилиума на каждого обучающегося оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

Каждое из направлений работы имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа представлена направлениями:

1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

2. Развитие когнитивной сферы учащихся

3.Нормализация ведущей деятельности возраста

4. Формирование пространственно-временных представлений

5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

6. Формирование ЭМП (элементарных математических понятий).

7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

8. Обучение грамоте, чтению и письму

9. Обогащение словаря и развитие связной речи

При проведении занятий обязательным условием являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе обучающегося.

Работая с детьми с ОВЗ, учитель-дефектолог выполняет следующие функции:

1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей.

2. Устраняет пробелы в усвоении программного материала по основным предметам (ЛПЗ)

3. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.);

4. Развивает коммуникативную деятельность детей.

Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении проходит в тесном взаимодействии всех специалистов. Взаимодействие учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога – неотъемлемая часть коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности. У детей при нормальном интеллекте, имеющих логопедические проблемы, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, объёма запоминания и воспроизведения материала, внимание становится неустойчивым. У детей появляются сложности со связной речью. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения. В таких случаях просто необходимо взаимодействие всех специалистов.

Учитель-логопед

Целью совместной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.


Документация учителя-дефектолога:

- Годовой план работы учителя-дефектолога (согласованное и утверждённое директором школы)

- Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий с учениками (согласованное и утверждённое директором школы)

- Журнал учёта проведённых индивидуальных коррекционных занятий

- Журнал учёта проведённых групповых коррекционных занятий

- Журнал консультаций с педагогами и родителями

- Материалы обследований (протоколы обследования учеников)

- Материалы, отражающие динамику развития ребёнка (индивидуальная карта динамического развития ребенка)

- Аналитический отчет о проведенной работе за год

Таким образом, в процессе своей профессиональной деятельности, учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Взаимодействуя с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, воспитателями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Автор: Ольхова Татьяна Васильевна

Дата: 18.01.2023

Номер свидетельства: 623504


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства