kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое заседание кружка «Налоги. Информ. Плюс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения: Аналитический обзор Основных направлений налоговой политики РФ на 2016-2018 гг

План:

1. Направления совершенствования налоговой системы РФ на 2016-2018 гг.

2. Направления совершенствования налогового администрирования.

3. Совершенствование налогообложения косвенными налогами.

1

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

I. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах

1. Налоговая нагрузка

При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.

Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.

Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при средней за несколько лет внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.

Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.

С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.

Доходы бюджета расширенного правительства Российской

Федерации в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы всего

39,17

35,04

34,62

37,26

37,69

36,93

36,93

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

в том числе

Налог на прибыль организаций

6,09

3,26

3,83

4,06

3,79

3,13

3,33

Налог на доходы физических лиц

4,04

4,29

3,87

3,57

3,64

3,78

3,78

Налог на добавленную стоимость

5,17

5,28

5,40

5,81

5,70

5,35

5,52

Акцизы

0,85

0,89

1,02

1,16

1,35

1,53

1,50

Таможенные пошлины

8,51

6,52

6,74

8,25

8,20

7,51

7,74

Налог на добычу полезных ископаемых

4,14

2,72

3,04

3,65

3,96

3,89

4,07

Единый социальный налог и страховые взносы

5,52

5,93

5,35

6,30

6,60

7,09

6,66

Прочие налоги и сборы

1,73

1,99

1,88

1,71

1,74

1,84

1,82

Представленные в таблице 1 данные демонстрируют, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в долях ВВП снизились по сравнению с 2008 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34,4% - 35% ВВП).

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России традиционно выделяют нефтегазовые доходы - налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые из этих источников таблица 2. По мнению Правительства Российской Федерации, в состав таких доходов в аналитических целях следует также добавить доходы от акцизов на нефтепродукты.

Доходы бюджета расширенного правительства

от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти

и нефтепродуктов в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

11,17

8,19

8,64

10,75

11,16

10,66

11,11

из них:

НДПИ на нефть

3,81

2,41

2,74

3,30

3,43

3,31

3,45

НДПИ на газ

0,24

0,21

0,20

0,25

0,43

0,49

0,52

Акцизы на нефтепродукты

0,34

0,38

0,37

0,51

0,59

0,63

0,54

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,32

3,10

3,61

4,17

4,00

3,53

3,67

Вывозные таможенные пошлины на газ

1,19

1,12

0,42

0,69

0,70

0,72

0,68

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,27

0,98

1,30

1,67

1,82

1,82

2,09

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

0,00

0,00

0,00

0,16

0,19

0,16

0,15

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

24,87

22,69

22,48

23,75

23,81

23,45

23,31

Из представленной таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.

Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов. При этом в 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора, определяемые указанным выше способом, составили 11,11% ВВП, от других видов деятельности - 23,31% ВВП.

Что касается уровня налоговой нагрузки по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85% ВВП, при этом по итогам 2014 года несколько снизился до 3,78% ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2008 году - 5,17% ВВП и в 2014 году - 5,52% ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09% ВВП до 3,33% ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008 - 2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.

Более чем в 1,8 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85% ВВП в 2008 году до 1,50% ВВП в 2014 году). Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.

В период 2012 - 2014 годов индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары (за исключением табачной продукции и нефтепродуктов).

На 2015 год было принято решение не повышать ставки акцизов на алкогольную продукцию; начиная с 2016 - 2017 гг. законодательством предусмотрено повышение ставок акцизов на отдельные товары алкогольной группы, однако не такими высокими темпами, как до 2015 года.

Что касается ставок акцизов на табачную продукцию, то здесь налоговая политика определялась планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010 - 2015 годах, а также Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России

Одним из наиболее часто используемых индикаторов ведения деятельности в конкретной стране и сравнения с другими странами являются показатели Doing Business - "Ведение бизнеса", рассчитываемые ежегодно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Результатом сравнительного анализа на основе типовой модели среднего предприятия является оценка различных условий его деятельности.

Российская Федерация в отчете DoingBusiness 2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2013 года, занимает 62-ю позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое заседание кружка «Налоги. Информ. Плюс»»

Основные направления налоговой политики РФ на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов

Основные направления налоговой политики РФ на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов

Цель : составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период

Цель :

составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период

Приоритетом правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику

Приоритетом правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику

Налоговая нагрузка  Для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. 2. Сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы РФ и соотношение этой величины с иными показателями не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.

Налоговая нагрузка

  • Для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней.

2. Сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы РФ и соотношение этой величины с иными показателями не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.

Доходы бюджета правительства РФ в 2008 - 2014 гг. 2008 Доходы всего Налоговые доходы и платежи 39,17 2009 Налог на прибыль организаций 35,04 2010 36,04 30,88 6,09 2011 34,62 Налог на доходы физических лиц Налог на добавленную стоимость 3,26 31,12 37,26 4,04 2012 4,29 3,83 5,17 34,50 Акцизы 37,69 2013 0,85 4,06 5,28 3,87 34,97 Таможенные пошлины 36,93 2014 5,40 3,57 0,89 Налог на добычу полезных ископаемых 3,79 8,51 36,93 34,11 1,02 5,81 4,14 Единый социальный налог и страховые взносы 3,64 34,42 3,13 6,52 1,16 5,70 2,72 3,78 Прочие налоги и сборы 5,52 3,33 6,74 5,35 1,73 5,93 3,04 8,25 1,35 3,78 5,52 3,65 1,53 5,35 1,99 8,20 6,30 1,88 1,50 3,96 7,51 1,71 7,74 6,60 3,89 7,09 4,07 1,74 6,66 1,84 1,82 Налоговые доходы бюджетной системы снизились по сравнению с 2008 , однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне

Доходы бюджета правительства РФ в 2008 - 2014 гг.

2008

Доходы всего

Налоговые доходы и платежи

39,17

2009

Налог на прибыль организаций

35,04

2010

36,04

30,88

6,09

2011

34,62

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость

3,26

31,12

37,26

4,04

2012

4,29

3,83

5,17

34,50

Акцизы

37,69

2013

0,85

4,06

5,28

3,87

34,97

Таможенные пошлины

36,93

2014

5,40

3,57

0,89

Налог на добычу полезных ископаемых

3,79

8,51

36,93

34,11

1,02

5,81

4,14

Единый социальный налог и страховые взносы

3,64

34,42

3,13

6,52

1,16

5,70

2,72

3,78

Прочие налоги и сборы

5,52

3,33

6,74

5,35

1,73

5,93

3,04

8,25

1,35

3,78

5,52

3,65

1,53

5,35

1,99

8,20

6,30

1,88

1,50

3,96

7,51

1,71

7,74

6,60

3,89

7,09

4,07

1,74

6,66

1,84

1,82

Налоговые доходы бюджетной системы снизились по сравнению с 2008 , однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне

Доходы бюджета правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008 - 2014 гг.   Налоговые доходы и платежи 2008 2009 36,04 Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 2010 30,88 11,17 из них: 2011 31,12 НДПИ на нефть   8,19 2012 34,50 3,81 НДПИ на газ   8,64 2013 34,97 Акцизы на нефтепродукты 2,41   0,24 10,75 2014 34,11 0,21 0,34 Вывозные таможенные пошлины на нефть 2,74 11,16   34,42 3,30 4,32 Вывозные таможенные пошлины на газ   0,20 0,38 10,66 3,10 0,37 Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты   0,25 3,43 11,11 1,19 0,43 0,51 Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) 1,27 3,31   3,61 1,12 0,00 Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 0,98 0,42 0,49 4,17 0,59 3,45 0,52 24,87 1,30 0,63 4,00 0,69 0,00 22,69 0,54 0,00 1,67 0,70 3,53 22,48 0,16 3,67 1,82 0,72 0,19 1,82 0,68 23,75 2,09 0,16 23,81 0,15 23,45 23,31 Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов.

Доходы бюджета правительства

от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти

и нефтепродуктов в 2008 - 2014 гг.

 

Налоговые доходы и платежи

2008

2009

36,04

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

2010

30,88

11,17

из них:

2011

31,12

НДПИ на нефть

 

8,19

2012

34,50

3,81

НДПИ на газ

 

8,64

2013

34,97

Акцизы на нефтепродукты

2,41

 

0,24

10,75

2014

34,11

0,21

0,34

Вывозные таможенные пошлины на нефть

2,74

11,16

 

34,42

3,30

4,32

Вывозные таможенные пошлины на газ

 

0,20

0,38

10,66

3,10

0,37

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

 

0,25

3,43

11,11

1,19

0,43

0,51

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

1,27

3,31

 

3,61

1,12

0,00

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

0,98

0,42

0,49

4,17

0,59

3,45

0,52

24,87

1,30

0,63

4,00

0,69

0,00

22,69

0,54

0,00

1,67

0,70

3,53

22,48

0,16

3,67

1,82

0,72

0,19

1,82

0,68

23,75

2,09

0,16

23,81

0,15

23,45

23,31

Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов.

Уровень налоговой нагрузки по другим видам налогов  с 6,09 % до 3,33 % в 2008 году - 5,17 % в 2014 году - 5,52 %  с 0,85 % в 2008 году  до 1,50 % в 2014 году

Уровень налоговой нагрузки по другим видам налогов

с 6,09 % до 3,33 %

в 2008 году - 5,17 %

в 2014 году - 5,52 %

с 0,85 % в 2008 году

до 1,50 % в 2014 году

Индикатор ведения деятельности в конкретной стране и сравнения с другими странами являются показатели Doing Business – «Ведение бизнеса» за 2013 год Российская Федерация заняла 49 место в рейтинге

Индикатор ведения деятельности в конкретной стране и сравнения с другими странами являются показатели Doing Business – «Ведение бизнеса»

за 2013 год Российская Федерация заняла 49 место в рейтинге

Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов Исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации по реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию 2. Антикризисные меры Правительства РФ и Государственной Думы

Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов

  • Исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации по реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию

2. Антикризисные меры Правительства РФ и Государственной Думы

Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России 1.Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств 2.Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения 4.Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников 3.Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы

Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России

1.Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств

2.Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения

4.Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

3.Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы

5.Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций 6. Применение НДС к авансовым платежам 7. Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте

5.Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций

6. Применение НДС к авансовым платежам

7. Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте

Налогообложение доходов физических лиц уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц

Налогообложение доходов физических лиц

уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц

Совершенствование налогового администрирования. Институт предварительного налогового контроля С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля) Оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне Борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения

Совершенствование налогового администрирования.

Институт предварительного налогового контроля

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля)

Оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне

Борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения

Обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями Внедрение данного стандарта повысит способность налоговых органов получать необходимую информацию для точного определения налоговых обязательств национальных налогоплательщиков.

Обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями

Внедрение данного стандарта повысит способность налоговых органов получать необходимую информацию для точного определения налоговых обязательств национальных налогоплательщиков.

Меры по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов Важной задачей остается работа по ужесточению мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета. Необходимо разработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме

Меры по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов

Важной задачей остается работа по ужесточению мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета.

Необходимо разработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме

Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) Цели совершенствования :

Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС)

Цели совершенствования :

  • Сокращение срока возмещения НДС и отвлечения оборотных средств.
  • Обеспечение единообразного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации.
  • Противодействие неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы.
  • Приведение в соответствие с международной практикой порядка применения НДС по телекоммуникационным услугам.
Акцизное налогообложение На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов. В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств - членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов.

Акцизное налогообложение

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов.

В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств - членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Открытое заседание кружка «Налоги. Информ. Плюс»

Автор: Тюмина Марина Александровна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304273


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства