Презентация по профессиональной подготовке водителей категории "В" по теме: "Действия водителя в критических ситуациях"
Презентация по профессиональной подготовке водителей категории "В" по теме: "Действия водителя в критических ситуациях"
Презентация предназначена для учащихся 11 класса на урок по профессиональной подготовке водителей категории "В". В презентации показаны основные действия водителя в критических ситуациях и как правильно вести себя в таких ситуациях
Пожар в автомобиле
Авария на дороге
Оказание первой медицинской помощи при ДТП
Машина упала в воду
Движение на автомагистралях
Поездка на дальние расстояния
Езда с прицепом
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по профессиональной подготовке водителей категории "В" по теме: "Действия водителя в критических ситуациях" »
ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ
Пожар в автомобиле.
Пожар в автомобиле может возникнуть по многим причинам:
- замыкание в электропроводке;
- утечка в системе подачи топлива;
- курение в салоне;
- небрежность при перевозке легковоспламеняющихся грузов;
- удар молнии;
- самовоспламенение хранящейся в машине промасленной ветоши;
- падение на машину высоковольтного провода и др.
Первыми признаками возможного возгорания и вероятного пожара, которые водитель не должен оставить без внимания, могут быть:
- запах дыма, горелой резины;
- струйки дыма из мест возгорания;
- информация водителей встречного или попутного транспорта.
При обнаружении данных признаков необходимо:
- немедленно остановиться;
- выключить двигатель;
- взять и привести в готовность средства тушения пожара;
- определить вероятный очаг пожара и оценить степень его интенсивности.
Если дым идет из-под капота, что чаще всего и бывает, открывать его надо с повышенной осторожностью, опасаясь выброса пламени из-за свободного притока кислорода.
Обнаружив очаг горения, направьте на него струю пены (газа) огнетушителя, соблюдая меры личной безопасности. Тушение целесообразнее производить с наветренной стороны, направляя струю на очаг пожара так, чтобы пламя подрезалось и отсекалось от поверхности.
Существует несколько способов тушения:
- пеной (газом) огнетушителем накрывают всю площадь огня, маневрируя струей;
- гасят фронт огня постепенным подавлением, отвоёвыванием пространства;
- накрывают очаг горения брезентом, пиджаком, курточкой и т.п.
Наиболее опасным является пожар в районе бензобака. Если пожар возник во время движения, надо немедленно остановиться. Подальше от людей, строений, высадить пассажиров, если они есть, выключить двигатель и вместе с пассажирами отбежать от машины на безопасное расстояние, ибо взрыв может произойти в любую секунду (здесь приходиться думать не столько о машине, сколько о сохранении жизни окружающих и, конечно, своей).
При загорании машины вследствие пролива топлива в первую очередь надо тушить топливо, а уж потом – машину.
Процесс тушения пожара следует вести решительно и интенсивно.
На «хвосте» машина, из которой следят за вами
Если подозреваемая вами машина повторяет ваш маневр, в ней «охотник» за вами. В такой ситуации следует: остановиться около первого же телефона-автомата, автозаправочной и позвонить в ГАИ или милицию. При этом действуйте естественно, решительно, чтобы «охотник» не заметил, что вы разгадали его намерения. Выходя из машины, выключите двигатель, дверцы заприте на ключ. Если телефон есть в машине - воспользуйтесь им.
Если вас остановили в неудобном месте (на безлюдной улице, вне насаленного пункта, в темное время суток …), из машины не выходите. Переговоры ведите через приоткрытое стекло левой дверцы. Машина при этом должна стоять на передаче, чтобы в удобный момент дать газ и сорваться с места.
Авария на дороге.
Аварии лучше не допускать. А если уж создалась такая ситуация, то:
- сделайте все возможное, чтобы избежать лобового удара (перевести его в скользящий, боковой …);
- не покидайте машину, управляйте ею до самого столкновения;
- если удара не избежать, не теряйте самообладание, выключите зажигание, примите защитную позу (упритесь ногами в пол, руками в рулевое колесо, голову наклоните вперед между рук, напрягите мышцы всего тела, т.е. примите позу, препятствующую перемещению вперед во время удара);
- если в машине есть пассажиры, они также должны принять защитную позу. Детей следует защитить взрослым, прижать их к себе.
Удар произошел… Надо:
- быстро отстегнуть ремни безопасности;
- определить, где, в каком месте, в каком положение находитесь, оценить свое состояние, состояние пассажиров;
- по внешним признакам определить, нет ли пожара;
- не проявляя спешки, суеты, паники, откройте дверцы. Если дверцы не открываются, они либо закрыты изнутри, либо их заклинило;
- если дверцы заклинило – выбейте ветровое (лобовое) стекло и покидайте машину. Помогите пассажирам. Пострадавшим окажите медицинскую помощь
Оказавшись на месте дорожно-транспортного происшествия, в условиях тревожной и нередко хаотичной обстановки прежде всего необходимо:
1. Оценить картину происшествия:
- быстро определить, с чего начать – с мероприятий по предотвращению продолжающейся катастрофы (возникновение новой) по спасению жизни пострадавшего и какими силами, как начать спасать, что нужно сделать по его извлечению и перенесению его в безопасное место.
2. Предупредить катастрофу, которая еще продолжается, или возникновение новой, принять соответствующие меры:
- потушить пожар или предупредить его возникновение,
- выставить предупредительный знак, дополнительно обозначить место происшествия,
- перевезти транспортное средство в более безопасное место и т.п.
3. Извлечь, перенести пострадавшего в безопасное место (с использованием соответствующих способов и приемов извлечения и переноски) и одновременно ориентировочно определить необходимость его оживления и характер его травмы (ранения).
4. Приступить без промедления к оказанию первой медицинской помощи:
- в зависимости от характера травмы (ранения) уложить пострадавшего в соответствующее положение (на спину или бок),
- приступить (при необходимости) к оживлению,
- продолжать проведение необходимых мероприятий первой медицинской помощи.
5. Отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение:
- вызвать скорую помощь,
- отправить попутным транспортом (если позволяет состояние пострадавшего).
6. Сообщить на ближайший пост ГАИ о ДТП:
- по телефону или через водителей попутных средств и т.п.
4. Приступить без промедления к оказанию первой медицинской помощи:
- в зависимости от характера травмы (ранения) уложить пострадавшего в соответствующее положение (на спину или бок),
- приступить (при необходимости) к оживлению,
- продолжать проведение необходимых мероприятий первой медицинской помощи.
5. Отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение:
- вызвать скорую помощь,
- отправить попутным транспортом (если позволяет состояние пострадавшего).
6. Сообщить на ближайший пост ГАИ о ДТП:
- по телефону или через водителей попутных средств и т.п.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Первая медицинская помощь
Машина упала в воду.
Помните, что автомашина с закрытыми дверцами и окнами, оказавшись в воде, может некоторое время держаться на плаву. Не спешите сразу открывать дверцы – вода сразу же хлынет внутрь и машина станет резко тонуть. Покидать ее лучше через окна, выбив ветровое (лобовое) или заднее стекло.
Если автомашина погрузилась на дно, а дверцы и окна закрыты, не паникуйте. Воздуха в салоне хватит на несколько минут. Отстегните ремни безопасности. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов для вентиляции легких, избавьтесь от одежды, стесняющей движения, (разденьтесь), снимите обувь и мысленно представьте путь вверх.
Покидать машину можно через дверцу, ветровое (лобовое) или заднее стекло, которое предварительно надо выбить. (В салоне машины следует держать молоток или что-то тяжелое. Можно для этой цели воспользоваться огнетушителем, который обязательно должен быть в кабине.)
Покидать машину лучше всего в тот момент, когда салон наполовину заполнен водой.
Если вы решили покидать машину через дверцу, развернитесь лицом к ней, сгруппируйтесь, примите толчковое положение для ног. Осторожно, но решительно откройте дверцу (будьте готовы противостоять напору потока воды, который обрушится на вас), резко толкнитесь ногами и «нырните» в воду.
При покидании через лобовое стекло (к этому прибегают в том случае, когда дверцы заклинило и открыть их не представляет возможным), выбейте его, защитив лицо, руки, тело от возможного пареза осколками стекла, встаньте, упритесь в сиденье, руками возьмитесь за край крыши машины, подтянитесь, резко толкнитесь ногами и всплывайте на поверхность.
Если с вами в машине есть пассажиры, особенно женщины и дети, обеспечьте им покидание первыми. Ребенка возьмите за руку и покидайте машину вместе с ним. Покидая машину, не забудьте взять документы.
Движение на автомагистралях
При движении на автомагистралях рекомендуется в обязательном порядке придерживаться следующих правил:
- перед поездкой проверять давление в шинах автомобиля и если необходимо привести его к норме;
- никогда не разворачиваться и не двигаться задним ходом;
- двигаться по правой полосе, за исключением случаев обгона;
- прежде чем начать маневр на обгон, посмотреть в зеркало заднего вида;
- выбирать и соблюдать безопасную дистанцию между своим и движущимся впереди автомобилем;
- в дождь, снег, в условиях тумана снижать скорость, включать ближний свет;
- остерегаться бокового ветра;
- делать остановки в пути не реже, чем через каждые два часа или через каждые двести километров в местах для отдыха;
- не двигаться и не стоять на полосе для экстренной остановки, за исключением поломки, отказа техники;
- переходить проезжую часть
Поездка на дальние расстояния.
Установлено, что при поездках на дальние расстояния ДТП чаще всего совершаются за 500-700 километров от места отправления.
При поездке на большие расстояния и в пути следования желательно выполнять рекомендации, способствующие безопасности:
- не отправляйтесь в путь, когда испытываете недомогание, чрезмерную усталость, нервную напряженность или физическую дискомфортность;
- через каждые два часа не реже (индивидуально можно и чаще) делайте остановки для отдыха на 5-10 минут;
- поддерживайте в салоне оптимальную температуру воздуха (лучше ниже нормы, чем слишком высокая);
- чаще проветривайте салон. На остановках открывайте дверцы для сквозного потока воздуха;
- если в машине есть магнитофон, включите функциональную (маршевую, бравурную или ритмическую) музыку;
- при наличии радиоприемника или пассажиров – слушайте радио, разговаривайте с пассажирами;
- перед поездкой следует отказаться от обильной пищи, (полный желудок вызывает сонливость), но не управлять автомобилем натощак;
- на остановках принимать легкую пищу, пить кофе, но не злоупотреблять;
- при проявлении сонливости остановитесь, попытайтесь вздремнуть хотя бы 10-15 минут или сделать остановку на более длительное время. Такую остановку следует делать или в гостинице, или возле поста ГАИ;
- на остановках и за рулем выполняйте упражнения аутогенной тренировки по снятию нервно-эмоциональной и физической напряженности;
- не перегружайте автомобиль. Груз постарайтесь расположить равномерно и хорошо закрепить. Нагруженная машина ведет себя совсем иначе, а значит, ехать следует на меньшей скорости, тормозить раньше, чем обычно;
- не переоценивайте свои возможности. Браваду в сторону. Она за рулем опасна. Человеческий организм имеет свои пределы, переступать которые небезопасно
Езда с прицепом
Безопасность движения с прицепом определяется целым рядом факторов:
- тягово-сцепным устройством, рассчитанным на конкретную марку автомашины;
- габаритами и массой прицепа;
- наличие электрооборудования на буксируемом прицепе;
- скоростью движения;
- условиями дороги;
- мастерством водителя и др.
Кроме того, при эксплуатации буксирных устройств в целях безопасности необходимо соблюдать ряд обязательных правил:
- не буксировать прицеп массой более 300 кг;
- груз на прицепе размещать таким образом, чтобы замок с дышлом прицепа давил на сцепной шар вертикально вниз с усилием, не превышающим определенного техническим паспортом устройства;
- перед каждой сцепкой шаровую опору следует смазать;
- своевременно проверять и регулировать замковое устройство прицепа;
- при обнаружении неустранимого люфта в соединении замка прицепа со сцепным шаром – соединение следует заменить;
- систематически проверять надежность крепления буксирного устройства к автомобилю, перед каждой поездкой проверять работу системы сигнализации прицепа;
- не буксировать прицеп автомобилем, не прошедшим обкатку;
- на дорогах с хорошим покрытием не превышать скорость 80 км/ч;
- при движении по скользким дорогам, особенно если прицеп не оборудован тормозами, соблюдайте при торможении повышенную осторожность во избежание заноса прицепа;
- при возрастании сопротивления движению и снижении скорости автопоезда своевременно переходите на низшие передачи.