kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку эрзянского языка "Повторение пройденного материала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

77777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку эрзянского языка "Повторение пройденного материала"»

Иень перть ютазенть мельс ледстямо Повторение пройденного материала за весь год

Иень перть ютазенть мельс ледстямо

Повторение пройденного материала за весь год

Имя существительное  Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кие? (кто?) и мезе? (что?). Вопрос кие? употребляется только в отношении лиц. Вопрос мезе? употребляется для обозначения животных и предметов.  Например: кие? ломань, ава.  мезе? овто, вальма.

Имя существительное

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кие? (кто?) и мезе? (что?). Вопрос кие? употребляется только в отношении лиц. Вопрос мезе? употребляется для обозначения животных и предметов.

Например: кие? ломань, ава.

мезе? овто, вальма.

Существительные в эрзянском языке имеют форму единственного и множественного числа.    Мн.ч. Образуется при помощи суффиксов –т/-ть, Например, кудо (дом) – кудо т (дома).  Суффикс –т употребляется в словах, которые оканчиваются на твердые согласные, например, пана р (рубашка) – панар т (рубашки) и на гласные –о, -а. Например, вальм а (окно) – вальма т (окна).  Суффикс – ть употребляется в словах, которые оканчиваются на мягкие согласные и на мягкий знак (ь), например: умарь (яблоко) – умар ть (яблоки), и на гласные –е и –и, например: кши (хлеб) – кши ть (хлеба).

Существительные в эрзянском языке имеют форму единственного и множественного числа.

Мн.ч. Образуется при помощи суффиксов –т/-ть,

Например, кудо (дом) – кудо т (дома).

Суффикс –т употребляется в словах, которые оканчиваются на твердые согласные, например, пана р (рубашка) – панар т (рубашки) и на гласные –о, -а. Например, вальм а (окно) – вальма т (окна).

Суффикс – ть употребляется в словах, которые оканчиваются на мягкие согласные и на мягкий знак (ь), например: умарь (яблоко) – умар ть (яблоки), и на гласные –е и –и, например: кши (хлеб) – кши ть (хлеба).

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные .   Одушевленные существительные обозначают живой предмет и отвечают на вопросы кие? (кто?) и мезе? (что?). Кие? (одушевленные сущ., называющие людей), например: ава, сазор, ялакс.  Мезе? (одушевленные сущ., называющие  животных, птиц), например: скал, киска, цянав.      Неодушевленные существительные обозначают неживой предмет и отвечают на вопрос мезе? (что?), например: вальма, койме, чувто.

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные .

Одушевленные существительные обозначают живой предмет и отвечают на вопросы кие? (кто?) и мезе? (что?).

Кие? (одушевленные сущ., называющие людей),

например: ава, сазор, ялакс.

Мезе? (одушевленные сущ., называющие

животных, птиц), например: скал, киска, цянав.

Неодушевленные существительные обозначают неживой предмет и отвечают на вопрос мезе? (что?), например: вальма, койме, чувто.

 Существительные бывают собственные и нарицательные.  Собственные: имена, отчества, фамилии; клички животных; названия городов, сёл, гор, рек. Например: Серафима Марковна Люлякина, кот Барсик, город Саранск, Рузаевка , село Лямбирь, река Сура, Мокша, горы – Памир. Нарицательные ,( которые называют одним словом все однородные предметы, явления): ош, веле, ломань, лем, лей.

Существительные бывают

собственные и нарицательные.

Собственные: имена, отчества, фамилии; клички животных; названия городов, сёл, гор, рек.

Например: Серафима Марковна Люлякина,

кот Барсик, город Саранск, Рузаевка , село Лямбирь, река Сура, Мокша, горы – Памир.

Нарицательные ,( которые называют одним словом все однородные предметы, явления): ош, веле, ломань, лем, лей.

  Существительные изменяются по падежам.  Изменение существительных по падежам называется склонением.  В эрзянском языке три склонения: Основное (аволь невтемачинь); Указательное (невтемачинь); Притяжательное (азорксчинь).  Формы основного склонения употребляются для обозначения предмета вообще, например: вальма (окно), веле (село), реве (овца).

Существительные изменяются по падежам.

Изменение существительных по падежам называется склонением.

В эрзянском языке три склонения:

  • Основное (аволь невтемачинь);
  • Указательное (невтемачинь);
  • Притяжательное (азорксчинь).

Формы основного склонения употребляются для обозначения предмета вообще, например: вальма (окно), веле (село), реве (овца).

В эрзянском языке 12 падежей .     Названия падежей Вопросы Именительной Падежные окончания Кие? Мезе? Родительной Примеры - Дательной Кинь? Мезень? - нь Умарь, кудо Кинень,? Мезнень? Отложительной Киде? Мезде? -нень/-нэнь Местной Умаре нь , кудо нь Исходной -до/- де /-дэ Кисэ? Мейсэ? Косо? Умарн ень , кудон ень Кистэ? мейстэ? Умар де, кудо до Направительной -со/ --сэ -то/ -те/ -тэ -сто/ -стэ Ков? Мезев? Вносительной Умарь сэ, кудо со Переместительной -в Умарь стэ, кудо сто Кис? Мезес? - с Умаре в, кудо в Кива? Мезева? Превратительной Мезекс?Кикс? Умарь с, кудо с -ва/ -га/ -ка Сравнительной -кс Умарь га, кудо ва Изъятельной Кишка? Мезекша? Умарь кс, кудо кс -шка Кивтеме? Мезевтеме? -втомо/ -втеме Умарь шка, кудо шка Умар теме, кудов томо -томо/ -теме -тэме

В эрзянском языке 12 падежей .

Названия падежей

Вопросы

Именительной

Падежные окончания

Кие? Мезе?

Родительной

Примеры

-

Дательной

Кинь? Мезень?

- нь

Умарь, кудо

Кинень,? Мезнень?

Отложительной

Киде? Мезде?

-нень/-нэнь

Местной

Умаре нь , кудо нь

Исходной

-до/- де /-дэ

Кисэ? Мейсэ? Косо?

Умарн ень , кудон ень

Кистэ? мейстэ?

Умар де, кудо до

Направительной

-со/ --сэ

-то/ -те/ -тэ

-сто/ -стэ

Ков? Мезев?

Вносительной

Умарь сэ, кудо со

Переместительной

Умарь стэ, кудо сто

Кис? Мезес?

- с

Умаре в, кудо в

Кива? Мезева?

Превратительной

Мезекс?Кикс?

Умарь с, кудо с

-ва/ -га/ -ка

Сравнительной

-кс

Умарь га, кудо ва

Изъятельной

Кишка? Мезекша?

Умарь кс, кудо кс

-шка

Кивтеме? Мезевтеме?

-втомо/ -втеме

Умарь шка, кудо шка

Умар теме, кудов томо

-томо/ -теме

-тэме

  Суффикс служит для образования новых слов и форм слова.  В эрзянском языке с помощью суффиксов – ине/ -ыне, –нэ/ -не, -ке образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: цеця (цветок) – цеци не (цветочек), скал (корова) – скал нэ (коровка).

Суффикс служит для образования новых слов и форм слова.

В эрзянском языке с помощью суффиксов

ине/ -ыне, –нэ/ -не, -ке образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: цеця (цветок) – цеци не (цветочек),

скал (корова) – скал нэ (коровка).

   Имя прилагательное   Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос кодамо?  (какой? какая? какое?). Например: якшамо, мазый, сэрей.  Прилагательные употребляются с существительными в качестве определения. Не согласуются ни в числе, ни в падеже.  Прилагательные в эрзянском языке делятся на два разряда:  качественные и относительные.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос кодамо? (какой? какая? какое?). Например: якшамо, мазый, сэрей.

Прилагательные употребляются с существительными в качестве определения. Не согласуются ни в числе, ни в падеже.

Прилагательные в эрзянском языке делятся на два разряда: качественные и относительные.

   Качественные прилагательные обозначают признак (качество предмета) и отвечают на вопрос кодамо? (какой?). Они обозначают: Цвет: ашо, ожо, пиже. Возрастные признаки: сыре, од, покш. Размер: сэрей, келей, кувака. Протяженность, положение в пространстве: виде, кичкере, вить. Черты характера людей: превей, кежей, вадря. Физические качества: шумбра, коське, эчке. Явления природы: валдо, маней. Качества, воспринимаемые органами чувств: тантей, чапамо.

Качественные прилагательные обозначают признак (качество предмета) и отвечают на вопрос кодамо? (какой?).

Они обозначают:

  • Цвет: ашо, ожо, пиже.
  • Возрастные признаки: сыре, од, покш.
  • Размер: сэрей, келей, кувака.
  • Протяженность, положение в пространстве: виде, кичкере, вить.
  • Черты характера людей: превей, кежей, вадря.
  • Физические качества: шумбра, коське, эчке.
  • Явления природы: валдо, маней.
  • Качества, воспринимаемые органами чувств: тантей, чапамо.

  Относительные прилагательные обозначают признаки предметов и выражают отношения: К материалу: кшинь койме, кевень пандо. Ко времени: телень кемть, сёксень чи. К месту: велень тейтерь. К лицу: эрзянь ава.

Относительные прилагательные обозначают признаки предметов и выражают отношения:

  • К материалу: кшинь койме, кевень пандо.
  • Ко времени: телень кемть, сёксень чи.
  • К месту: велень тейтерь.
  • К лицу: эрзянь ава.

           ПОСЛЕЛОГИ.   В эрзянском языке нет предлогов.  Им соответствуют особые служебные слова – послелоги.   Послелоги – это слова, которые указывают на отношения существительных, числительных, местоимений к другим словам в предложении.   Например: ало (под), вакссо (около), мейле (после) и др.

ПОСЛЕЛОГИ.

В эрзянском языке нет предлогов.

Им соответствуют особые служебные слова – послелоги.

Послелоги – это слова, которые указывают на отношения существительных, числительных, местоимений к другим словам в предложении.

Например: ало (под), вакссо (около), мейле (после) и др.

           ГЛАГОЛ .   Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы мезе тееме (что делать?) и мезе теемс? мезе теема? (что делать?).  Глагол в эрзянском языке имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Н. в . - действие в момент речи.  Мон молян (я иду). П.в. – действие, которое произошло до момента речи. Мон пидинь (я варил). Б.в. – действие, которое произойдет после момента речи. Мон карман пидеме (я буду варить).

ГЛАГОЛ .

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы мезе тееме (что делать?) и мезе теемс? мезе теема? (что делать?).

Глагол в эрзянском языке имеет три времени:

настоящее, прошедшее и будущее.

Н. в . - действие в момент речи. Мон молян (я иду).

П.в. действие, которое произошло до момента речи. Мон пидинь (я варил).

Б.в. действие, которое произойдет после момента речи. Мон карман пидеме (я буду варить).

                 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  В эрзянском языке  глагол и существительное образуют словосочетание, где глагол – главное слово, существительное – зависимое. Например: эрямс велесэ (жить в селе), арсемс авадон (думать о матери). ПРЕДЛОЖЕНИЕ Предложение состоит из слов, объединенных общим смыслом и интонацией. По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, побудительные, вопросительные. Например: Тусь пиземе. Тусь пиземе! Тусь пиземе?

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

В эрзянском языке

глагол и существительное образуют

словосочетание, где глагол – главное слово, существительное – зависимое.

Например: эрямс велесэ (жить в селе), арсемс авадон (думать о матери).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение состоит из слов, объединенных общим смыслом и интонацией.

По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, побудительные, вопросительные.

Например: Тусь пиземе. Тусь пиземе! Тусь пиземе?

                   Сюкпря!

Сюкпря!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация к уроку эрзянского языка "Повторение пройденного материала"

Автор: Ледяйкина Людмила Анатольевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства