«Профессионализм педагога дополнительного образования как условие эффективного проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
«Профессионализм педагога дополнительного образования как условие эффективного проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Программа определяет объем, порядок и содержание учебного курса, условия обучения и последовательность освоения, формы текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Профессионализм педагога дополнительного образования как условие эффективного проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»»
«Профессионализм педагога дополнительного образования как условие эффективного проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Костякова Надежда Степановна,
заместитель директора по УВР
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
города Черногорска
Программа педагога дополнительного образования- внутренний нормативный документ, являющийся составной частью образовательной программы учреждения, следовательно должна соответствовать требованиям данного учреждения.
Программа определяет объем, порядок и содержание изучения учебного курса, условия обучения и последовательность освоения , формытекущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.
Основные принципы разработанной программы:
Понятность
Логичность
Обоснованность
Точность, ясность
Информационная содержательность
Краткость
Педагог дополнительного образования должен
знать локальные акты:
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
Положение о промежуточной аттестации учащихся
определить:
возраст учащихся, участвующих в реализации программы;
срок ее реализации
владеть:
методами и приемами обучения;
образовательными технологиями
иметь:
дидактические пособия и материалы
проанализировать:
имеющееся техническое оснащение занятий
Перед началом разработки программы педагогом продумывается и решается
Для чего он будет обучать учащихся, т.е. определить педагогическую целесообразность.
Чему он будет обучать учащихся, т.е. определить цель и результаты обучения.
Как он будет обучать учащихся, т.е. определить задачи.
Что будет делать, чтобы учащимся было интересно обучаться, т.е. определить формы проведения занятий.
Каким образом он будет обучать учащихся, т.е. составить примерный тематический план обучения.
Каким образом он будет отслеживать результативность обучения учащихся, т.е. определить формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Примеры структурных элементов программы
Цель программы:
Создание условий для художественно-эстетического развития личности ребенка, как носителя и хранителя русской и хакасской национальных культур.
Создание условий для самовыражения и реализации творческого потенциала личности ребенка через изучение истории бисероплетения и техники изготовления изделий из бисера.
Обучение учащихся технике лепки из глины, изучение истории народных промыслов, формирование умений и навыков различных видов росписи.
Развитие умения отображать окружающий предметный мир в работах из глины.
Задачи программы :
Изучить особенности русской и хакасской национальных культур.
Развивать художественно-эстетический вкус у учащихся на примерах народного творчества современных мастеров.
Воспитывать нравственные устои у учащихся через приобщение и знакомство с народной глиняной игрушкой, национальными культурами.
Развивать творческие способности учащихся через социально-значимую деятельность.
Формировать основы здорового образа жизни.
Задачи программы: -познакомить с историей народных промыслов, раскрыть секреты традиционной лепки, росписи; -обучить навыкам работы с инструментами и приспособлениями; -освоить приемы работы с глиной, способы лепки.
Формы проведения занятий:
Программой предусмотрена самостоятельная, групповая, фронтальная, парная формы работы учащихся, которые реализуются через следующие формы занятий:
занятия - путешествия;
занятия - праздники;
занятия – игры.
Групповые занятия, индивидуальные занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы. Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей.
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий). Предусмотрены как теоретические – рассказ, объяснение педагога, беседа, рассказ учащегося, показ педагогом способа действия, так и практические занятия: решение простейших логических задач, занятия – повторения, подготовка и проведение игр – соревнований учащихся.
Практические занятия совмещаются с теоретическими. При проведении занятий используются следующие формы: лекции, беседы, практические занятия, экскурсии.
Формы текущего контроля (ТК)
С целью контроля усвоения и закрепления полученных знаний на практике, предусматривается текущий контроль – опрос, выполнение итоговой работы после изучения каждой техники, отбор работ для участия в городских, региональных конкурсах детского творчества.
Для отслеживания индивидуального роста учащихся могут быть представлены персональные выставки.
ТК может проводиться как отдельным занятием (рисование итоговой работы), так и в течение 5 - 10 минут во время занятия (опрос, оценивание рисунков).
Формы ТК:
Разноуровневые тестовые работы
Проверочные работы
Устный и письменный опрос
Текущий контроль проводится в течение 15-20 минут во время проведения занятия по окончании изучения основных обучающих тем.
Формы проведения промежуточной аттестации (ПА):
ПА проводится в конце учебного года в форме итогового занятия с математическими, дидактическими и типовыми играми.
Формой проведения ПА являются: тестирование общей физической подготовки, контрольно – переводные испытания.
Выставки
Индивидуальные творческие работы
Подведение итогов проводится в форме промежуточной аттестации (май). Результаты освоения программы проверяются тестированием, конкурсными заданиями. В конце учебного года фиксируется раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через созданные презентации и результаты участия учащихся в конкурсах.
показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу.
Игровые:
проведение занятий в занимательной, интересной, игровой форме, создающей атмосферу комфортности, ощущение легкости обучения, использование музыки.
Практические :
выполнение работ по картам, схемам работа с литературными источниками;
свободная импровизация в изготовлении изделий;
выполнение работ творческого характера.
Аналитические :
Частично - поисковые, информационно-развивающие, активизирующие познавательную деятельность.
Фиксации и оценивания учебных достижений: сравнивание с готовыми образцами, самоанализ.
Учащиеся 11-18 лет
Проблемного обучения:
проблемное изложение материала; постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; формулировка и решение проблемы учащимися, поиск ответов с использованием «опор» (таблиц, схем, чертежей).
Наглядного обучения:
Использование наглядных и демонстрационных материалов: плакатов, фотографий, таблиц, схем, чертежей, графиков; моделей, опытов и др.
Развивающего обучения:
взаимообучение, ступенчатое повышение подачи материала, импровизация, коллективное обсуждение творческих работ, опора в учебном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт учащихся.
Дидактический материал: Тренировочные упражнения по всем темам программы; Индивидуальные карточки для тестирования; Разноуровневые задания; Занимательный материал (кроссворды, ребусы, викторины)
Наглядный материал: Плакаты по темам «Организация рабочего места», «Техника безопасной работы с ручными столярными инструментами», «Правила безопасной работы с ручными электроинструментами», «Правила техники безопасности при работе на станках»; Образцы готовых изделий; Технологические карты; Инструкционные карты;
Раздаточный материал: Опорные схемы; Технологические карты; Шаблоны; Тесты по всем темам программы.
Методическое обеспечение : Специализированная литература по истории судостроения, развитию авиации, космонавтики и автомобилестроения, подборка журналов («Левша», «Юный техник», «Моделист-конструктор»), наборы чертежей, шаблонов для изготовления различных моделей, образцами моделей (судо-, авиа-, ракето- и автомодели), выполненные учащимися и педагогом, плакаты, фото и видеоматериалы