Просмотр содержимого документа
«Письменный текст и его структурно-смысловые признаки»
Письменный текст и его структурно-смысловые признаки
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
Текст — от лат. textum — ткань; связь, соединение. Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически .
Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.
Между предложениями в тексте существует смысловая связь . Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д.
Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Различаютцепную и параллельнуюсвязь предложений.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим,
а сопоставляются,при этом благодаря параллелизму конструкций
возможны сопоставления или противопоставления.
Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов, члены
предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.
Ктоне проклинал станционных смотрителей,ктос ними не бранивался?Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.)
Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи междупредложениями . Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена егосинонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.
Тип связи предложений в этом отрывке — лексический повтор:
•зал ожидания... даже с котом — кот еще не стар — Пашка угостил кота рыбной головкой.
К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка — она — ее.
Грамматический повтор:попил — перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.
Семантические и ассоциативные связи в этом тексте : вокзалы пустые — поездов мало — народу совсем нету; вокзалы чистые — никто не сорит шелуху семечек».
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Все предложения в тексте (кроме первого) делятся на части:
Д («ДАННОЕ») - повторяющаяся часть предложения (из предыдущего предложения);связывает между собой предложения
Н («НОВОЕ») - информация, которую добавили; новое сообщение;
развивает мысль в тексте
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ
«НОВОЕ» становится «ДАННЫМ»
в следующем предложении.
Последующее связано с предыдущим.
Предложения «сцепляются».
1.
2.
3.
Вокруг города раскинулись леса.
В лесах попадались озера с огромными
соснами по берегам,
Сосны все время тихонько шумели.
СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ:
- ПОВТОР СЛОВ
- МЕСТОИМЕНИЯ
-СИНОНИМЫ
- ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
- ПЕРИФРАЗЫ и др.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
«ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны с первым. Предложения сопоставляются, противопоставляются...
1.
2.
3.
4.
Леса оздоравливают землю.
Они не только исполинские
лаборатории, дающие кислород.
Они поглощают пыль и ядовитые газы.
Их справедливо называют «легкими города».
СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ:
-СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
(одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы)
Вдруг наступит мертвая тишина. Ничтоне стукнет, не шелохнется.Ветер листкомне шевельнет.
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ
Хороша была Танюша.Крашене было в селе.
ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки . За окошком догорели огоньки . ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное , все знают о том, что... Оказывается , ... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,…" width="640"
3.СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ПОРЯДОК СЛОВ = ИНТОНАЦИЯ
Я никак не мог уснуть.О нейвсе думал.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
Но в камине дозвенелиугольки. За окошком догорелиогоньки.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции)
Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О чем мы говорили? О разном.
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Наверное, все знают о том, что...Оказывается, ...Пожалуй,самое