Педагогический совет по теме: Воспитание личности учащихся с нарушениями интеллекта в процессе формирования детского коллектива
Педагогический совет по теме: Воспитание личности учащихся с нарушениями интеллекта в процессе формирования детского коллектива
Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет по теме: Воспитание личности учащихся с нарушениями интеллекта в процессе формирования детского коллектива»
Воспитание личности учащихся с нарушениями интеллекта в процессе формирования детского коллектива
Подготовила: заместитель директора по воспитательной работе
Киреева Раиса Георгиевна
План
педагогического совета:
1. Особенности личности детей с нарушениями интеллекта в процессе формирования детского коллектива. (Киреева Р.Г.).
2. Роль социального педагога в воспитании личности ребёнка с нарушением интеллекта в процессе формирования коллектива. (Мищенко О.А.).
3. «Воспитай себя сам» или «Ну, воспитывайте меня…..» - один день из школьной жизни воспитанника.
4. Практикум «Решение педагогических ситуаций» - работа педагогов в микрогруппах. (Мурзина М.А.).
5. Модель личности выпускника специальной коррекционной школы 8 вида. (Мурзина М.А.).
« Воспитание есть процесс социальный – в самом широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего — люди.
Из них на первом месте родители и педагоги». А. С. Макаренко
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
В.П. Кащенко
Что такое личность?
Личность – это индивидум каждого человека.
«Личностью не рождаются, личностью становятся.
Особенности личности детей с нарушениями интеллекта в процессе формирования детского коллектива.
Системе отношений детей с нарушениями интеллекта присущ ряд особенностей:
а) сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;
б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении, недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
в) сравнительно элементарная мотивация отношений;
г) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;
д) нарушение избирательности отношений. Несмотря на все эти недостатки, следует иметь в виду, что в процессе обучения и воспитания система отношений детей с нарушениями интеллекта в значительной мере корригируется.
Коллектив
Детский воспитательный коллектив– развитая группа детей, которая объединена общими, имеющими общественно ценностный смысл целями и совместной деятельностью по их достижению, в которой есть органы самоуправления.
« Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (А.С. Макаренко).
Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта.
Организация жизни учеников специальной коррекционной школы VIII вида на коллективных началах, их вовлечение в коллектив являются важным средством коррекции высших психических функций детей-олигофренов.
Стадии развития коллектива
Макаренко:
1. педагог как субъект управления
2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив
3. субъектом управления выступает коллектив
Роль коллектива
Первая и важнейшая особенность детского коллектива специальной коррекционной школы VIII вида состоит в том, что его создание и подход к нему, его организация и деятельность, его формирование и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся. С первой особенностью связаны и все остальные.
Начальным этапом организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида является индивидуальная работа с каждым ее учеником. Поэтому индивидуальный подход и основанная на нем индивидуальная работа играют исключительную роль в формировании детского коллектива. Индивидуальная работа является важнейшей предпосылкой создания коллектива, важнейшим условием его развития и жизнедеятельности в дальнейшем.
На основе данных индивидуального изучения необходимо развивать у детей потребность в общении, организовывать это общение в различных формах и видах деятельности (речевой, учебной, трудовой, игровой и т. д.)
Важно использовать деятельность и общение детей для формирования самых разнообразных связей и отношений между ними и со взрослыми.
Учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, надо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений , прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д. Благодаря всей этой работе у каждого ученика будут формироваться опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе.
Одновременно из наиболее развитых учащихся необходимо создаватьядро коллектива. Учитывая индивидуальные возможности и склонности детей, каждому следует поручить определенный участок работы. Необходимо постоянно учить ребят способам выполнения данной работы, знакомить их с предъявленными к ним требованиями, регулярно проверять, ставить отчеты на собраниях, поощрять и стимулировать всю работу ядра.
Виды направленности
«на себя» (быть здоровым, жить весело, развлекаться)
«на объект» (наличие интересного дела, увлеченность занятием)
«на других людей» (желание помочь окружающим, наличие друзей)
Функции коллектива
включение личности в полезную деятельность (общественную); развитие самостоятельности;
вовлечение в общественно – школьную жизнь,
нравственное воспитание личности, а в отдельных случаях – перевоспитание
На установление дружеских отношений между детьми влияют
личностные характеристики взаимодействующих
частота встреч, а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем
успешное функционирование коллектива
наличие одной цели
широкое участие всех членов коллектива в принятии решения
Основные признаки развитого коллектива
Сплоченность, взаимопомощь детского коллектива на основе общественно значимых целей деятельности;
Обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива
Чрезвычайно важной задачей является объединение учащихся в небольшие группы (микроколлективы).
Объединение здесь может быть на самых различных началах: соседство по дому или парте, совместное выполнение поручений, совместное участие в играх, в кружковой работе, общие или сходные интересы, тяготение друг к другу и т. п.
Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, на пришкольных участках, самообслуживание, общественно полезная работа.
Совместная коллективная работа формирует у них переживания за коллектив, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу.
Весьма важную роль в создании коллектива играет внеклассная массовая и кружковая работа, организация досуга учащихся, их быта. Эти стороны жизни и деятельности учащихся тоже являются очень важными средствами формирования коллектива.
Организация и проведение внеклассной работы может способствовать формированию всесторонне развитой личности ребёнка. В результате правильно организованной внеклассной работы могут решаться многие задачи, благоприятствующие всестороннему развитию ребёнка. Праздники, являясь наиболее яркими и запоминающимися в сознании детей и сочетая различные виды искусства, оказывают большое влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.
В развитии детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида решающая роль принадлежит педагогическому коллективу .
Для того чтобы ребенок стремился стать активным членом коллектива, необходимо развивать его общественную активность и самостоятельность. Эта задача приобретает особое значение в связи с тем, что все указанные качества у школьников c нарушением интеллекта развиты слабо. Для ее решения существенное значение имеет использование различных игровых форм и других средств эмоционального воздействия, особенно в работе с младшим и средним возрастом.
От приучения к коллективной жизни и деятельности к упражнению в самостоятельном выполнении требований коллектива, а затем к самостоятельному по собственному почину предъявлению требований к себе и к другим — таковы основы методики воспитания активности ученика специальной коррекционной школы VIII вида как члена коллектива.
В заключение необходимо подчеркнуть, что коллектив не самоцель, а средство воспитания личности. Но следствием развития коллектива является развитие и совершенствование личности, рост ее самосознания, направленности, самостоятельности и других общественно ценных моральных и психологических качеств.