Просмотр содержимого документа
«Презентация "Применение современных педагогических технологий на занятиях объединения «Художественная керамика»"»
Применениесовременных педагогических технологийна занятиях объединения «Художественная керамика»
Перепелкова Ольга Юрьевна,
педагог дополнительного образования МУДО Центр технического творчества г.Ликино-Дулёво
Я, Перепелкова Ольга Юрьевна, – педагог дополнительного образования объединения «Художественная керамика».
Теоретические и практические знания своего предмета, знание психологических особенностей обучающихся позволяют мне вести занятия с разными возрастными группами детей.
Стараясь осуществлять гибкое руководство объединением, ориентируюсь на интересы детей, подхожу к обучению дифференцированно: более способный ребенок получает задание сложнее, менее способный - доступное по силам, но обязательно развивающее его способности.
Обучающиеся творческого объединения «Художественная керамика» занимаются по дополнительной общеобразовательной программе, рассчитанной на обучение детей в возрасте от 7 до 16 лет.
Цель моей деятельности - выявить и развить творческие способности каждого ребёнка, самостоятельность, фантазию и эстетический вкус, сформировать духовно богатую и творчески мыслящую личность, ориентированную на культурные традиции, сформировать и развить художественно-теоретические и художественно-практические знания, умения и навыки по технологии изготовления керамических изделий и их декорирования.
Особенности образовательного процесса:
включение детей в учебный процесс в течение учебного года;
использование творческого подхода к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
нацеливание учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках;
структура программы обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к праздникам.
Дополнительная общеобразовательная программа, по которой я провожу занятия, не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ : народная игрушка, скульптура, сувенирная лепка, элементы ручной лепки и др. Это позволяет вводить в план занятий появляющиеся новинки декоративного искусства , что делает творчество детей модным и современным .
Разнообразие методических приемов в рамках различных педагогических технологий нацелено на то, чтобы детям было интересно и комфортно на занятиях.
На занятиях в объединении «Художественная керамика» я использую различные образовательные технологии , широкое многообразие методов, приемов и форм обучения и воспитания:
Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков)
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов)
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская)
Групповая технология (В.К. Дьяченко, М.Д. Виноградова)
Технология проектного обучения (Д.Дьюи)
Основные задачи применяемых педагогических технологий:
- Повышение эффективности образовательного процесса, что гарантирует достижение запланированных результатов обучения;
- Структурирование процесса взаимодействия педагога и обучающихся;
- Личностное совершенствование обучающихся, формирование в них таких качеств, как творческое мышление, самостоятельность, коммуникабельность, социальная активность.
Технология развивающего обучения - такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности ребенка.
Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств. Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Технология творческого развивающего обучения формиру ет у ребят художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
Технология коллективной творческой деятельности предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Применяя данную технологию, стараюсь развить у обучающихся такие качества как милосердие, толерантность, почтительное отношение к старшим, социальную активность и гражданскую ответственность.
Обучающиеся объединения «Художественная керамика» ежегодно принимают участие в акции «Добрые руки» в рамках проекта «И помнит мир спасенный».
В рамках проекта «Души прекрасные порывы …» проводятся совместные творческие мастер-классы «Согреем ладони, разгладим морщины» развивающие духовно-эмоциональную связь с пожилыми людьми, благотворительность, сокращая разрыв между поколениями.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Во время групповой работы я, как педагог, выполняю различные функции: контролирую, отвечаю на вопросы, регулирую споры, оказываю помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникабельность.
Технология проектного обучения - технология, при которой реализуется создание индивидуальных проектов, где ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Результат проектной деятельности – это, прежде всего, ход самой деятельности, а продукт (композиция, игрушка) – одно из воплощений замысла. Он помогает представить, каков был замысел решения проблемы проекта.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что происходит развитие творческого мышления, вводятся элементы исследовательской деятельности, формируются личностные качества воспитанников: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.