kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема демаркации: разграничение науки и не науки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякое утверждение, претендующее на статус научного, должно быть сводимо к совокупности фактов или данных экспериментального наблюдения («протокольных предложений»). Обоснованными и осмысленными считаются те положения теории, которые непосредственно подтверждаются экспериментальными данными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема демаркации: разграничение науки и не науки»

Проблема демаркации: разграничение науки и не – науки.  Критерии верификации и фальсификации научных теорий Выполнила: Светлакова Е.К. МЯ-СЛиМК-1

Проблема демаркации: разграничение науки и не – науки. Критерии верификации и фальсификации научных теорий

Выполнила:

Светлакова Е.К.

МЯ-СЛиМК-1

Критерий верификации  был выдвинут в рамках философии  неопозитивизма –  направления западной философии, получившего развитие в 20-50 г.г. ХХ в . главным образом в Австрии и США (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн и др.). неопозитивисты усматривали главное назначение данного критерия в том, чтобы обеспечить четкое основание для отделения научно осмысленных положений (2высказываний») о наблюдаемых феноменах от «бессмысленных» т.е. не имеющих научного значения. Основное содержание критерия верификации может быть интерпретировано следующим образом.
  • Критерий верификации  был выдвинут в рамках философии  неопозитивизма –  направления западной философии, получившего развитие в 20-50 г.г. ХХ в . главным образом в Австрии и США (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн и др.). неопозитивисты усматривали главное назначение данного критерия в том, чтобы обеспечить четкое основание для отделения научно осмысленных положений (2высказываний») о наблюдаемых феноменах от «бессмысленных» т.е. не имеющих научного значения. Основное содержание критерия верификации может быть интерпретировано следующим образом.
Согласно этому критерию  научность (познавательная значимость) теоретических положений устанавливаются путем их сравнения с эмпирическими фактами  (экспериментальными данными). Процедура эмпирического (экспериментального, фактического) подтверждения положений теории называется верификацией.
  • Согласно этому критерию  научность (познавательная значимость) теоретических положений устанавливаются путем их сравнения с эмпирическими фактами  (экспериментальными данными). Процедура эмпирического (экспериментального, фактического) подтверждения положений теории называется верификацией.
Всякое утверждение, претендующее на статус научного, должно быть сводимо к совокупности фактов или данных экспериментального наблюдения  («протокольных предложений»). Обоснованными и осмысленными считаются те положения теории, которые непосредственно подтверждаются экспериментальными данными.
  • Всякое утверждение, претендующее на статус научного, должно быть сводимо к совокупности фактов или данных экспериментального наблюдения  («протокольных предложений»). Обоснованными и осмысленными считаются те положения теории, которые непосредственно подтверждаются экспериментальными данными.
Положения, не поддающиеся проверке опытным путем (фактами), с точки зрения позитивизма «бессмысленны» (лишены познавательного значения) и должны быть удалены из науки.  Тем самым позитивисты объявляли бессмысленными не только религию, но и всю традиционную философию, в том числе учения Гегеля, Маркса, Фрейда и т.п.
  • Положения, не поддающиеся проверке опытным путем (фактами), с точки зрения позитивизма «бессмысленны» (лишены познавательного значения) и должны быть удалены из науки.  Тем самым позитивисты объявляли бессмысленными не только религию, но и всю традиционную философию, в том числе учения Гегеля, Маркса, Фрейда и т.п.
Критический анализ критерия верификации  обнаруживает его ограниченность в следующих аспектах: Данный критерий по сути ограничивает научное исследование пределами обобщения эмпирических (экспериментальных) фактов, лишая смысла теоретические положения, не поддающиеся непосредственной проверке опытным путем.  Тем самым он содействует примитивизации науки, сужению горизонта теоретического мышления, поощряет тенденции узкого эмпиризма. На самом деле наука не сводится к рамкам эмпирии, опыта, эксперимента. Формирование научных категорий, установление законов, принципов других теоретических положений выходит за рамки непосредственного опыта и напрямую из него не вывозимо.
  • Критический анализ критерия верификации  обнаруживает его ограниченность в следующих аспектах:
  • Данный критерий по сути ограничивает научное исследование пределами обобщения эмпирических (экспериментальных) фактов, лишая смысла теоретические положения, не поддающиеся непосредственной проверке опытным путем.  Тем самым он содействует примитивизации науки, сужению горизонта теоретического мышления, поощряет тенденции узкого эмпиризма. На самом деле наука не сводится к рамкам эмпирии, опыта, эксперимента. Формирование научных категорий, установление законов, принципов других теоретических положений выходит за рамки непосредственного опыта и напрямую из него не вывозимо.
Размышляя о возможностях и границах критерия верификации, западный философ К. Поппер увидел его слабость в том, что  существует принципиальная возможность получить верификацию любой умело скроеной теории. Это происходит в силу того, что человек, уверовавший в теорию, попадает под ее гипноз и начинает во всем видеть ее подтверждения.  К. Поппер обратил внимание на то, что некоторые из его друзей, являвшиеся поклонниками теорий Маркса, Фрейда, Адлера, находились под гипнотическим воздействием их объяснительной силы.
  • Размышляя о возможностях и границах критерия верификации, западный философ К. Поппер увидел его слабость в том, что  существует принципиальная возможность получить верификацию любой умело скроеной теории. Это происходит в силу того, что человек, уверовавший в теорию, попадает под ее гипноз и начинает во всем видеть ее подтверждения.  К. Поппер обратил внимание на то, что некоторые из его друзей, являвшиеся поклонниками теорий Маркса, Фрейда, Адлера, находились под гипнотическим воздействием их объяснительной силы.
Полемика вокруг критерия верификации обнаружила также его логическую уязвимость. Дело в том, что  сам этот критерий неверифицируем, не вытекает непосредственно из опыта, а значит, по своим собственным основаниям должен быть признан бессмысленным .
  • Полемика вокруг критерия верификации обнаружила также его логическую уязвимость. Дело в том, что  сам этот критерий неверифицируем, не вытекает непосредственно из опыта, а значит, по своим собственным основаниям должен быть признан бессмысленным .
Критерий фальсифицируемости  был предложен уже упоминавшимся западным философом К. Поппером (1902-1994) в ходе его полемики с неопозитивистами. Суть данного критерия состоит в следующем. В противоположность критерию верификации, делающему упор на эмпирической подтверждаемости теоретических положений, критерий фальсификации акцентирует внимание на критике и опровержении теории.  Очевидный аргумент в пользу такого подхода заключается в том, что любое количество фактов, подтверждающих теорию, все же не дают окончательной уверенности в ее истинности, в то время как один – единственный факт, противоречащий теории, опровергает ее.
  • Критерий фальсифицируемости  был предложен уже упоминавшимся западным философом К. Поппером (1902-1994) в ходе его полемики с неопозитивистами. Суть данного критерия состоит в следующем.
  • В противоположность критерию верификации, делающему упор на эмпирической подтверждаемости теоретических положений, критерий фальсификации акцентирует внимание на критике и опровержении теории.  Очевидный аргумент в пользу такого подхода заключается в том, что любое количество фактов, подтверждающих теорию, все же не дают окончательной уверенности в ее истинности, в то время как один – единственный факт, противоречащий теории, опровергает ее.
Согласно Попперу  главным качеством научного подхода является критичность.  Эволюцию науки он уподобляет дарвиновской модели биологической эволюции. Рост научного знания происходит в ходе выдвижения новых гипотез (теорий), их критической проверки (опровержения) и замены более совершенными теориями, в ходе чего и осуществляется решение научных проблем. Согласно этой модели « выживать  « должны »  сильнейшие теории », которые в свою очередь подвергаются новым попыткам критического опровержения.
  • Согласно Попперу  главным качеством научного подхода является критичность.  Эволюцию науки он уподобляет дарвиновской модели биологической эволюции. Рост научного знания происходит в ходе выдвижения новых гипотез (теорий), их критической проверки (опровержения) и замены более совершенными теориями, в ходе чего и осуществляется решение научных проблем. Согласно этой модели « выживать  « должны »  сильнейшие теории », которые в свою очередь подвергаются новым попыткам критического опровержения.
Согласно критерию фальсифицируемости главной проверкой научного статуса теории является не ее верифицируемость, а опровержимость.  Теория, претендующая на статус научной, должна допускать вывод следствий («рискованных предсказаний»), которые в случае несоответсвия с опытом, экспериментом, явились бы ее опровержением. Главный тезис критерия фальсификации состоит в утверждении: «любая научная теория должна быть хотя бы в принципе опровержима».  Если теория устроена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки.
  • Согласно критерию фальсифицируемости главной проверкой научного статуса теории является не ее верифицируемость, а опровержимость.  Теория, претендующая на статус научной, должна допускать вывод следствий («рискованных предсказаний»), которые в случае несоответсвия с опытом, экспериментом, явились бы ее опровержением. Главный тезис критерия фальсификации состоит в утверждении: «любая научная теория должна быть хотя бы в принципе опровержима».  Если теория устроена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки.
Согласно первоначальной « жесткой »  версии критерия фальсифицируемости  теория должна быть отвергнута, если хотя бы одно из ее следствий противоречит фактам или не согласуется с ними. Чрезмерность столь жесткого критерия очевидна: если бы ученые стали отбрасывать теории при первом же столкновении с «неудобными» фактами, то наука вскоре вообще лишилась бы теорий. Поэтому первоначальный чрезмерный или «наивный» фальсикационизм сменился в последствии более мягкой и реалистичной версией данного критерия:  если следствия теории противоречат фактам, то это повод не для отбрасывания теории, а лишь для ее уточнения, корректировки, выдвижения более продуктивных конкурирующих теорий.  Сама критика теории должна сначала вестись в аспекте уточнения пределов ее применимости, а лишь затем – ее возможной ложности, ненаучности.
  • Согласно первоначальной « жесткой »  версии критерия фальсифицируемости  теория должна быть отвергнута, если хотя бы одно из ее следствий противоречит фактам или не согласуется с ними. Чрезмерность столь жесткого критерия очевидна: если бы ученые стали отбрасывать теории при первом же столкновении с «неудобными» фактами, то наука вскоре вообще лишилась бы теорий. Поэтому первоначальный чрезмерный или «наивный» фальсикационизм сменился в последствии более мягкой и реалистичной версией данного критерия:  если следствия теории противоречат фактам, то это повод не для отбрасывания теории, а лишь для ее уточнения, корректировки, выдвижения более продуктивных конкурирующих теорий.  Сама критика теории должна сначала вестись в аспекте уточнения пределов ее применимости, а лишь затем – ее возможной ложности, ненаучности.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема демаркации: разграничение науки и не науки

Автор: Светлакова Екатерина Константиновна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 460093


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства