kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Реализация образовательных программ технического и профессионального образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода"»

Технология модульного обучения построена на том, что учащийся должен самостоятельно изучить выделенную часть курса по индивидуальной схеме. Преподаватель выдает обучающемуся так называемый учебный модуль, который состоит из законченного блока информации, программы действий, целью которой является изучение этой информации наиболее полным образом, рекомендации по успешному достижению цели и решения задач, поставленных в модуле. Такая технология обучения заставляет обучающегося (учащихся, студента, слушателей) учиться не просто зубрить учебники и справочники, а разбираться самостоятельно в искомой информации, находить необходимые знания. При этом у обучаемого появляется чувство удовлетворенности от проделанной работы, а полученные знания накрепко оседают в памяти.

В конце срока, отведенного на изучение модуля, обязательно проводится проверка полученных знаний, их полноты и соответствия поставленной задаче. Такая форма обучения позволяет не только заставить обучающегося творчески подходить к процессу самообразования, но и научиться получать нужную информацию без посторонней руководящей помощи.

Принципиальным отличием модульного обучения от стандартной системы образования является то, что учащийся получает индивидуальное задание (блок, модуль) с письменными рекомендациями о способах его рационального выполнения и целях самого задания. Кроме того, обучающийся, работая большую часть времени индивидуально, учится целеполаганию и самопланированию, самостоятельно организует свое рабочее время и контролирует собственную работу.

В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из обучающихся модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

·      точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

·      банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

·      методическое руководство по достижению целей (как≤)

·      практические занятия по формированию необходимых умений

·      контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений — рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у обучающихся навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом — мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.

Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке — управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. Проводить модульные уроки, а главное — готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. ·                    

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т. д. ·                    

Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы обучающихся. ·                    

В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты и другие, графические диктанты для обучающихся. Затем разработать методическое пособие для обучающихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы обучающихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для обучающегося и для преподавателей.

Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель — ученик” занимает обучающегося, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным. Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

1.     содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

2.      изменяется форма общения преподавателя с обучающимся. Оно осуществляется через модули и безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3.      обучающий работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. При разработке модулей следует исходить из известных принципов: ·                     частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

·     реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний.

При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) — мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

·     учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

·     при построении модуля соблюдается логика усвоения обучающимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

·    структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Блочно-модульная технология строится на принципах модульности и целостности построения единиц учебного материала, обеспечивая завершенность, полноту, логичность и последовательность дидактических модулей учебной рабочей программы. Теоретически дидактический модуль представляет собой функциональный узел учебного процесса (единицу объема учебного процесса), связывающий учебное время, содержание учебной темы, ее объем и уровень сложности, средства, методы обучения и организационные формы с возможностями и особенностями учебной группы. Дидактический модуль строится на основе ГОС и предметных образовательных программ. Алгоритм построения дидактического модуля предполагает:

·                    определение уровня обучаемости (низкого, среднего, высокого) на основе изучения психофизиологических особенностей обучающихся;

·                    постановку целей и задач образовательной деятельности обучающихся на учебном материале модуля;

·                    прогнозирование конечного результата обучения в данном предметном модуле; Главные достоинства блочно-модульной технологии выявлены в результате многолетнего внедрения.

Ими являются:

• возможность перехода от традиционной технологии обучения к блочно-модульной без разрушения первой, нежелательных деформации с сохранением отработанных приемов, способов организации деятельности;

• возможность прогнозирования конечного результата образования;

• системная работа над содержанием образования, при которой нет необходимости планирования отдельного урока; создается модель работы над темой; проектируется процесс обучения с учетом конечного результата, межпредметных и внутрипредметных связей, видов, форм и способов;

• действий в различных полях — теоретическом и деятельностном;

• организация мониторинга учебного процесса, который обеспечивается через традиционные формы: контрольные, тесты, а также интеллектуальные игры, марафон знаний и пр.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Правосудов Михаил Васильевич

Дата: 01.06.2017

Номер свидетельства: 420003


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства