kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое обследование ребенка на ПМПК в рамках внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Процедура психолго-медико -педагогического обследования ребенка на ПМПК в рамках внедрения ФГОС" представлена нормативно-правовая и содержательная база диагностической  деятельности специалистов психолого-медико-педагоических комиссий в современных условиях внедрения Федарльного государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое обследование ребенка на ПМПК в рамках внедрения ФГОС»

Процедура психолого-педагогического обследования детей на ПМПК в условиях внедрения ФГОС   Дума Татьяна Александровна,  педагог-психолог МБКДУ «ПМПК» г.Соликамска

Процедура психолого-педагогического обследования детей на ПМПК в условиях внедрения ФГОС

Дума Татьяна Александровна, педагог-психолог

МБКДУ «ПМПК» г.Соликамска

Статистика

Статистика

  • По данным Министерства образования РФ, только 3% российских  детей рождаются абсолютно здоровыми, при этом   85% детей-воспитанников детских садов и учащихся школ нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.
В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

  • Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

  • Ст. 34 «Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции…»
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

  • Ст. 42 указывает на проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и подготовку по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания как на ряд функций ПМПК
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

  • Ст. 44 декларирует, что родители имеют право «…выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования… присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей»
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

  • Ст. 79 (ч.3) дает описание специальных образовательных условий (СОУ), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Такие условия прописываются в заключении ПМПК и рекомендуются для исполнения образовательными организациями.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  (от 28.12.2010 года №427-ФЗ)

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 28.12.2010 года №427-ФЗ)

  • Ст. 27 включает в порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего, содержащее рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) П. 2.13 подчеркивает функцию ПМПК : « Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе реко мендаций ПМПК , сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).  И для перевода обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой, также требуются рекомендации ПМПК .

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)

  • П. 2.13 подчеркивает функцию ПМПК : « Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе реко мендаций ПМПК , сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

И для перевода обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой, также требуются рекомендации ПМПК .

В соответствии с положением новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» деятельность ПМПК переориентирована с выбора образовательного учреждения на определение всего комплекса специальных образовательных условий: в первую очередь варианта адаптации образовательной программы в соответствии с ФГОС для соответствующей категории детей с ОВЗ, а также коррекционной программы, которая включает основные направления деятельности специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной программы.
  • В соответствии с положением новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» деятельность ПМПК переориентирована с выбора образовательного учреждения на определение всего комплекса специальных образовательных условий:
  • в первую очередь варианта адаптации образовательной программы в соответствии с ФГОС для соответствующей категории детей с ОВЗ,
  • а также коррекционной программы, которая включает основные направления деятельности специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной программы.
В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;     - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
  • В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:
  • - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  •     - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии);
  • - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
ВАРИАНТЫ ФГОС Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития. В связи с этим были разработаны следующие стандарты образования детей с ОВЗ: ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья, Приказ МО РФ от 19.12.2014 г. № 1598; ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599; Согласно этим документам в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ, получившие рекомендации к обучению по данным ФГОС от психолого-медико педагогической комиссии, могут обучаться по разным вариантам программ.

ВАРИАНТЫ ФГОС

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья

чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными

нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,

задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами

аутистического спектра, множественными нарушениями развития.

В связи с этим были разработаны следующие стандарты образования детей с

ОВЗ:

  • ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья, Приказ МО РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599;

Согласно этим документам в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ,

получившие рекомендации к обучению по данным ФГОС от психолого-медико

педагогической комиссии, могут обучаться по разным вариантам программ.

  • Для детей, чьи особенности позволяют им учиться по одной ООП с детьми с сохранным потенциалом развития, рекомендован вариант А с особым подходом к организации только коррекционной работы.
  • Все остальные варианты предполагают существенную переработку содержания образования, и поэтому реализуются через разработку АООП (варианты B, C) и программ коррекционной работы.
Категории детей с ОВЗ.  Варианты адаптированных образовательных программ для обучения детей с ОВЗ   Категория детей с ОВЗ Варианты ФГОС Глухие дети 1.1 Слабослышащие дети 2.1 1.2 Слепые дети Слабовидящие дети 1.3 2.2 3.1 2.3 4.1 Дети с речевыми нарушениями 3.2 1.4 3.3 5.1 4.2 Дети с двигательными нарушениями - 6.1 4.3 5.2 Дети с ЗПР 3.4 Дети с расстройствами аутистического характера - 7.1 6.2 - 6.3 8.1 7.2 - 6.4 - 8.2 8.3 - 8.4

Категории детей с ОВЗ. Варианты адаптированных образовательных программ для обучения детей с ОВЗ

Категория детей с ОВЗ

Варианты ФГОС

Глухие дети

1.1

Слабослышащие дети

2.1

1.2

Слепые дети

Слабовидящие дети

1.3

2.2

3.1

2.3

4.1

Дети с речевыми нарушениями

3.2

1.4

3.3

5.1

4.2

Дети с двигательными нарушениями

-

6.1

4.3

5.2

Дети с ЗПР

3.4

Дети с расстройствами аутистического характера

-

7.1

6.2

-

6.3

8.1

7.2

-

6.4

-

8.2

8.3

-

8.4

Основная цель ПМПК  своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. (п.1,2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»)

Основная цель ПМПК

своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. (п.1,2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»)

Процедура психолого-педагогического обследования

Процедура психолого-педагогического обследования

  • Диагностический этап работы специалистов ПМПК включает в себя
  • анализ входящей документации, который обеспечивает понимание картины развития ребенка. Качество входящей психолого-педагогической документации не только помогает правильно построить обследование, но и оптимизировать работу ПМПК. Специалисты отмечают сложности анализа, связанные с несопоставимостью данных о характере затруднений, индивидуальных особенностях ребенка, представленных в педагогических характеристиках.
  • Комплексное обследование специалистами ПМПК
Процедура психолого-педагогического обследования

Процедура психолого-педагогического обследования

  • Изучение документации.
  • Беседа.
  • Метод наблюдения.
  • Экспериментальные методы.
  • Тестирование.
  • Изучение продуктов деятельности.
Диагностические задачи Психолога : оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, развития коммуникативной, когнитивной, эмоциоанльно-аффективной сферы; оценка ресурсных возможностей ребенка в т.ч. работоспособности и темпа деятельности; прогноз адаптации в образовательной среде. Логопеда : определение наличия/отсутствия отклонений речевом развитии ребенка, определить характер дефекта, установить уровень развития речи, сформулировать логопедическое заключение, спрогнозировать степень обучаемости. Дефектолога: выявление уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей и возможностей; определение максимально эффективных условий развития, обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ.

Диагностические задачи

Психолога : оценка уровня и особенностей развития

ребенка, его поведения, развития коммуникативной,

когнитивной, эмоциоанльно-аффективной сферы; оценка

ресурсных возможностей ребенка в т.ч. работоспособности

и темпа деятельности; прогноз адаптации в образовательной

среде.

Логопеда : определение наличия/отсутствия отклонений речевом развитии ребенка, определить характер дефекта, установить уровень развития речи, сформулировать логопедическое заключение, спрогнозировать степень обучаемости.

Дефектолога: выявление уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей и возможностей; определение максимально эффективных условий развития, обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ.

Психологическое обследование.

1. Общие представления об окружающем, кругозор ребенка : Цель: - установить контакт с ребенком; выявить общий уровень представлений об окружающем мире

2. Восприятие. Цель: - определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность; -выявить преобладающий тип восприятия

3.  Внимание. Цель: - определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение; выявить уровень развития внимания.

4. Память. Цель: - определить особенности памяти (скорость, сохранность запоминания), выявить преобладающий тип памяти.

5. Мышление. Цель:  - определить тип мышления; выявить сформированность основных интеллектуальных операций: анализ, синтез,  сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий

6. Эмоционально-личностные особенности. Цель:   - выявить преобладающее настроение;

- установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования;

- определить характер общей мотивации;

  • оценить целенаправленную деятельность, работоспособность

7. Особенности поведения

Процедура педагогического обследования В ходе  обследования  детей дошкольного возраста дефектолог определяет : соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления об окружающем  возрасту; степень отставания или опережения в сформированности ЗУН и представлений; возможности  и условия обучения ребёнка.  У дошкольника дефектолог оценивает: общую осведомленность ребенка; ориентировку в пространстве и времени; сенсорное развитие; сформированность  элементарных  математических представлений; развитие графических навыков; уровень развития конструктивной  деятельности; уровень развития мыслительных операций (группировка, обобщение, классификация, сравнение,  способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей).

Процедура педагогического обследования

  • В ходе  обследования  детей дошкольного возраста дефектолог определяет : соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления об окружающем  возрасту; степень отставания или опережения в сформированности ЗУН и представлений; возможности  и условия обучения ребёнка.

У дошкольника дефектолог оценивает: общую осведомленность ребенка; ориентировку в пространстве и времени; сенсорное развитие; сформированность  элементарных  математических представлений; развитие графических навыков; уровень развития конструктивной  деятельности; уровень развития мыслительных операций (группировка, обобщение, классификация, сравнение,  способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей).

Процедура педагогического обследования

Процедура педагогического обследования

  • В ходе обследования детей школьного возраста дефектолог определяет : общую осведомленность ребенка; ориентировку в пространстве и времени; понимание смысла пословиц, фразеологических оборотов, скрытого смысла рассказов; способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей; соответствуют ли знания по основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика) требованиям  программы, по которой ребенок обучается; степень  усвоения программы; есть ли знания за предыдущие года обучения; понимание инструкции; возможности и условия обучения ребёнка.
Процедура логопедического обследования

Процедура логопедического обследования

  • Диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
  • Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;
  • Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;
  • Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

Заключение ПМПК

В заключении комиссии, выполненном на бланке, указываются  (пункт 21 Положения ПМПК):

1. обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей  в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии  необходимости создания условий для получения ребенком образования , коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

2. рекомендации  по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Таким образом, ПМПК должна признать ребенка  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ (или не признать его таковым), констатировать, что у ребенка есть особенности развития и необходимо создание специальных условий для его обучения, а также описать эти специальные условия (образовательная программа,  психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и воспитания и другие условия, определенные в статье 79 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Заключение ПМПК В соответствии с п. 23 Положения о ПМПК 1. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. 2. Представленное родителями (законными представителями) детей  Заключение комиссии является основанием для создания  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией  рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей . Таким образом, орган образования должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении ПМПК.

Заключение ПМПК

  • В соответствии с п. 23 Положения о ПМПК

1. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

2. Представленное родителями (законными представителями) детей  Заключение комиссии является основанием для создания  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией  рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей . Таким образом, орган образования должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении ПМПК.

Заключение ПМПК

Заключение ПМПК

  • В компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой ребенок должен обучаться или заниматься . То есть ПМПК может описать только необходимые условия обучения, например: образовательная программа, адаптированная для обучения детей с определенным видом нарушений, групповые и индивидуальные занятия по психолого-педагогической коррекции, с какими конкретно специалистами – дефектолог, логопед, другие специалисты, условия доступности (например, для детей на колясках), а также потребность в услугах помощника.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогическое обследование ребенка на ПМПК в рамках внедрения ФГОС

Автор: Дума Татьяна Александровна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства