Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку эрзянского языка "Эрзянь ды мокшонь оршамопельтне".»
Мордовская одежда
Рубаха
Рубаха это главный компонент женского костюма. Её местное название – панар. Шилась она из грубого посконного холста. Во второй четверти XX века стали шить рубахи из хлопчатобумажных нитей.
Стан рубахи состоял из двух сшитых полотнищ, перегнутых пополам.
Вышивка
Расположение вышивок на плечевой холщевой одежде зависело от покроя одежды и ее назначения. Вышивка на плечевой одежде всех групп мордвы располагалась вокруг шейного выреза, по плечам, подолу и продольным швам основных полотнищ. Количество вышивки, ее колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения рубахи.
Головные уборы
Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно связаны с прической.
Девушки заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку. Замужние женщины заплетали косу на темени и закручивали в тугой узел.
Передник
Традиционным элементом женского костюма является -передник. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Подол его украшался вышивкой и поперечными полосами узорного тканья.
Пулай
Пояса ткались на дощечках из разноцветных шерстяных ниток домашней обработки. Концы их завершали помпоны или бахрома.
Наиболее характерным женским набедренным украшением эрзи был пулай. Женщина надевала его еще девочкой – подростком в 13- 14 лет и носила до самой смерти. Для изготовления применяли бахрому из шерстяных ниток. Сверху к бахроме пришивали пояс по которому рядами шел цветной бисер.
Сюлгам
Сюлгам – женское нагрудное украшение. Сюлгам пожилых женщин представлял небольшое несомкнутое кольцо из медной проволоки. Он украшался глазками из цветного стекла и имел подвески из цепочек, рядов крупных бусин, стекляруса, бисера, чередующихся с металлическими жетонами и медными пуговицами. На руки надевались медные и серебряные браслеты, кольца, перстни.
Традицию вышивки эрзян выделяет немногоцветная гамма: в основе ее лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов, причем последний часто использовался как контур. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного сочетания мелких элементов красных и черных, которые использовались для украшения мордовской одежды.