Просмотр содержимого документа
«Презентация по дисциплине "менеджмента"Мотивация как функция»
Мотивация как функция управления
Выполнила: Файрузова Айсылу 19ПО-1
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Мотивы – это совокупность психологически движущих причин, обуславливающих поведение, действие и деятельность людей.
Мотивационная структура – совокупность различных мотивов, обуславливающих поведение людей.
Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.
Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Виды стимулов:
самоутверждение
принуждение
материальное поощрение
моральное поощрение
Система стимулирования
Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.
Стимулы:
материальные нематериальные
материальные
нематериальные
денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) функциональные (улучшение организации труда, улучшение условий труда)
денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты)
не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.)
функциональные (улучшение организации труда, улучшение условий труда)
Материальные стимулы:
Нематериальные стимулы:
социально-психологические (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение); творческие (повышение квалификации, стажировки и командировки); стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск
социально-психологические (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение);
творческие (повышение квалификации, стажировки и командировки);
стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск
ситуация выбора специальности или места работы; ситуация повседневной работы; ситуация перемены места работы или профессии; инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды; конфликтная ситуация.
ситуация выбора специальности или места работы;
ситуация повседневной работы;
ситуация перемены места работы или профессии;
инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;
конфликтная ситуация.
Мотивация:
Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Внешняя мотивация может выступать в двух формах: административной и экономической.
Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы.
Внешняя мотивация может выступать в двух формах: административной и экономической.
основные формы мотивации: по результатам и по статусу
Мотивация по статусу (рангу) основана на интегральной оценке деятельности сотрудника, учитывающей его квалификацию, отношение к работе, качество труда и другие параметры, определяемые спецификой деятельности человека и организации.
Мотивация по результатам обычно применяется там, где можно сравнительно точно определить и выделить результат деятельности сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы.
Эгоистические мотивы по их ориентации на процесс работы и ее результат.
I случай:
1) содержание работы, условия труда,
2) характер взаимоотношений между сотрудниками,
3) возможности проявления и развития способностей человека.
II случай:
1) значимость работы;
2) материальное вознаграждение;
3) свободное время.
Теории мотивации
Процессуальные (представители):
ожидания Врума,
справедливости Адамса,
Портера-Лоулера
Содержательные (представители теорий):
Маслоу
Альдерфер
Мак Клелланд
Герцберг
потре6ности человека:
1) Первичные: физиологические потребности, потребности в безопасности и уверенности в будущем - социальные потребности 2) Вторичные: социальные потребности потребности в уважении, потребность самовыражения
1) Первичные:
физиологические потребности,
потребности в безопасности и уверенности в будущем - социальные потребности
2) Вторичные:
социальные потребности
потребности в уважении,
потребность самовыражения
Теория мотивации А. Маслоу
Теория Дэвида Мак Клелланда
структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к успеху
стремлению к власти
к признанию
Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Теория Герцберга
Факторы теории мотивации Герцберга:
Внешние факторы, влияющие удовлетворенность и неудовлетворенность работой, получили название «факторов контекста» или «гигиенических» факторов.
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении
Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями.
факторы контекста, если они создают неблагоприятную ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а скорее дают нейтральное отношение.
Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до плюса.
Теория Адельфера
потребность роста
потребность связи
потребность существования
Теория мотивации Фрейда: теория психоанализа
Фрейд полагал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение. Человек растет, подавляя в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем; они появляются в сновидениях, оговорах, невротическом поведении, навязчивых состояниях, в психозах, при которых человеческое Эго оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного Ид с гнетом Супер-Эго; таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.
Теория ожидания Врума
ожидание результата (З-Р) - соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
ожидание того, что усилия повлекут за собой вознаграждение (Р-В);
валентность – ценность вознаграждения, это предполагаемая степень относительного удовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.
Мотивация = З-Р х Р-В х Валентность.
Теория справедливости (равенства) Адамса
эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера:
Суть теории: введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
переменные, влияющие на размер вознаграждения:
затраченные усилия личностные качества человека и его способности осознание своей роли в процессе труда