Просмотр содержимого документа
«Презентация: Философские концепции морали. Критерии морального выбора: гедонизм и эвдемонизм»
Философские концепции морали
Критерии морального выбора:
гедонизм и эвдемонизм
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
и что такое плохо?
В. Маяковский
Мораль – это ядро человеческой культуры
Главная ценность морали заключается в поведении, соответствующем определённым социальным нормам
Культура
Мораль
Основные источники моральных поступков
Внешние источники
Внутренний источник
Совесть
Законы
Обычаи
Мораль в древнем обществе
Обычаи
Религиозные предписания
Государственные нормы
Этика
Этика – это часть философии и наука о добре и зле, которые она понимает в объективном смысле, не обязательно относя их к данному обществу или человечеству
Мораль
Мораль фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому
Нравственность
Нравственность – это формирующееся внутри личности представление о добре и зле, которое может не совпадать с этикой и моралью общества, в котором живёт человек
МОРАЛЬ
НРАВСТВЕННОСТЬ
Что должно быть, к чему человек должен стремиться
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в жизни
«Человек есть мера всех вещей»
Софист Протагор
«Человек, познавший добро, является праведным и добродетельным. Человек, который ведет себя безнравственно, просто не знает, что такое добродетель»
Сократ
Платон считал, что существует общая идея добра, а отдельные добрые поступки – лишь частные проявления этой идеи.
Человек, живущий безнравственно, находится в состоянии внутренней дисгармонии. Добродетельные же люди, напротив, наслаждаются душевным покоем, счастьем и расположением богов.
Платон
(428-348 до н.э.)
Аристотель считал, что нравственные люди приносят пользу обществу и поэтому получают награду за добродетельную жизнь.
Основными добродетелями он считал мужество, умеренность, щедрость, а так же «величие души».
В отличие от Сократа, Аристотель признавал, что человек может иметь ясное представление о своих нравственных обязанностях и тем не менее нарушать их по причине слабоволия или в расчете на безнаказанность.
АРИСТОТЕЛЬ
(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского
Моральный кодекс, который составляет часть христианской религии, твердо основан на вере.
В основе христианской морали лежит убеждение, что Бог желает счастья людям, которых он создал.
Бог дал людям ряд заповедей, что позволяет достигнуть счастья и избегать грехов и заблуждений.
Христианская нравственность базируется на двух главных принципах: любви к Богу и любви к ближнему.
Бенедикт Спиноза –оригинальный мыслитель с безудержно «дерзновенной» философией.
Считал, что страсти и желания человека держат его в рабстве.
«Подлинная свобода человека – это понимание той системы, частью которой мы являемся, при помощи разума».
Бенедикт Спиноза
(1632-1677)
«благородные дикари»
Жан-Жак Руссо
(1712 – 1778)
современная
Этика
этика долга
этика добродетели
всеобщие моральные законы
понимание морального облика отдельной личности
этика ценностей
бытие человека в мире
Эвдемонизм
гедонизм
Храм Аполлона в Дельфах
«Познай самого себя»
надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону «семью мудрецами».
«Дэймон» – «гений»
- «идеальная» часть человеческой личности, соединяет своего носителя с высшими существами - БОГАМИ
«Стань тем, кто ты есть»+«Познай себя»=
«Познай себя и стань тем, кто ты есть»
МАНИПУЛЯЦИИ ИЗ ВНЕ
«СТАНЬ ТЕМ, КТО ТЫ ЕСТЬ, И ПОЗНАЙ СЕБЯ»
ДЭЙМОН – потенциал, который связан с индивидуальным самовоплощением человека.
Он включает в себя как универсальные, свойственные всем людям возможности, так и уникальные черты, отличающие каждого индивида от всех остальных.
Эвдемонизм
- учение о стремлении человека к счастью.
- (от греч. – счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.
-принцип необходимости сочетания духовных и материальных факторов в мотивах к этическому совершенствованию.
Элементарный путь к счастью – это устранение и физических страданий тела, и волнений души.
Эвдемонию можно считать действительно полноценным существованием: с одной стороны, в ней многое приобретается (саморазвитие, самореализация и т.д.), с другой – ничего полезного не теряется . Сохраняются возможности гедонистических переживаний в процессе самореализации.
Чем выше нравственность личности, тем значимее её предпосылки для счастья.
УДОВОЛЬСТВИЕ
гедонизм
- философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни.
- принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем.
СЧАСТЬЕ – это совокупность приятных переживаний от различных комфортных состояний тела.
гедонизм
=
эгоизм
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
«О НАСЛАЖДЕНИИ»
Неискоренимость эгоизма обосновывается стремлением индивида к самосохранению, а основным мотивом человеческой деятельности признается стремление к собственному удовольствию.
Лоренцо Валла
И все же, аморально ли наслаждение?
Конечно, наслаждение само по себе не аморально, и поэтому критика гедонизма не означает отказа от принципа удовольствия, без которого вообще невозможна общественная жизнь.
С психофизиологической точки зрения удовольствие как результат удовлетворения потребности важно тем, что его сопровождает уменьшение и угасания внутреннего напряжения(физического и психического), оно способствует восстановлению жизненных функций организма.
Сегодня человек создал искусственные средства, позволяющие ему уничтожить всю планету.
Нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу.